Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 06 марта 2014 г. по делу N 33А-277
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Лаврентьева В.В. и Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Татарченко Н.М., с участием заявителя, представителя командира войсковой части N Кулик ФИО9., представителя жилищной комиссии той же воинской части Котюковой ФИО10 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя командира воинской части на решение Московского гарнизонного военного суда от 11 декабря 2013 года, согласно которому частично удовлетворено заявление бывшего военнослужащего войсковой части N майора Лихо ФИО11 об оспаривании решения командира и жилищной комиссии той же воинской части, связанного с отказом в принятии на жилищный учет.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н., объяснения представителей командира и жилищной комиссии воинской части в обоснование доводов апелляционной жалобы и заявителя, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, Лихо, имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, приказом командира войсковой части N (г. Москва) от 21 марта 2002 года N 160 уволен с военной службы по состоянию здоровья, в связи с признанием военно-врачебной комиссией не годным к военной службе.
Приказом командира войсковой части N от 10 сентября 2004 года N 555 заявитель исключен из списков личного состава воинской части с 10 сентября того же года.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского окружного военного суда от 29 июля 2005 года отменено решение командира и жилищной комиссии воинской части от 12 ноября 2003 года об отказе заявителю в принятии на жилищный учет и на них возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о принятии Лихо и членов его семьи на жилищный учет.
Решением командира и жилищной комиссии войсковой части N от 15 сентября 2005 года (протокол N 23) Лихо и члены его семьи по последнему месту службы признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и включены в список очередников воинской части с момента подачи соответствующего заявления.
С данным решением была не согласна Центральная жилищная комиссия ФСБ России, которая своим решением от 20 февраля 2006 года не утвердила решение жилищной комиссии воинской части от 15 сентября 2005 года и отказала заявителю в принятии на жилищный учет.
Вступившим в законную силу решением Московского гарнизонного военного суда от 16 апреля 2007 года решение Центральной жилищной комиссии ФСБ России от 20 февраля 2006 года признано незаконным, а на указанную комиссию судом возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о принятии заявителя и членов его семьи на жилищный учет по последнему месту военной службы с момента его первичного обращения.
Решением Центральной жилищной комиссии ФСБ России от 5 октября 2007 года, принятым во исполнение решения суда от 16 апреля 2007 года, Лихо и члены его семьи признаны нуждающимися в получении жилого помещения по последнему месту службы с момента первоначального обращения, то есть с 2003 года, о чем в адрес заявителя командиром воинской части направлено сообщение от 22 октября 2007 года.
Решением командира и жилищной комиссии воинской части от 28 февраля 2013 года Лихо на состав семьи 2 человека (он и супруга) по договору социального найма распределена однокомнатная квартира N N, расположенная по адресу: ДД.ММ.ГГГГ общей площадью N кв.м., с получением которой он был не согласен, оспорив данное решение в военном суде.
Вступившим в законную силу решением Московского гарнизонного военного суда от 11 июля 2013 года заявителю отказано в признании незаконным вышеуказанного решения от 28 февраля 2013 года. При этом судом установлено, что, несмотря на нахождение заявителя на жилищном учете составом семьи 4 человека (он, супруга и двое сыновей), оспоренное им решение командира и жилищной комиссии воинской части не нарушает его жилищные права, поскольку от распределенной ему однокомнатной квартиры он отказался.
В заявлении от 27 августа 2013 года Лихо просил первого заместителя командира и председателя жилищной комиссии воинской части предоставить ему выписку из протокола заседания жилищной комиссии воинской части о принятии его составом семьи 4 человека на жилищный учет. В этом же обращении заявитель указал, что в случае, если такого решения до настоящего времени не принято, просил его принять. Кроме того, заявитель высказал просьбу о предоставлении ему на состав семьи 4 человека жилого помещения в городе Москве, а также просил предоставить ему выписку из списка очередников воинской части, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в части, касающейся его.
Командиром и жилищной комиссией воинской части, расценившим это заявление, как просьбу о принятии на жилищный учет, принято решение от 23 сентября 2013 года (протокол N 10) об отказе заявителю в принятии его на жилищный учет по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, то есть в связи с представлением им документов, не подтверждающих право заявителя и членов его семьи состоять на жилищном учете. При этом 27 сентября 2013 года первым заместителем командира воинской части Лихо на его заявление от 27 августа 2013 года также был дан ответ, из которого следовало, что решения о принятии его на жилищный учет в воинской части не принималось, однако по состоянию на 1 сентября 2013 года он состоит в списке военнослужащих воинской части, нуждающихся в жилых помещениях, под номером 5.
Полагая свои права нарушенными, Лихо обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение командира и жилищной комиссии воинской части от 23 сентября 2013 года в части, его касающейся, и возложить на указанную комиссию обязанность принять его составом семьи 4 человека на жилищный учет, а принятое решение направить ему.
Гарнизонный военный суд заявление удовлетворил частично.
Суд первой инстанции, установив обстоятельства, связанные с тем, что решений о снятии заявителя с жилищного учета не принималось, пришел к выводу, что оспоренное решение командира и жилищной комиссии воинской части от 23 сентября 2013 года является незаконным и подлежит отмене с возложением на них обязанности поставить Лихо составом семьи 4 человека на жилищный учет и включить его в соответствующий список очередников с 12 ноября 2003 года.
В удовлетворении требования заявителя о возложении на командира и жилищную комиссию воинской части обязанности по направлению ему решения о принятии его на жилищный учет судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель командира воинской части, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе заявителю в удовлетворении его требований, взыскав с него в пользу воинской части судебные расходы, связанные с оплатой апелляционной жалобы государственной пошлиной, в размере N рублей.
Ссылаясь на обстоятельства, связанные с принятием заявителя и членов его семьи на жилищный учет на основании решений командира и жилищной комиссии воинской части от 15 сентября 2005 года и Центральной жилищной комиссии ФСБ России от 5 октября 2007 года, утверждает, что принятое судебное постановление, возложившее на командира и жилищную комиссию воинской части обязанность принять заявителя и членов его семьи на указанный учет с 12 ноября 2003 года, является незаконным, поскольку этим решением фактически пересмотрены вступившие в законную силу судебные решения, на основании которых Лихо с членами семьи принят на жилищный учет с 2003 года.
Полагает законным оспоренное заявителем решение командира и жилищной комиссии от 23 сентября 2013 года, принятое в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку к своему заявлению от 27 августа 2013 года Лихо не представил документы, подтверждающие его право составом семьи 4 человека состоять на жилищном учете. При этом таким решением не нарушаются жилищные права заявителя, поскольку на указанном учете он уже состоит с 2003 года.
Делает вывод о том, что у суда первой инстанции, применительно к решению гарнизонного военного суда от 11 июля 2013 года, не было оснований для применения ст. 61 ГПК РФ, поскольку предметом этого решения являлись действия командира и жилищной комиссии воинской части по распределению заявителю и его супруге однокомнатной квартиры в городе Москве.
Утверждает, что обращение заявителя от 27 августа 2013 года в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" надлежащим образом было рассмотрено и на все поставленные в нем вопросы ему даны ответы.
В заключение доводов жалобы ее автор считает, что судебное постановление, возложившее на командира и жилищную комиссию воинской части принять заявителя и членов его семьи на жилищный учет с 12 ноября 2003 года, является незаконным, поскольку данным решением суд подменил орган, которым является жилищная комиссия, уполномоченная определять время принятия военнослужащих на жилищный учет.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Статьями 9 и 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня его регистрации.
Пунктами 1, 3 и 4 части 1 статьи 10 Федерального закона предусмотрено, что должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Как следует из материалов дела, в частности заявления Лихо от 27 августа 2013 года, последний обратился к первому заместителю командира и к председателю жилищной комиссии воинской части с просьбой предоставить ему выписку из протокола заседания жилищной комиссии воинской части о принятии его составом семьи 4 человека на жилищный учет. В этом же обращении заявитель указал, что в случае, если такого решения до настоящего времени нет, просил принять его о постановке на жилищный учет. Кроме того, Лихо высказал просьбу о предоставлении ему на состав семьи 4 человека жилого помещения в городе Москве, а также просил предоставить ему выписку из списка очередников воинской части, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в части, касающейся его.
Из этих же материалов дела, в частности решения командира и жилищной комиссии войсковой части N от 15 сентября 2005 года (протокол N 23), вступившего в законную силу решения Московского гарнизонного военного суда от 16 апреля 2007 года и решения Центральной жилищной комиссии ФСБ России от 5 октября 2007 года, следует, что Лихо и члены его семьи признаны нуждающимися в получении жилого помещения по последнему месту службы с момента первоначального обращения, то есть с 2003 года.
При таких обстоятельствах должностные лица, получившие заявление Лихо от 27 августа 2013 года, содержащее просьбу о предоставлении ему выписки из решения жилищной комиссии воинской части о принятии его составом семьи 4 человека на жилищный учет, должны были предоставить заявителю выписку из решения командира и жилищной комиссии войсковой части N от 15 сентября 2005 года, а также из копию решения Центральной жилищной комиссии ФСБ России от 5 октября 2007 года, чего в нарушение вышеприведенного Федерального закона не сделали.
Напротив, не разобравшись в существе обращения и расценив его как заявление о принятии на жилищный учет, командир и жилищная комиссия воинской части своим решением от 23 сентября 2013 года приняли решение об отказе в удовлетворении заявления Лихо.
Тем самым при наличии вступивших в законную силу решений судов первой и второй инстанции и неотмененных решений командира и жилищной комиссии войсковой части N от 15 сентября 2005 года и решения Центральной жилищной комиссии ФСБ России от 5 октября 2007 года, командир и жилищная комиссия воинской части 23 сентября 2013 года без достаточных оснований вновь рассмотрели вопрос о принятии Лихо и членов его семьи на жилищный учет.
Установив данные обстоятельства, и вопреки доводу жалобы о том, что оспоренное решение от 23 сентября 2013 года не нарушает права заявителя, а само его заявление от 27 августа 2013 года рассмотрено в порядке действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данное решение командира и жилищной комиссии воинской части от 23 сентября 2013 года является незаконным и обоснованно возложил обязанность на должностное лицо и жилищную комиссию по его отмене.
Согласно п. 21 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ России от 24 октября 2011 года N 590, датой принятия военнослужащего на учет является дата подачи им заявления или рапорта.
В соответствии со статьей 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых решений, действий, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а в соответствии с частью 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как следует из материалов дела, в частности решений Московского гарнизонного военного суда от 16 апреля 2007 года и от 11 июля 2013 года, право Лихо составом семьи 4 человека состоять на жилищном учете с 2003 года установлено этими решениями по его заявлениям об оспаривании действий командира и жилищной комиссии воинской части.
Таким образом, обстоятельства, ранее установленные вышеуказанными решениями, вопреки доводу жалобы, являлись обязательными для рассмотрения настоящего дела по заявлению Лихо.
При таких обстоятельствах, довод автора жалобы о незаконности судебного постановления, так как им пересмотрены вступившие в законную силу определение судебной коллегии по гражданским делам Московского окружного военного суда от 29 июля 2005 года, а также решение Московского гарнизонного военного суда от 16 апреля 2007 года, в частности, установившие право заявителя состоять на жилищном учете с момента первичного обращения, то есть с 2003 года, следует признать несостоятельным, поскольку суд первой инстанции в условиях уклонения командира и жилищной комиссии воинской части от обязанности на основании ч. 1 ст. 57 ЖК РФ установить дату принятия Лихо на жилищный учет, а также непредставления доказательств, подтверждающих отсутствие у заявителя права состоять на жилищном учете ранее или позже 12 ноября 2003 года, правомерно с учетом положений ст. 61 ГПК РФ установил указанную дату.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п.1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского гарнизонного военного суда от 11 декабря 2013 года по заявлению Лихо ФИО15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя командира войсковой части N - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"данные изъяты"
Судья Московского окружного
военного суда Н.Н. Зинюшин
Секретарь судебного заседания Н.М. Татарченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.