Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Судневой В.Н.,
судей Елецких О.Б., Кустовой И.Ю.,
при секретаре Окуловой Т.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 марта 2014 года в городе Перми дело по апелляционной жалобе Мишланова Н.А. на решение Оханского районного суда Пермского края от 14 ноября 2013 года, которым постановлено:
"Отказать Мишланову Н.А. в удовлетворении исковых требований".
Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., пояснения истца Мишланова Н.А ... поддержавшего апелляционную жалобу, пояснения представителя ТУФАУГИ в Пермском крае - Обуховой Т.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мишланов Н.А. обратился в суд с иском к ГКУ "Очерское лесничество" о признании недействительным регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, принадлежащий истцу. Требования мотивированы тем, что в собственности Мишланова Н.А. находится земельный участок сельскохозяйственного назначения, площадью 651200 кв. м. с кадастровым номером ** расположенный по адресу: ****. Ответчик 22.02.2006г. зарегистрировал право собственности Российской Федерации на лесной участок, в состав которого вошел земельный участок истца площадью 13,20 га, что свидетельствует о принудительном отчуждении его имущества и нарушает права, гарантированные ст. 36 Конституции Российской Федерации.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (ТУФАУГИ в Пермском крае).
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Мишланов Н.А. просит решение суда отменить как необоснованное, мотивируя тем, что с начала приватизации ранее действующее лесное и земельное законодательство утратило силу. Лесные участки на землях сельскохозяйственного назначения, переданные в бессрочное владение и пользование сельхозпредприятиям, в структуру государственного лесного фонда не входили, закон допускал их передачу в собственность. По истечении 15 лет ГКУ "Очерское лесничество" актом о регистрации права от 22.02.2006г. отчуждает имущество в собственность Российской Федерации без решения суда с нарушением ст. 238 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 35 Конституции Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч.1 ст. 327-1 ГПК Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что в собственности Мишланова Н.А. находится земельный участок, общей площадью 615200 кв. м., сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу: ****. Государственная регистрация права собственности произведена УФСТКК по Пермскому краю 12.09.2012г. на основании Государственного акта, выданного Исполкомом Оханского районного Совета на основании решения от 27.06.1991г. N 162.
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 27.06.1991г., имеет кадастровый номер **. Из чертежа границ земельного участка, приложенного к указанному выше Государственному акту, с учетом условных знаков видно, что на участке расположен лес.
В собственности Российской Федерации находится участок лесного фонда, общей площадью 1271,0 га, в который входят леса 1 группы площадью 772,0 га, леса 2 группы площадью 499,0 га, участок расположен по адресу: ****, право собственности зарегистрировано на основании ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации 22.02.2006г.
Постановлением Губернатора Пермской области от 14.01.1999г. N 13 "О передаче сельских лесов в безвозмездное пользование", действовавшим на момент регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, участки лесного фонда, в том числе, расположенные в кварталах 5 и 6 были переданы в безвозмездное пользование АФК "Хлебороб" (СПК "Хлебороб").
Из письма Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 17.07.2013г. N СЭД -30-01-13-263 следует, что при сопоставлении представленного плана земельного участка Мишланова П. А. с материалами лесоустройства отмечается частичное наложение конфигурации земельного участка на земли лесного фонда ( кв. **) площадью 3,5 га и 7,5 га, (квартал ** выдел **) площадью 4,8 га. Оханского участкового лесничества (ИСК "Хлебороб"). Указанные участки входят в границы участка лесного фонда общей площадью 1271, 0 га, на которое зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Часть лесного участка (кв. ** выдел **) вошла в границы участка, переданного в пользование СПК "Хлебороб по договору аренды лесного участка от 11.12.2008г. N 82 с целью заготовки древесины.
Из письма Пермского филиала ФГУП "РОСЛЕСИИФОРГ" от 28.08.2013г. N 094\400 следует, что в 1968 г. создан Оханский межхозяйственный лесхоз, из его состава был выделен и создан Оханский сельский лесхоз согласно приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации N 7-326 от 25.11,1999г. Лесоустройство в лесхозе проводилось в 1964г. с составлением планово-картографических материалов и таксационных описей, последующие лесоустройства проводились в 1984г. и 2001г. Квартальная сеть и нумерация кварталов не менялись. В результате анализа расположения участка с кадастровым номером ** выявлено наложение участка на земли лесного фонда Оханского участкового лесничества общей площадью 15,8 га.
Разрешая заявленные требования, суд руководствовался ст.ст.3,6,7,10 Основ лесного Законодательства СССР и Союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.06.1977г ... ст. ст. 3,6,7,8 Лесного кодекса РСФСР, ст. ст. 19,20.22 Лесного кодекса РФ 1977г., ст. 10 Основ лесного законодательства РФ 1977г ., ст.ст.7.8.39. 56.57. 59.60.94 Земельного кодекса РСФСР, ст. ст. 5,8 Закона РСФСР "О земельной реформе", ст.ст.5. 8 Лесного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 01.01. 2007г.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что лес. являющийся частью экологической системы и природным ресурсом, относится к исключительной собственности государства, категории земель сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда различаются по своей правовой природе. При предоставлении в 1991г. Мишланову Н.А. земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, истец мог быть наделен землей только из состава земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок зарегистрировано законно и обоснованно.
Передача в безвозмездное пользование СПК "Хлебороб" участка лесного фонда, как и вырубка леса на этом участке, закону не противоречит.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, а доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными в силу следующего.
Как ранее действовавшим, так и действующим в настоящее время законодательством предусматривается, что перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства или осуществлением лесного пользования производится в исключительных случаях исполнительным органом власти Российской Федерации (ст.37 Лесного кодекса РСФСР, ст.63 Лесного кодекса 1997г., ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона N 172-ФЗ от 21.12.2004г. " О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В силу ч.2 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации (норма действовала до принятия Федерального закона от 04.12.2006г. N 201-ФЗ) границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.
Из фактических обстоятельств дела и имеющихся доказательств следует, что на момент предоставления Мишланову Н.А. в собственность земельного участка площадью 65,12 га, земельный участок частично входил в состав участка лесного фонда общей площадью 1271 га.(квартал ** выдел **), который в силу закона являлся и является государственной собственностью. Доказательства отчуждения земельного участка, отказа от права собственности или перевода участка лесного фонда в иную категорию земель истцом в нарушении ст. 56 ГПК Российской Федерации не представлены. При таких обстоятельствах выводы суда об отказе в удовлетворении заявленного требования являются правильными и обоснованными.
Следует отметить, что выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса. При этом избранный способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения. По существу предмет спорных правоотношений между сторонами сводится к спору о границах земельного участка истца и участка лесного фонда Российской Федерации. В связи с чем избранный Мишлановым Н.А. способ защиты права путем оспаривания акта регистрации права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда свидетельствует об избрании им ненадлежащего способа защиты нарушенного права, что также является основанием для отказа в удовлетворении требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводы суда не опровергают, не содержат новых обстоятельств, которые не были учтены судом при принятии решения, направлены на иную оценку исследованных судом доказательств, которым дан надлежащий анализ и правовая оценка в соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации, основаны на неправильном толковании норм материального права, а потому основанием для отмены решения суда не являются.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Мишланова Н.А. на решение Оханского районного суда Пермского края от 14 ноября 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.