Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 11 марта 2014 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Ляпина Н.А.,
судей: Иванчикова Д.А.,
Солина А.В.,
при секретаре Марининой К.В., с участием военного прокурора отдела военной прокуратуры Центрального военного округа Коробейникова В.Л., заявителя Докшиной Н.А., её представителей - Докшина Ю.А. и адвоката Юрченко В.А., представителя командира войсковой части N Шашка Ю.И. и представителя командира войсковой части N Шумана Е.Р. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя - адвоката Юрченко В.А. на решение Пермского гарнизонного военного суда от 16 декабря 2013 года, которым частично удовлетворено заявление бывшей военнослужащей войсковой части N Докшиной Н.А. о признании незаконными п.6 приказа командира войсковой части N от 22 апреля 2013 года N об увольнении заявителя с военной службы и действий командира войсковой части N, связанных с отказом в предоставлении документов, а также на определение того же суда от 16 декабря 2013 года о частичном прекращении производства по делу.
Заслушав доклад судьи Солина А.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения и определения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения заявителя Докшиной Н.А., её представителей - Докшина Ю.А. и адвоката Юрченко В.А. в поддержку доводов апелляционной жалобы, представителя командира войсковой части N Шашка Ю.И. и представителя командира войсковой части N Шумана Е.Р., возражавших относительно доводов апелляционной жалобы, а также заслушав заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Центрального военного округа Коробейникова В.Л., полагавшего необходимым решение и определение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
Докшина на основании п.6 приказа командира войсковой части N от 22 апреля 2013 года N была уволена с военной службы в отставку по подп. "а" п.1 ст.51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе).
Не соглашаясь с увольнением по данному основанию, 31 июля 2013 года Докшина обратилась к командиру войсковой части N с рапортом, в котором просила выдать ей документы из её личного дела, в чём ей было отказано.
В связи с этим Докшина обратилась в суд с заявлением, в котором с учётом уточнений просила признать незаконными указанные действия командира войсковой части N и соответствующий приказ командира войсковой части N об её увольнении с военной службы.
Полагая, что перед увольнением с военной службы она была зачислена в распоряжение командира, Докшина в заявлении просила суд признать незаконными и эти действия командира войсковой части N.
Решением Пермского гарнизонного военного суда от 16 декабря 2013 заявление Докшиной удовлетворено частично. Суд признал неправомерными действия командира войсковой части N, связанные с отказом в предоставлении заявителю документов из её личного дела, а в удовлетворении требования о признании незаконным п.6 приказа командира войсковой части N от 22 апреля 2013 года N л/с отказал. При этом суд взыскал с войсковой части N в пользу Докшиной судебные расходы в сумме 800 рублей.
В связи с отказом представителя заявителя - адвоката Юрченко от требования о признании незаконными действий командира войсковой части N, связанных с зачислением Докшиной в распоряжение командира, определением Пермского гарнизонного военного суда от 16 декабря 2013 года производство по делу в этой части прекращено.
В апелляционной жалобе представитель заявителя Юрченко просит решение суда в отказной его части отменить как необоснованное и не соответствующее материалам дела. По мнению адвоката, суд не принял во внимание копии листков нетрудоспособности заявителя (л.д.6-8), указывающие на то, что Докшина в период с 26 февраля по 9 апреля 2013 года находилась на стационарном лечении в больнице, вследствие чего 15 марта 2013 года не могла присутствовать в воинской части на беседе. Подписи на листах беседы и расчёта выслуги лет на пенсию выполнены не Докшиной, с этими документами она не знакома.
Также в жалобе Юрченко просит указанное определение суда о прекращении производства по делу отменить, считая себя введённым в заблуждение представителем командира войсковой части 3426, заявившим о том, что приказ о зачислении Докшиной в распоряжение командира не издавался. В обоснование этого представитель заявителя указывает на выписку из приказа командира войсковой части N от 18 декабря 2013 года N с/ч об исключении Докшиной из списков личного состава воинской части, в которой имеется ссылка на нахождение заявителя в распоряжении командира части.
В возражениях на апелляционную жалобу представители командиров войсковых частей N и N Шашок и Шуман, соответственно, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на неё, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения законных и обоснованных решения и определения суда первой инстанции.
Основания и порядок увольнения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, с военной службы регламентированы Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и Положением о порядке прохождения военной службы, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237.
Согласно подп. "а" п.1 ст.51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Исходя из требований п.2 ст.49 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предельный возраст пребывания на военной службе Докшиной наступил, когда ей исполнилось 45 лет, то есть 9 апреля 2004 года. После указанной даты с заявителем на основании п.3 ст.49 названного федерального закона командованием заключались контракты о прохождении военной службы, срок последнего истекал 9 апреля 2013 года (л.д.125).
23 ноября 2013 года Докшина обратилась к командованию с рапортом об увольнении с военной службы по подп. "а" п.1 ст.51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", то есть по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. При этом она просила направить её на освидетельствование военно-врачебной комиссией, что командиром войсковой части N было выполнено (л.д.75-76).
Как пояснила Докшина в суде апелляционной инстанции, с указанным в приказе основанием увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе она согласна.
Поскольку в этой части права заявителя приказом командира войсковой части N от 22 апреля 2013 года Nс не нарушены, суд первой инстанции обоснованно не нашёл оснований для его отмены.
Что касается указания в этом приказе на продолжительность выслуги лет, то она, как это видно из материалов дела, соответствует данным, отражённым в представлении Докшиной к увольнению и листе беседы с ней от 15 марта 2013 года (л.д.57, 58), не противоречит её расчёту выслуги лет на пенсию (л.д.130-131).
Согласно п.14 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы:
а) уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачёту в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения;
б) с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. Содержание проведённой беседы отражается в листе беседы. Лист беседы подписывается военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего.
Как следует из материалов дела, указанные мероприятия с Докшиной проводились, с расчётом выслуги лет она была ознакомлена и согласна.
Об этом же показали допрошенные в суде в качестве свидетелей начальник группы кадров войсковой части N М.К.Н ... и начальник квартирно-эксплуатационной службы войсковой части N Х.А.Н.., присутствовавшие 15 марта 2013 года на беседе командира с заявителем (л.д.99, 102).
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч.1 ст.48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей.
Поскольку в судебном заседании суда первой инстанции интересы Докшиной представлял адвокат Юрченко, а заявитель не настаивала на личном участии в разбирательстве дела, её процессуальные права судом нарушены не были.
Как видно из протокола судебного заседания от 16 декабря 2013 года, в суде были исследованы лист беседы командира войсковой части 3426 с Докшиной от 15 марта 2013 года и расчёт её выслуги лет. Каких-либо заявлений о недостоверности этих документов, а также ходатайств, связанных с проведением экспертизы находящихся в них подписей, представителем заявителя заявлено не было. Не просил он и об отложении разбирательства дела для выяснения обстоятельств, связанных с проведения беседы.
Вопреки доводам жалобы, листок нетрудоспособности (л.д.6), в соответствии с которым Докшина с 26 февраля 2013 года по 19 марта 2013 года подлежала освобождению от работы, не свидетельствует о том, что она не имела возможности присутствовать 15 марта 2013 года в войсковой части N на беседе с командиром.
При таких данных, установив, что предшествовавшие увольнению Докшиной мероприятия командованием были выполнены и соответствовали её волеизъявлению, а не доверять представленным в соответствии с требованиями ч.1 ст.57 ГПК РФ доказательствам оснований не имелось, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о законности оспариваемого заявителем приказа об увольнении с военной службы.
Не подлежит отмене и определение о частичном прекращении производства по делу, поскольку условия, предусмотренные ст.39, 54, 220, 221 ГПК РФ, судом были выполнены, право же представителя заявителя Юрченко заявить отказ от требования специально оговорено в доверенности, выданной ему Докшиной (л.д.5).
На основании изложенного, поскольку доводы жалобы не могут поставить под сомнение вынесенные по делу постановления, а существенных процессуальных нарушений судом не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы надлежит отказать.
Руководствуясь ст.327.1, п.1 ст.328 и ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пермского гарнизонного военного суда от 16 декабря 2013 года по гражданскому делу по заявлению бывшей военнослужащей войсковой части N Докшиной Н.А. о признании незаконными п.6 приказа командира войсковой части N от 22 апреля 2013 года N об увольнении заявителя с военной службы и действий командира войсковой части N, связанных с отказом в предоставлении документов, а также на определение того же суда от 16 декабря 2013 года о частичном прекращении производства по делу, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителя - адвоката Юрченко В.А. - без удовлетворения.
Судья А.В. Солин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.