судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Жуковой Е.Г.,
судей Терехиной Л.В., Прудентовой Е.В.
при секретаре Молевой Е.С.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Терехиной Л.В. дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Пензенской области, апелляционной жалобе Министерства образования Пензенской области на решение Белинского районного суда Пензенской области от 08 ноября 2013 года, которым постановлено:
Взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации Пензенской области в пользу
Понтелеева А.А. "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., в том числе: задолженность по выплате денежных средств за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., индексацию задолженности в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп..
Взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации Пензенской области в пользу Бушмановой (Пантелеевой) Н.А. "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп, в том числе: задолженность по выплате денежных средств за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., индексацию задолженности в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пантелеев А.А. и Бушманова (Пантелеева) Н.А. обратились в суд с иском к Министерству финансов Пензенской области, указав следующее. Согласно постановлению главы администрации Кевдо - Вершинского сельского Совета Белинского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N, над Пантелеевым А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Пантелеевой, ныне Бушмановой Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения установлена опека, опекуном назначена ФИО1. За период осуществления над детьми опеки, опекуну выплачивалось пособие. Однако, выплата пособия на истцов, как на опекаемых, производилась за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без учета фактических цен, сложившихся в Пензенской области. Вследствие чего на каждого из истцов за ДД.ММ.ГГГГ выплачено по "данные изъяты" руб.; за ДД.ММ.ГГГГ - по "данные изъяты" рублей; за ДД.ММ.ГГГГ - по "данные изъяты" руб. В соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских лечебно-профилактических учреждениях, воспитывающихся и обучающихся в учебно-воспитательных учреждениях и учебных заведениях независимо от их типа и ведомственной принадлежности нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг" и данными Территориального органа Федерального Комитета статистики Пензенской области следовало выплачивать на Пантелеева А.А. в ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.; в ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.; в ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.; на Бушманову Н.А. следовало выплачивать в ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.; в ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., в ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. Таким образом, по мнению истцов, сумма недоплаченного Пантелееву А.А. пособия составляет за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.; за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.; за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп, а всего - "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. Сумма недоплаченного Бушмановой Н.А. пособия составляет за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.; за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.; за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп, а всего - "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. Ссылаясь на положения статьи 15 ГК РФ, просят суд применить индексацию и определить суммы причиненного им ущерба с учетом роста потребительских цен, что по расчетам истцов составляет в пользу Пантелеева А.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., в пользу Бушмановой Н.А. - "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. Просят суд взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет казны Пензенской области в пользу Пантелеева А.А. "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., в пользу Бушмановой Н.А. - "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Белинский районный суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.
В апелляционных жалобах Министерство финансов Пензенской области и Министерство образования Пензенской области просят решение отменить как незаконное и необоснованное, вынести новое решение, которым в иске отказать. Не согласны с выводом суда о том, что полномочиями по выплате опекунского пособия наделены субъекты Российской Федерации, поскольку никакими правовыми актами прямо не предусмотрен источник финансирования затрат на выплату опекунам предусмотренных законом ежемесячных пособий на содержание детей. Ссылаются на то, что до 1 января 2005 г. меры социальной поддержки детей, находящихся под опекой или попечительством, предоставлялись за счет местных бюджетов и не являлись расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, администрация местного самоуправления осуществляла выплату опекунских пособий в пределах установленных ассигнований. Считают, что выплата задолженности по опекунским пособиям должна быть произведена за счет средств местного бюджета. Выделенные Пензенской области в спорный период средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ расходов на выплату опекунских пособий не покрывали. Кроме того, из федерального бюджета в бюджет Пензенской области средства в форме субвенций, имеющих целевое назначение на выплату опекунских расходов, не поступали. Законом не предусмотрена индексация суммы задолженности по выплате опекунских пособий. Поскольку пособия на всех детей, находящихся под опекой выплачивались в размерах, установленных актами органов исполнительной власти и местного самоуправления, и определялись с учетом ассигнований, предусмотренных в бюджете, а потому не может быть больше, чем заложено на эти цели в бюджете, суд не может усмотреть в действиях Министерства финансов Пензенской области вины по невыплате истцам опекунского пособия в требуемом размере. Взыскание денежных средств в пользу истцов повлечет за собой неравное положение других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что противоречит ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Кроме того, полагают, что из расчета недоплаты денежных средств и его индексации следует исключить период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку Пантелеев А.А. в указанный период обучался в Зареченском многопрофильном колледже на основе полного государственного обеспечения.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, и извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению дела. С учетом изложенного, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании постановления главы администрации Кевдо - Вершинского сельского Совета Белинского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N, над Пантелеевым А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Пантелеевой Н.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения установлена опека, опекуном назначена ФИО1.
Согласно свидетельству о заключении брака, ДД.ММ.ГГГГ Пантелеева Н.А. вступила в брак с ФИО2 и ей присвоена фамилия супруга.
Установлено, что на истцов Пантелеева А.А. и Бушманову Н.А., как на опекаемых, выплачено каждому: за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб.; за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" рублей; за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб.
Постановлением Правительства Пензенской области от 11 февраля 2000 года N 60-пП "О выплате денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством) с 01.03.2000 года установлено пособие в размере 600 рублей в месяц.
Постановлением Правительства Пензенской области от 10.01.2003 года N 11-пП "О размере денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)" (с изменениями и дополнениями от 27.11.2003 года) пособие установлено в следующих размерах: с 01.01.2003 года детям от 6 до 18 лет в размере не менее 1000 рублей, с 01.01.2004 года не менее 1300 рублей.
Постановлением Правительства Пензенской области от 01.06.2004 года N 282-пП "О размере денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря дл детей, находящихся под опекой (попечительством)" размер пособия установлен в следующих размерах: с 01.07.2004 года детям от 6 до 18 лет - не менее 2 429 рублей.
Согласно справке отдела образования администрации Белинского района Пензенской области на истцов, как на опекаемых выплачивались ежемесячно денежные средства в ДД.ММ.ГГГГ (2 месяца) - в размере "данные изъяты" рублей, в ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" рублей, с ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" рублей, с ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб.
В соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года N 409 и данными Территориального органа Федерального Комитета статистики Пензенской области за 1995-2004 г.г. следовало выплатить денежные средства на Пантелеева А.А. за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб.; за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб., за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.; на Бушманову Н.А. следовало выплатить в ДД.ММ.ГГГГ ( два месяца) "данные изъяты" руб., в ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб., в ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб.
Согласно нормам питания, а также нормам обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, играми, книгами воспитанников в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 409 от 20.06.1992 года, сумма расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг должны составлять не менее 4% от расчетной стоимости содержания ребенка.
В связи с чем вывод районного суда о том, что размер опекунского пособия, полученных опекуном на истов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не соответствует размеру, установленному данным постановлением Правительства РФ и не достиг установленного размера, является правильным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал установленным и исходил из того, что Пензенская область, как субъект Российской Федерации, в спорны период не обеспечивала реализацию норм действующего законодательства по установлению размеров пособий, подлежащих выплате опекунам, проживающим на территории области.
Данный вывод судебная коллегия находит правильным, соответствующим фактическим обстоятельствам по делу и представленным доказательствам.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно статье 4 которого дополнительные гарантии по социальной защите таких детей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Выплата денежных средств на детей, находящихся под опекой является государственным полномочием.
Согласно статье 5 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 10 января 2003 года N 8-ФЗ, действовавшей до принятия Федерального закона от 24 августа 2004 г. N 122-ФЗ), расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.
Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществление денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в образовательные учреждения и трудоустройстве в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с указанными нормами федерального законодательства постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложениям N 1, 2, 3. На органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга возложена обязанность по обеспечению в первоочередном порядке учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продуктами питания, одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием.
Эти нормы распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.
Во исполнение пункта 3 указанного постановления Правительства РФ Министерство образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством социальной защиты населения РФ, Министерством финансов РФ разработало Положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).
Пунктом 1Положения о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Министерства образования РФ от 19 августа 1999 года N 199 определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность по выплате опекунских пособий в размере, определенном постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 г. N 409, установившем натуральные нормативы, исходя из которых, в каждом регионе должен определяться размер опекунского пособия.
Руководствуясь вышеприведенными нормативными актами и исследовав доказательства по делу в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, установив, что размер произведенных ежемесячных в ДД.ММ.ГГГГ выплат истцам, как опекаемым, был занижен и определен без учета требований федерального законодательства, хотя и в пределах, установленных постановлениями Правительства Пензенской области, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в части взыскания суммы задолженности за 2002 - 2004 г.г. по ежемесячным выплатам денежных средств на детей, находящихся под опекой, с учетом индексации.
Довод жалобы Министерства финансов Пензенской области о том, что суд необоснованно проиндексировал подлежащие выплате и не выплаченные суммы на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку, не может быть принят во внимание, поскольку недополученные суммы на содержание истцов в силу инфляционных процессов утратили свою покупательскую способность, в связи с чем, истцы вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных им несвоевременной выплатой сумм на их содержание как несовершеннолетних, переданных под опеку.
Доводы апелляционной жалобы о том, что правовыми актами прямо не предусмотрен источник финансирования затрат на выплату опекунам предусмотренных законом ежемесячных пособий на содержание детей; выплата задолженности по опекунским пособиям за спорный период должна быть произведена за счет средств местного бюджета, являлись предметом обсуждения суда первой инстанции и обоснованно, по мотивам, приведенным в решении отвергнуты как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм права, а именно норм ФЗ РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, ФЗ РФ от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ, постановления Правительства РФ от 20 июня 1992 года N 409, принятых Министерством образования РФ ведомственных подзаконных актов, регулирующих порядок выплат опекунских пособий.
Как правильно отметил суд в обжалуемом решении, недостаточность финансирования или его отсутствие при наличии у гражданина права на получение опекунского пособия в размерах, установленном вышеуказанным постановлением Правительства РФ, не являются основаниями для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права.
Довод жалобы об отсутствии вины Министерства финансов Пензенской области по невыплате опекунского пособия в требуемом размере судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку в рассматриваемом споре Министерство финансов Пензенской области, как главный распорядитель бюджетных средств, выступает от имени публично-правового образования, при этом сумма задолженности по опекунскому пособию и индексация взыскана судом за счет средств казны субъекта, а не за счет денежных средств Министерства финансов Пензенской области.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что взыскание денежных средств в пользу истцов повлечет за собой неравное положение других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что противоречит ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и поставит истцов в неравное положение с другими аналогичными с ними получателями мер социальной поддержки, во внимание приняты быть не могут, поскольку юридически значимыми не являются, на законность принятого решения не влияют.
Доводы жалоб о необоснованном включении в расчет периода обучения Пантелеева А.А. в "данные изъяты" колледже на основе полного государственного обеспечения, что исключает получение пособия опекуном, основанием для отмены или изменения решения суда не являются, поскольку являются голословными, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ доказательствами не подтверждены.
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями процессуальных норм.
Доводы апелляционных жалоб по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены решения суда, судом допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белинского районного суда Пензенской области от 08 ноября 2013 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Пензенской области, апелляционную жалобу Министерства образования Пензенской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.