Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 06 февраля 2014 г. по делу N 33А-182
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Балабанова Н.Н. и Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Татарченко Н.М., с участием представителя заявителя Козлова ФИО10., представителя командира и жилищной комиссии войсковой части N полковника юстиции Федорова ФИО11 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 14 ноября 2013 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части N старшего прапорщика Баранова ФИО12 ФИО13 об оспаривании решения командира и жилищной комиссии войсковой части N, связанного со снятием с жилищного учета.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н., объяснения представителя заявителя в обоснование доводов апелляционной жалобы и представителя командира и жилищной комиссии воинской части, возражавшего против удовлетворения жалобы заявителя, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, Баранов в сентябре 2003 года был уволен с военной службы по контракту, на которую вновь поступил в декабре того же года, заключив контракт сроком на пять лет.
В рапорте от 31 января 2012 года заявитель, проходящий службу в городе Сарове Нижегородской области и в октябре 2012 года достигающий предельного возраста пребывания на военной службе, просил командира войсковой части N о принятии составом семьи 2 человека (он и его супруга) на жилищный учет в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, который был удовлетворен решением командира и жилищной комиссии воинской части от 12 февраля 2013 года (протокол N 1).
Приказом командира войсковой части N от 28 января 2013 года N 2 заявитель, имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет, уволен с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, а приказом командира войсковой части N от 7 февраля 2013 года N 24 с 15 февраля того же года исключен из списков личного состава воинской части.
Решением командира и жилищной комиссии воинской части от 13 сентября 2013 года (протокол N 9) Баранов и его супруга на основании пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ сняты с жилищного учета. Основанием для принятия указанного решения послужило выявление обстоятельств, связанных с ухудшением Барановым и его супругой жилищных условий, выразившихся в прекращении супругой заявителя в феврале 2010 года права собственности на жилой дом N N, расположенный по адресу: "адрес", общей площадью N кв.м., приобретенный ею в период брака с заявителем.
Указанное решение Баранов оспорил в военном суде и в поданном заявлении просил суд обязать командира и жилищную комиссию воинской части его отменить.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его заявления.
В обоснование жалобы утверждает, что поскольку решением командира и жилищной комиссии воинской части от 12 февраля 2013 года он правомерно был принят на жилищный учет и это решение никем не оспаривалось и не было отменено, то оснований для применения ст. 56 ЖК РФ, предусматривающей возможность снятия граждан с жилищного учета в результате неправомерности действий должностных лиц при решении вопроса о принятии их на жилищный учет, не имелось.
Отмечает, что действия его супруги, связанные с продажей в феврале 2010 года дома, неправомерно учитывались при принятии решения о снятии его с жилищного учета, поскольку данная собственность в соответствии со ст. 34 СК РФ является собственностью супруги, так как была приобретена на подаренные ей денежные средства.
Со ссылкой на положения постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 и ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" утверждает о своем праве на обеспечение жилым помещением в г. Сарове - избранном им после увольнения местом жительства, поскольку в указанном населенном пункте у него нет жилых помещений, а общая продолжительность его военной службы более 10 лет и он уволен с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.
В заключение доводов апелляционной жалобы ее автор ссылается на обстоятельства, связанные с несвоевременным ознакомлением его с протоколом судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также установлено, что на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Абзацем 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане:
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из рапорта Баранова от 31 января 2012 года усматривается, что он в связи с достижением в октябре 2012 года предельного возраста пребывания на военной службе, просил командира воинской части о принятии составом семьи 2 человека (он и его супруга) на жилищный учет в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в г. Сарове, который был удовлетворен решением командира и жилищной комиссии воинской части от 12 февраля 2013 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ года супруге заявителя в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года на праве собственности принадлежал дом N N, расположенный по адресу: "адрес", общей площадью N кв.м. В данном жилом помещении, как следует из паспорта Баранова он был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, а его супруга, как усматривается из ее паспорта - с ДД.ММ.ГГГГ года.
Пунктами 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Нарышкинского сельского совета Вознесенского района Нижегородской области от 29 декабря 2005 года N 12, в редакции решения от 25 октября 2006 года N 52, в состав которого входит с. Сарминский Майдан, учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 15 кв.м. общей площади на одного человека.
При таких обстоятельствах до 24 февраля 2010 года заявитель и его супруга нуждающимися в улучшении жилищных условий не являлись, поскольку были обеспечены жилым помещением более учетной нормы, установленной, в с. Сарминский Майдан.
В п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 года N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" разъяснено, что общей совместной собственностью супругов, подлежащей разделу (п. п. 1 и 2 ст. 34 СК РФ), является любое нажитое ими в период брака движимое и недвижимое имущество, которое в силу ст. ст. 128, 129, п. п. 1 и 2 ст. 213 ГК РФ может быть объектом права собственности граждан, независимо от того, на имя кого из супругов оно было приобретено или кем внесены денежные средства, если брачным договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
В этой связи довод жалобы о том, что жилое помещение в с. Сарминский Майдан стоимостью N рублей было приобретено супругой заявителя на подаренные ей денежные средства и в соответствии со. ст. 34 СК РФ является ее собственностью, юридического значения для дела не имеет, поскольку суду не было представлено доказательств, бесспорно подтверждающих его приобретение на денежные средства супруги заявителя, в том числе полученные в дар от ее сестры Чураевой ФИО14 в сумме N рублей.
В связи с тем, что после продажи в феврале 2010 года жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", супруга заявителя перестала быть собственником вышеуказанного жилого помещение, приобретенного ею в период брака с заявителем, то есть добровольно отказалась от права пользования этим жилым помещением, ухудшив свои с Барановым жилищные условия, то при таких обстоятельствах заявитель составом семьи 2 человека может быть признан нуждающимся в жилом помещении не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий, то есть ранее февраля 2015 года.
В соответствии со статьей 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 данного Кодекса оснований снятия их с учета.
Одним из оснований снятия граждан с жилищного учета, предусмотренным пунктом 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, в том числе, является неправомерность действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на жилищный учет.
Таким образом, поскольку заявитель составом семьи 2 человека до 24 февраля 2010 года считался обеспеченным жилым помещением более учетной нормы и на жилищный учет может быть принят не ранее 5 лет со дня ухудшения жилищных условий, то есть ранее февраля 2015 года, то при таких данных командир и жилищная комиссия воинской части, принимая 12 февраля 2013 года решение о принятии Баранова на жилищный учет, осуществили неправомерные действия.
В этой связи утверждение заявителя о законности принятия на жилищный учет на основании решения командира и жилищной комиссии воинской части от 12 февраля 2013 года и об отсутствии оснований, предусмотренных ст. 56 ЖК РФ для снятия его с указанного учета, судебная коллегия признает надуманным, а вывод суда первой инстанции о законности оспоренного решения командира и жилищной комиссии воинской части от 13 сентября 2013 года о снятии заявителя с жилищного учета, является верным.
Пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" определено, что при рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом "О статусе военнослужащих", так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, довод автора жалобы о его праве на обеспечение жильем в соответствии с нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих" и постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, то есть без учета положений Жилищного кодекса Российской Федерации, является несостоятельным.
Несвоевременное ознакомление заявителя с протоколом судебного заседания, вопреки его мнению, не свидетельствует о незаконности обжалуемого судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 14 ноября 2013 года по заявлению Баранова ФИО15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"данные изъяты"
Судья Московского окружного
военного суда Н.Н. Зинюшин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.