судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Терехиной Л.В.,
судей Ирышковой Т.В., Фроловой Т.А.
при секретаре Молевой Е.С.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Терехиной Л.В. дело по апелляционной жалобе Трубенковой С.А. на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 27 ноября 2013 года, которым постановлено:
Иск Трубенковой (Гаркиной) С. А. к администрации г.Пензы об установлении факта признания лицом, оставшимся без попечения родителей, признании права на льготы, установленные законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понуждении к включению в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Трубенкова С.А. обратилась в суд с иском, указав, что она, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является выпускницей Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома "данные изъяты". Решением комиссии по делам несовершеннолетних при горисполкоме от ДД.ММ.ГГГГ она была
отобрана у родителей: матери ФИО1 и отца ФИО2
На основании путевки Пензенского Облоно от ДД.ММ.ГГГГ её направили в "данные изъяты", в котором она воспитывалась 7 лет: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Её мать ФИО1 умерла в ДД.ММ.ГГГГ. Отец ФИО2 находился в местах лишения свободы. После выпуска из детского дома она продолжила обучение в учреждении профессионального образования: "данные изъяты", находилась на полном государственном обеспечении, проживала в общежитии по адресу: "адрес". Собственного жилья у неё никогда не было и нет до настоящего времени. Она проживает в квартире бывшей свекрови, с мужем в разводе с ДД.ММ.ГГГГ. Никто в детском доме, учреждениях профессионального образования ей ничего не говорил о её правах. Она обратилась в администрацию г.Пензы по вопросу включения её в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых в ДД.ММ.ГГГГ, когда узнала об изменениях в законодательстве, вступивших в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом заместителя главы администрации города Пензы по городскому хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ N, ей отказали в связи с тем, что она не относится к категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст.5 Закона Пензенской области от 12.09.2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области". Считает, что с момента поступления в государственное образовательное учреждение для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, то есть с ДД.ММ.ГГГГ до совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ, она оставалась без родительского попечения, так как находилась на полном государственном обеспечении в детском доме, а потом в учреждении начального профессионального образования.
Просит суд установить факт признания её, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ребёнком, оставшимся без попечения родителей, с момента поступления в государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ до совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ года, а далее - лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Признать за ней право на льготы, установленные законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать администрацию города Пензы включить её в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Ленинский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.
Не согласившись с указанным решением, Трубенкова С.А. подала апелляционную жалобу с просьбой об отмене постановленного решения, полагая, что оно вынесено с неправильным применением норм материального и процессуального права, с ненадлежащей правой оценкой фактических обстоятельств дела. Судом не выяснялось, по каким причинам она не была поставлена на учет в качестве нуждающейся в получении жилья. Все годы она считала, что состоит на учете как сирота.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с положениями ст. 327. 1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда.
Из материалов дела следует, что Трубенкова (Гаркина) С.А., родилась ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписки из решения комиссии по делам несовершеннолетних при горисполкоме от ДД.ММ.ГГГГ, Гаркина С.А. была отобрана у родителей ФИО2 и ФИО1
Мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Трубенкова (Гаркина) С.А. воспитывалась в "данные изъяты".
Согласно копии лицевого счета, сведений паспорта Трубенкова С.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес"
Отказывая в удовлетворении исковых требований Трубенковой С.А., суд первой инстанции исходил из того, гарантируемая лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальная поддержка в виде обеспечения жильем предоставляется указанной категории лиц в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими 23 лет. Между тем, истец на учете нуждающихся в жилом помещении не состоит, с заявлением по вопросу обеспечения жильем до достижения возраста 23 лет не обращалась.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учетом положений статей 55, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтвержден материалами дела и основан на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По смыслу указанных положений гарантированная данным лицам социальная поддержка, в том числе обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда, должна предоставляться до достижения ими возраста 23 лет, пропуск данного срока влечет прекращение права требования предоставления социальной гарантии в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Таким образом, гражданин, в прошлом относившийся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может претендовать на получение жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста 23 лет.
Из материалов дела следует, что истец не состоит в администрации г. Пензы на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, на момент обращения в администрацию г. Пензы с соответствующим заявлением Трубенковой С.А. исполнилось 45 лет.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем в силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 01 января 2013 года. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ должна была обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
По смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств ее обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
В рассматриваемой ситуации истец, как это установлено материалами дела, обратилась в администрацию г. Пензы по вопросу предоставления специализированного жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений, только в ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 45 лет, ранее с таким заявлением она не обращалась, а потому не состояла на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях.
Между тем, в силу закона предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер, возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
С учетом указанного судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска, поскольку истец не реализовала предоставленное ей право на обеспечение жилым помещением до достижения возраста, установленного вышеназванным законом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не выяснены причины, в силу которых истец своевременно не встала (не была поставлена) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении необоснованны. В оспариваемом решении судом дана надлежащая правовая оценка обстоятельствам, на которые ссылалась Трубенкова С.А. в обоснование своих требований. Доказательств, подтверждающих невозможность встать на учет, истцом не предоставлено, не ссылается на такие доказательства Трубенкова С.А. в апелляционной жалобе.
Доводы жалобы направлены на иное толкование норм права, иную оценку представленных доказательств, выводов суда, но не опровергают их.
Доводов, которые могли послужить основанием к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Пензы от 27 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Трубенковой С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.