Судья Орловского областного суда Георгинова Н.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Орле в помещении Орловского областного суда жалобу законного представителя юридического лица- Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы "Орел" М.В.В. на постановление судьи Советского районного суда г. Орла от 26 марта 2014 года, которым юридическое лицо- Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы "Орел" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере " ... " рублей.
Заслушав дело, проверив доводы жалобы, судья
УСТАНОВИЛА:
"дата" старшим инспектором ИАЗ ОП N УМВД России по городу Орлу М.Ю.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому, "дата" в " ... " часов " ... " минут в помещении Дворца культуры " ... ", расположенного по адресу: "адрес", юридическим лицом- Местной религиозной организацией Свидетелей Иеговы "Орел" организовано и проведено публичное мероприятие, а именно публичное религиозное культовое действие в форме публичного богослужения, в котором приняло участие 200 человек, без подачи в установленном порядке уведомления о проведении данного публичного мероприятия в орган местного самоуправления - Администрацию г. Орла при наличии возможности возникновения опасности для общественного порядка, нравственности и здоровья как самих участников религиозного мероприятия, так и третьих лиц, требующей от органов публичной власти принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка, безопасности и спокойствия граждан.
Постановлением судьи Советского районного суда г. Орла от 26 марта 2014 г. юридическое лицо - Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы "Орел" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере " ... " рублей.
В жалобе, поданной в Орловский областной суд, законный представитель юридического лица - Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы "Орел" М.В.В. просит об отмене судебного постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях организации события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Полагает необоснованным вывод судьи о доказанности вины юридического лица в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Выражает несогласие с выводом судьи о том, что религиозное богослужение представляло собой публичное мероприятие, на которое распространяются требования Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Приводит доводы о том, что религиозное мероприятие, проведенное "дата" в помещении ДК " " ... "", не требовало уведомления местных органов власти, не повлекло нарушения общественного порядка, а также прав участников богослужения и третьих лиц.
Указывает на несоответствие выводов судьи правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении N 30-П от 05.12.2012 г. и сложившейся правоприменительной практике.
Ссылается на то, что при назначении наказания судьей не было учтено имущественное положение юридического лица, существующего за счет добровольных пожертвований верующих, в связи с чем, назначенное административное наказание не отвечает критериям разумности и справедливости, ограничивает права юридического лица и верующих на свободу совместного вероисповедания.
Изучив доводы жалобы, выслушав объяснения законного представителя юридического лица - М.В.В., полагавшего необходимым прекратить производство по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия в действиях юридического лица состава и события вмененного юридическому лицу административного правонарушения, объяснения защитников юридического лица В.В.В., Ш.И.В., поддержавших доводы жалобы, объяснения должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, старшего инспектора ИАЗ ОП N 2 УМВД России по г. Орлу М.Ю.В. о доказанности вины юридического лица в совершении административного правонарушения, исследовав материалы дела об административном правонарушении, оснований для отмены состоявшегося судебного постановления не нахожу.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается и судьей установлено, что "дата" в " ... " часов " ... " минут в помещении Дворца культуры " " ... "", расположенного по адресу: "адрес", Местной религиозной организацией Свидетелей Иеговы "Орел" организовано и проведено публичное мероприятие, а именно публичное религиозное культовое действие в форме публичного богослужения, в котором приняло участие 200 человек, без подачи в установленном порядке уведомления о проведении данного публичного мероприятия в орган местного самоуправления - Администрацию г. Орла, при наличии возможности возникновения опасности для общественного порядка, нравственности и здоровья как самих участников религиозного мероприятия, так и третьих лиц, требующей от органов публичной власти принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка, безопасности и спокойствия граждан.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от "дата" N (л.д. 4), выпиской из ЕГРЮЛ, из которой усматривается, что местная религиозная организация Свидетелей Иеговы "Орел" зарегистрирована в качестве юридического лица; письмом Местной религиозной организацией Свидетелей Иеговы "Орел" от "дата" о возмездном предоставлении помещения ДК " " ... "" для проведения праздничной встречи-собрания "дата" с " ... " до " ... " часа (л.д. 28), приходным кассовым ордером от "дата" об оплате юридическим лицом предоставленного помещения (л.д. 29-30), объяснениями законного представителя юридического лица М.В.В., не оспаривавшего факт организации и проведения "дата" Местной религиозной организацией Свидетелей Иеговы "Орел" богослужения, предназначенного преимущественно для граждан, исповедующих религию Свидетелей Иеговы, в актовом зале ДК " " ... "" без уведомления органа местного самоуправления; объяснениями председателя Орловского РО ОООИ ВОГ Ш.Л.И. о возмездном предоставлении зала ДК " " ... "" "дата" по просьбе Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы "Орел" для проведения собрания, на котором осуществлялись культовые действия в форме проповеди и песнопений (л.д.25-26); заключением о результатах религиоведческого исследования аудиозаписи мероприятия, подготовленным кафедрой религиоведения и теологии ФГБОУ ВПО "Орловский государственный университет", которым констатировано, что публичное мероприятие, проведенное религиозной организацией "дата" представляет собой публичное религиозное культовое действие в форме публичного богослужения (л.д. 32-33), показаниями свидетелей Л.Ю.С., Ж.Е.Н., Т.А.С., К.Д. об участии в проведении богослужения "дата" г.; показаниями свидетелей Я.В.С., К.О.М. (сотрудников Управления Министерства юстиции по Орловской области), пояснивших о присутствии при исполнении служебных обязанностей на богослужении, организованном Местной религиозной организацией Свидетелей Иеговы "Орел" "дата" в помещении ДК " " ... "", вход в которое являлся беспрепятственным и открытым (л.д. 5-6,8-9, 21-24, 133-134).
То обстоятельство, что при проведении вышеназванного публичного мероприятия, а именно публичного религиозного культового действия в форме публичного богослужения, существовала потенциальная опасность нарушения общественного порядка, а следовательно, причинения ущерба нравственному и физическому здоровью граждан, что требовало подачи в установленном порядке уведомления о проведении данного публичного мероприятия в орган местного самоуправления - Администрацию г. Орла и, соответственно, должного контроля со стороны органов публичной власти, в обязанности которых входит принятие разумных мер для обеспечения мирного проведения публичных мероприятий, подтверждено материалами дела об административном правонарушении, в т.ч., документированными и предоставленными в установленном законом порядке материалами УФСБ России по Орловской области в связи с проведением Местной религиозной организацией Свидетелей Иеговы "Орел" "дата" публичного мероприятия, в которых имеются протоколы опросов свидетелей Г.И.Н., Г.С.В. и Г.Ю.А., указавших о негативной реакции прихожан расположенного неподалеку от ДК " " ... "" православного храма, а также жителей района на проведение названного выше религиозного мероприятия, и выраженные гражданами намерения не допустить проведение таких мероприятий, в том числе, посредством активного вмешательства в ход их проведения ( л.д.7,10-13).
Оценив приведенные доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришла к правильным выводам о наличии в действиях Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы "Орел" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ и доказанности вины этого юридического лица в совершении вмененного ему правонарушения.
Постановление о назначении административного наказания вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы "Орел" в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом требований ст. 4.1 КоАП РФ, отвечает характеру совершенного правонарушения, а также иным имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности обстоятельствам, критериям справедливого и соразмерного наказания.
При этом, доводы жалобы о неправомерности и несправедливости назначенного административного наказания ввиду финансирования деятельности религиозной организации исключительно за счет добровольных пожертвований верующих, не влекут отмену состоявшегося по делу судебного постановления и сами по себе не являются основаниями для снижения размера определенного судьей районного суда штрафа ниже низшего предела, установленного за совершение административного правонарушения, поскольку не подтверждают имущественной несостоятельности юридического лица, при выборе административного наказания которому судьей районного суда в полной мере учтены все имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, характеризующие административное правонарушение, в том числе, наличие у религиозной организации возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность и их умышленное невыполнение, о чем свидетельствует организация и проведение публичного мероприятия юридическим лицом без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.
Изложенные в жалобе доводы о том, что до проведения "дата" публичного богослужения не требовалась подача юридическим лицом в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, являются необоснованными.
Исходя из положений статьи 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.
В силу ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 26.09.1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.
Согласно ч. 5 ст. 16 названного Федерального закона, в иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.
Федеральным законом от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" установлен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации, который предусматривает необходимость подачи в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомления о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 названного Федерального закона.
Частью 1 статьи 7 указанного Федерального закона предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней со дня проведения публичного мероприятия.
Статьей 5 Закона Орловской области от 25.12.2012 г. N 1445-ОЗ "Об отдельных правоотношениях, связанных с проведением публичных мероприятий" определена предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, которая составляет 100 человек.
Исходя из правовой позиции, приведенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 05.12.2012 N 30-П, распространение на проведение публичных религиозных мероприятий правового регулирования порядка проведения митингов, шествий и демонстраций - поскольку оно направлено на достижение баланса конституционно защищаемых прав и свобод верующих, принимающих участие в публичном религиозном мероприятии, и граждан, которые по каким-либо причинам не желают его проведения в данном, специально не предназначенном для этого месте, т.е. на защиту как самих участников мероприятия, так и иных лиц, - не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан, а установление обязанности уведомления органов публичной власти об их проведении, как и ответственности за ненадлежащее исполнение данной обязанности - как чрезмерное вмешательство государства в дела религиозных организаций.
При установленных по делу обстоятельствах, свидетельствующих о проведении религиозного мероприятия в помещении ДК " ... ", специально не предназначенном для проведения публичных богослужений, в вечернее время, с участием 200 верующих, при наличии свободного доступа в это помещение, расположенное в жилом районе, вблизи социально-значимых объектов (школ N и N), детских садов и двух православных храмов, граждан, не являющихся последователями религиозной конфессии Свидетелей Иеговы, что требовало принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности, как самих участников религиозного мероприятия, так и иных граждан, исповедующих другую религию, выводы суда о наличии у местной религиозной организации Свидетелей Иеговы "Орел" обязанности подать уведомление о проведении публичного мероприятия в администрацию г.Орла, основаны на правильном толковании вышеназванных законоположений и не противоречат правовой позиции, приведенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 05.12.2012 N 30-П.
Довод жалобы о том, что богослужение проводилось религиозной организацией в специально отведенном для этих целей месте, является несостоятельным, поскольку помещение ДК " " ... "" не относится к объектам, предусмотренным частью 2 статьи 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях".
Не влечет отмену состоявшегося по делу решения довод жалобы о том, что религиозной организацией были приняты меры к обеспечению безопасности проведения мероприятия с помощью добровольцев из числа верующих, поскольку эти утверждения опровергаются показаниями свидетелей Я.В.С. и К.О.М., которые не являются лицами, заинтересованными в исходе дела, и последовательно утверждали о наличии свободного доступа в помещение, где проводилось публичное мероприятие и отсутствии охраны этого помещения от возможных посягательств третьих лиц.
Остальные доводы жалобы не влекут отмену постановления по делу об административном правонарушении, поскольку сводятся, по сути, к несогласию с выводами судьи и приведенной в судебном постановлении оценкой доказательств, и не опровергают выводов судьи о наличии в действиях юридического лица- Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы "Орел" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, которые бы влияли на полноту и объективность рассмотрения дела, при принятии постановления судьей районного суда не допущено.
С учетом изложенного, постановление по делу об административном правонарушении от "дата", вынесенное в отношении юридического лица- Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы "Орел" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, является законным и обоснованным, оснований для его отмены и прекращения производства по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
постановление судьи Советского районного суда г. Орла от 26 марта 2014 года о привлечении юридического лица- Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы "Орел" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу законного представителя юридического лица- Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы "Орел" М.В.В. - без удовлетворения.
Судья Орловского
областного суда Н.А. Георгинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.