Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 13 марта 2014 г. по делу N 33А-375
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Лаврентьева В.В. и Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Болотниковой В.А., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя на решение Владимирского гарнизонного военного суда от 20 декабря 2013 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N старшего прапорщика Дмитриева ФИО10 об оспаривании действий начальника 2 территориального отделения в городе Владимир ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных со снятием с жилищного учета.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, Дмитриеву, заключившему первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, по ордеру от 10 октября 2002 года N 10, выданному исполкомом Ковровского городского Совета народных депутатов, на состав семьи 3 человека (он, супруга Дмитриева ФИО12., сын Никита, N г.р.) в закрытом военном городке предоставлена двухкомнатная квартира N N, расположенная по адресу: ФИО13, общей площадью N кв.м.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2008 года N 1563-р военный городок, имеющий почтовый адрес Ковров-8, исключен из перечня закрытых военных городков.
Вступившим в законную силу решением Ковровского городского суда Владимирской области от 16 мая 2012 года удовлетворен иск сына заявителя - Дмитриева ФИО14. к администрации г. Коврова, к территориальному отделению Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (г. Нижний Новгород) и Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании в порядке приватизации права собственности на вышеуказанную квартиру, расположенную в г. Ковров-8, которая в период с 12 июля по 29 августа 2012 года принадлежала ему на праве собственности.
В связи с предстоящим увольнением с военной службы по организационно-штатными мероприятиям заявитель составом семьи 3 человека решением начальника 2 отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (г. Нижний Новгород) от 26 июля 2012 года N 03-02-12/268 принят на жилищный учет в избранном после увольнения постоянном месте жительства (Московская область) со 2 апреля 2012 года.
Однако решением начальника 2 территориального отделения в городе Владимир ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 10 октября 2013 года N 33-23/110 заявитель и члены его семьи сняты с жилищного учета по тому основанию, что он, ранее обеспеченный жилым помещением в г. Ковров-8, не сдал его установленным порядком, а поэтому права на повторное обеспечение жильем не имеет.
Кроме того, указано на обстоятельства, связанные с ухудшением Дмитриевым своих жилищных условий, поскольку он 25 ноября 2010 года совершил отчуждение принадлежащей ему на праве собственности 1/2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: ДД.ММ.ГГГГ, общей площадью N кв.м.
Полагая свои права нарушенными, Дмитриев обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным вышеуказанное решение начальника 2 территориального отделения от 10 октября 2013 года, возложив на указанное должностное лицо обязанность восстановить его на жилищном учете.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель заявителя, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
Выражает не согласие с выводом суда об отсутствии у заявителя права на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации, поскольку жилое помещение в г. Ковров-8 было предоставлено ему не указанным ведомством, а органом муниципальной власти, о чем свидетельствует ордер от 11 октября 2002 года N 10, выданный исполкомом Ковровского городского Совета народных депутатов.
По мнению автора жалобы, суд вышел за пределы заявленных требований, поскольку привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица начальника "Западного регионального управления жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ", действия которого он не оспаривал.
Обращает внимание на то, что судом первой инстанции не установлено обстоятельств, связанных с неправомерными действиями заявителя, а также действиями должностных лиц, осуществивших принятие его на жилищный учет.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в ред. Федерального закона от 8 мая 2006 года N 66-ФЗ) обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно пункту 17 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка.
Пунктом 18 Инструкции установлено, что с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 Инструкции.
Таким образом, в соответствии с вышеприведенными положениями государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений. При этом реализация данного права военнослужащих, ранее получивших на безвозмездной основе жилое помещение от государства, поставлена под условие обязательной его сдачи военнослужащим и членами его семьи.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился ранее полученным от государства жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
На основании части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Как видно из материалов дела, Дмитриев на состав семьи 3 человека, в октябре 2002 года в закрытом военном городке Ковров-8 на основании ордера от 11 октября 2002 года N 10, выданного исполкомом Ковровского городского Совета народных депутатов, был обеспечен двухкомнатной квартирой общей площадью 48 кв.м.
Этими же материалами дела подтверждаются обстоятельства, связанные с тем, что после утраты в 2008 году г. Ковров-8 статуса закрытого военного городка, жилое помещение, предоставленное в нем заявителю, было приобретено в собственность сыном заявителя ФИО15 в порядке приватизации на основании судебного решения Ковровского городского суда Владимирской области от 16 мая 2012 года. Данное жилое помещение в период с 12 июля по 29 августа 2012 года принадлежало ему на праве собственности.
Таким образом, поскольку Дмитриев ранее был обеспечен государством жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а равно просить о принятии на жилищный учет, даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
На основании вышеизложенного, вопреки мнению автора апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности оспоренного заявителем решения начальника 2 территориального отделения о снятии Дмитриева с жилищного учета, а поэтому обоснованно отказал ему в удовлетворении заявления.
Довод автора жалобы о том, что жилое помещение в г. Ковров-8 было предоставлено ему не Министерством обороны Российской Федерации, а органом муниципальной власти, о чем свидетельствует ордер от 11 октября 2002 года N 10, не свидетельствует о незаконности обжалуемого судебного постановления, поскольку, как следует из вступившего в законную силу решения Ковровского городского суда Владимирской области от 16 мая 2012 года жилой фонд военного городка (г. Ковров-8) является собственностью Министерства обороны Российской Федерации и в муниципальную собственность г. Коврова не передавался.
Довод жалобы о том, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, так как привлек к участию в деле начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации является несостоятельным, поскольку таким правом суд при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, наделен в соответствии с п. 3 ст. 246 ГПК РФ и п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".
Вопреки доводу жалобы, необходимость исследовать обстоятельства, связанные с действиями заявителя при решении вопроса о постановке его на жилищный учет, а также с действиями должностных лиц, осуществивших принятие его на жилищный учет, отсутствовала, поскольку они по настоящему делу не являлись юридически значимыми.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п.1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Владимирского гарнизонного военного суда от 20 декабря 2013 года по заявлению Дмитриева ФИО16 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"данные изъяты"
Судья Московского окружного
военного суда Н.Н. Зинюшин
Секретарь судебного заседания В.А. Болотникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.