судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего судьи Уткиной И.В.
судей Фроловой Т.А., Жуковой Е.Г.
при секретаре Кипкаевой К.С.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуковой Е.Г. дело по апелляционной жалобе Лобановой Т.Б.на решение Ленинского районного суда города Пензы от 27 ноября 2013 года, которым постановлено:
Иск Лобановой Т.Б. к администрации г.Пензы об установлении факта признания лицом, оставшимся без попечения родителей, признании права на льготы, установленные законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понуждении к включению в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лобанова Т.Б. обратилась с иском к администрации г.Пензы об установлении факта признания лицом, оставшимся без попечения родителей, признании права на льготы, установленные законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понуждении к включению в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Требование мотивировала тем, что она, ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживает по адресу: "адрес" общежитие. Её мать ФИО самоустранилась от воспитания, родственных связей с детьми не поддерживала, местожительство ее было неизвестно, и она все время, которое помнит, находилась на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Отца у неё нет. За все время её пребывания в образовательных учреждениях её мать не интересовалась её судьбой, учебой, состоянием здоровья, никаких сведений о ней не было известно. В дом ребенка Пензенской области она поступила в возрасте "данные изъяты" из областной детской больницы. Затем по путевке N от ДД.ММ.ГГГГ Пензенского облоно была переведена и зачислена в число воспитанников Детского дома Пензенской области. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывалась в ГОУ Детском доме "данные изъяты". Затем работала помощником воспитателя в Детском доме "данные изъяты", там же и проживала. В настоящее время она с пятью детьми проживает в общежитии по адресу: "адрес". общежитие. Выпиской из приказа заместителя главы администрации города Пензы по городскому хозяйству от 23.05.2013г. N ей было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми замещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных помещений, в связи с представлением документов, которые не подтверждают право граждан быть включенным в Список. Считает, что в период с ДД.ММ.ГГГГ до совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ она оставалась без родительского попечения, так как находилась на полном государственном обеспечении в учреждении для детей-сирот, как все остальные дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. До настоящего времени проживает в г. Пензе, нуждается в жилье. Отсутствие собственного жилья в настоящее время подтверждается справками муниципального унитарного предприятия "Объединенная городская служба архитектуры, градостроительства технической инвентаризации", а также уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на движимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области.
Просит суд установить факт признания её ребенком, оставшимся без
попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ до совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ, а далее - лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Признать за ней право на льготы, установленные законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать администрацию города Пензы включить её в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Ленинский районный суд города Пензы постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Лобанова Т.Б. просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушения судом норм материального и процессуального права, с ненадлежащей правовой оценкой фактических обстоятельств дела. С учетом того, что она все своё детство воспитывалась в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она считала, что стоит на учете как сирота и получит когда-нибудь жилье. Суд не выяснил, по каким причинам она не поставлена на учет в качестве нуждающейся. Органы опеки и попечительства надлежащим образом не выполнили свои обязанности по защите её прав, в том числе, ей не разъяснили, что она сама до 23 лет могла обратиться в суд для решения жилищного вопроса. При этом своевременно выяснить, состоит ли она на учете или нет, она не могла в связи с тем, что занималась воспитанием своих несовершеннолетних детей.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Лобановой Т.Б. по доверенности Лобанова Н.Б. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение отменить, постановить по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
На основании ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, Лобанова Т.Б., родилась ДД.ММ.ГГГГ.
В дом ребенка Пензенской области Лобанова Т.Б. поступила в возрасте "данные изъяты" из областной детской больницы. Затем по путевке N от ДД.ММ.ГГГГ Пензенского облоно была переведена и зачислена в число воспитанников Детского дома Пензенской области. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывалась в ГОУ Детском доме "данные изъяты".
В настоящее время Лобанова Т.Б. имеет пятерых детей и проживает в общежитии по адресу : "адрес".
Согласно сообщению МУП "ОГСАГиТИ" N от 07.02.2013, сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество в отношении Лобановой Т.Б. в электронном архиве МУП "ОГСАГиТИ" отсутствуют.
В 2013 Лобанова Т.Б. обратилась в администрацию г. Пензы с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Приказом Заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству N от 23.05.2013 Лобановой Т.Б., зарегистрированной по адресу: "адрес", где на площади 12,9 кв.м, зарегистрировано 5 человек, отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право граждан быть включенными в Список.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Лобановой Т.Б., суд исходил из того, что у истца отсутствует право на получение жилого помещения вне очереди по основаниям, предусмотренным ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Данный вывод суда, по мнению судебной коллегии, является правильным, соответствует требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Федеральный закон от 21 декабря 2006 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст. 8 вышеуказанного Федерального закона дети-сироты, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Исходя из вышеприведенных правовых норм, законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в его Определении от 19 октября 2010 года N 1281-О-О, такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту введения в действие данного Федерального закона достиг возраста 23 лет.
По смыслу закона, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При таких обстоятельствах правовых оснований для предоставления во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не поставленным на учет до достижения ими возраста 23 лет, не имеется.
Нормы ст. 52,57 ЖК РФ подлежат применению в системной взаимосвязи с положениями Федерального закона от 21 декабря 2006 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которые установили указанное ограничение по возрасту.
Доводы апелляционной жалобы истицы Лобановой Т.Б. о том, что она не имела возможности ранее узнать, что не состоит на учете в качестве нуждающейся в получении жилья, а детский дом и органы местного самоуправления не оказали ей помощи в решении этого вопроса, не могут повлечь отмену правильного судебного решения.
Законом не предусмотрена обязанность органов опеки и попечительства подавать заявления о постанове на учет для получения жилого помещения вне очереди указанной категории граждан.
Постановка на учет носит заявительный характер, должна быть реализована заинтересованным лицом, а именно самим гражданином, которому положена соответствующая социальная гарантия. Вместе с тем, суду не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что истец до достижения возраста 23 лет своевременно обращался в администрацию г.Пензы по вопросу обеспечения его жильем во внеочередном порядке как ребенка, оставшегося без попечения родителей. Как следует из материалов дела, обращение истца за внеочередным предоставлением жилого помещения имело место в 2013 году.
Законом императивно установлено, что по достижении лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возраста 23 лет, и не вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, возможность для получения жилья во внеочередном порядке по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, у такого лица утрачивается.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом правильно определены и с достаточной полнотой исследованы все имеющие юридическое значение для дела обстоятельства, которым суд дал надлежащую правовую оценку, соответствующую требованиям ст. 67 ГПК РФ, выводы суда мотивированны, нарушений норм материального и процессуального права, могущих повлечь отмену решения, судом не допущено, что в совокупности позволяет признать решение суда законным и обоснованным. Доводы жалобы не опровергают правильность выводов суда и не содержат оснований к отмене решения.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Пенза от 27 ноября 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Лобановой Т.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.