Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 06 февраля 2014 г. по делу N 33А-143
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Балабанова Н.Н. и Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Татарченко Н.М., с участием представителя заявителя Безымянного ФИО13. и представителя начальника Управления ФСБ России по Тверской области Глебова ФИО14, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя начальника Управления ФСБ России по Тверской области (далее - управление) подполковника юстиции Блинова ФИО15 на решение Тверского гарнизонного военного суда от 14 ноября 2013 года, которым частично удовлетворено заявление военнослужащей управления прапорщика Безымянной ФИО16 об оспаривании действий начальника управления, связанных с отказом в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н., объяснения представителя должностного лица в обоснование доводов апелляционной жалобы и представителя заявителя, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, Безымянная в августе 2001 года поступила на военную службу по контракту, которую проходит в управлении (г. Тверь) и составом семьи 5 человек проживает в квартире N N, расположенной по адресу: ДД.ММ.ГГГГ, общей площадью N кв.м., принадлежащей на праве собственности матери ее мужа, где все члены ее семьи имеют постоянную регистрацию по месту жительства.
На основании договора найма жилого помещения от 1 января 2013 года и дополнительного соглашения к нему от 1 июля того же года заявитель по месту службы осуществляет найм вышеуказанного жилого помещения, ежемесячная плата за которое составляет N рублей и N рублей, соответственно.
Решением начальника и жилищной комиссии управления от 29 мая 2013 года (протокол N 06-13) заявитель составом семьи 5 человек принята на жилищный учет в служебном жилом помещении с 17 мая того же года.
В рапортах от 26 июля и 2 октября 2013 года Безымянная просила о выплате ей ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения, в удовлетворении которых начальником управления отказано.
Считая отказ незаконным, Безымянная обратилась в военный суд с заявлением, в котором просила обязать начальника управления выплатить ей денежную компенсацию за наем жилого помещения (далее - компенсация) за период с 17 мая по 30 июня 2013 года в размере N рублей, а за период с июля по октябрь 2013 года - в размере N рублей в месяц.
Кроме того, заявитель просила возложить на должностное лицо обязанность по ежемесячной выплате компенсации.
Гарнизонный военный суд заявление удовлетворил частично.
Суд признал незаконным оспоренный заявителем отказ начальника управления и обязал его выплатить заявителю за период с 17 мая по 30 июня 2013 года компенсацию в размере N рублей, а за период с июля по октябрь 2013 года - в размере N N рублей за каждый месяц.
В удовлетворении требования о возложении обязанности по ежемесячной выплате компенсации судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель начальника управления просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе Безымянной в удовлетворении ее заявления.
В обоснование жалобы, ее автор, ссылаясь на положения ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам РФ, проходящим службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Считает, что для выплаты денежной компенсации за наем жилых помещений необходима совокупность двух условий: факт прибытия военнослужащего к новому месту военной службы и нуждаемость его по месту военной службы в жилом помещении.
Полагает, что поскольку заявитель к месту службы не прибывала, и ранее в г. Твери в собственности имела жилое помещение, которое в 2004 году продала матери своего мужа, однако всем составом семьи осталась в нем проживать и там же всем составом своей семьи состоять на регистрационном учете, а с 2013 года стала осуществлять найм этого жилого помещения, то имеет место злоупотребление правом со стороны заявителя.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что Безымянная необеспечена жилым помещением по месту прохождения военной службы и признана в установленном порядке нуждающейся в предоставлении служебного жилого помещения, а кроме того несет расходы за наем жилья.
Вместе с тем, данный вывод суда является ошибочным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В силу п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам российской федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих и членов их семей им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров.
Указанный порядок также закреплен и в приказе Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 9 ноября 2005 года N 665, который издан во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909.
Согласно данному порядку решение о выплате компенсации принимается руководителем (начальником) органа федеральной службы безопасности на основании следующих документов: копии договора найма жилого помещения, справки подразделения кадров о дате прибытия военнослужащего к новому месту службы, составе прибывших и совместно проживающих с военнослужащим членов семьи (с указанием степени родства, фамилии, имени, отчества, даты рождения детей), выписки из приказа руководителя (начальника) органа федеральной службы безопасности о зачислении военнослужащего в списки личного состава органа федеральной службы безопасности, справки жилищной комиссии органа федеральной службы безопасности об отсутствии жилого помещения, пригодного для постоянного или временного проживания военнослужащего, копий паспортов гражданина Российской Федерации на военнослужащего и всех членов его семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства или месту пребывания и свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста.
Частью 2 статьи 99 ЖК РФ установлено, что специализированные жилые помещения, к которым относится служебное жилье, предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Исходя из системного анализа вышеприведенных правовых норм, основанием для выплаты военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений является совокупность следующих условий: прибытие военнослужащего к новому месту службы и нуждаемость в предоставлении жилья по месту службы в связи с отсутствием у военнослужащего и (или) членов его семьи по месту службы в собственности, пользовании и владении жилых помещений.
Из материалов дела видно, что Безымянная на военную службу по контракту поступила в 2001 году и стала ее проходить в управлении (город Тверь).
Согласно объяснениям представителя заявителя - Безымянного ФИО17. в судебном заседании 14 ноября 2013 года, заявитель и ее супруг в г. Твери являлись собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: ДД.ММ.ГГГГ, в котором составом семьи 5 человек (заявитель с супругом и их дети Дмитрий, N г.р., Александр, N г.р. и Павел, N г.р.) были зарегистрированы и данную регистрацию в этом жилом помещении сохранили до настоящего времени, в котором все они фактически и проживают. В 2004 году указанное жилое помещение было продано матери супруга заявителя, которая в нем не проживает, однако с которой Безымянная в январе 2013 года заключила договор его найма.
В силу части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Согласно пункту 2 этой статьи Кодекса в случае установления того, что лицо злоупотребило своим правом, суд может отказать в защите принадлежащего ему права.
То есть, наличие какого-либо права (в данном случае - права на получение денежной компенсации за наем жилого помещения) не предполагает возможности злоупотребления этим правом.
Так как заявитель с членами семьи к новому месту военной службы в город Тверь не прибывала и в указанном городе имеет постоянную регистрацию и, соответственно, право пользования квартирой N N, расположенной по адресу: ДД.ММ.ГГГГ где заявитель и все члены ее семьи и проживают, то она не является лицом, которое имеет право на получение денежной компенсации за наем этого же самого жилого помещения.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о незаконности действий начальника управления, связанных с отказом заявителю в выплате компенсации за наем жилого помещения, не может быть признан обоснованным.
Поскольку при принятии судебного постановления судом первой инстанции были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и это привело к неправильному применению норм материального права, то обжалуемое решение гарнизонного военного суда подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктами 1 и 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского гарнизонного военного суда от 14 ноября 2013 года по заявлению Безымянной ФИО18 в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права - отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления Безымянной ФИО19. об оспаривании действий начальника Управления ФСБ России по Тверской области, связанных с отказом в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения, - отказать.
Председательствующий
Судьи:
"данные изъяты":
Судья Московского окружного
военного суда Н.Н. Зинюшин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.