Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 11 марта 2014 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Безбородова С.П.,
судей: Сироты Д.А.,
Белкина И.В.,
при секретаре Михайлове Г.Г., с участием представителя командира и жилищной комиссии войсковой части N Рыбакова О.В. рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе командира войсковой части N Данильченко Л.Н. на решение Саратовского гарнизонного военного суда от 4 декабря 2013 года, которым было удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части N Федорова О.В. об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части N об отказе заявителю в постановке на учёт военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, а также действий командира этой воинской части, связанных с утверждением данного решения.
Заслушав доклад судьи Белкина И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебного решения и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя командира и жилищной комиссии войсковой части N Рыбакова О.В. в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
Федоров проходит военную службу по контракту в войсковой части N.
18 марта 2013 года Федоров обратился к командованию войсковой части N рапортом о постановке его на учет граждан, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма.
Решением жилищной комиссии войсковой части N 4 июня 2013 года, утвержденным командиром воинской части, Федорову было отказано в постановке на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, на основании ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью его постановки на указанный учёт жилищной комиссией воинской части и рекомендовано по данному вопросу обратиться в органы местного самоуправления.
Посчитав свои права нарушенными, Федоров обратился в Саратовский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным вышеназванное решение жилищной комиссии и действия командира войсковой части N, связанные с его утверждением, и обязать командира и жилищную комиссию названной воинской части поставить его на учет нуждающихся в получении жилья.
Рассмотрев данное заявление, Саратовский гарнизонный военный суд своим решением от 4 декабря 2013 года требования Федорова удовлетворил.
При этом суд, признав незаконными решение жилищной комиссии войсковой части N от 4 июня 2013 года об отказе в постановке Федорова на учёт нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, а также действия командира этой же воинской части, связанных с утверждением данного решения, возложил на жилищную комиссию и командира войсковой части N обязанность отменить указанное решение и рассмотреть вопрос о признании Федорова нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Кроме того, суд взыскал в пользу заявителя судебные расходы, связанные уплатой государственной пошлины, в размере 200 рублей.
Выражая несогласие с таким решением суда, командир войсковой части N Данильченко подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование жалобы Данильченко, давая собственный анализ положениям статьи 1, части 1 статьи 4, статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", части 3 статьи 49, части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также нормам Федерального закона от 6 февраля 1997 года N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" и Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", делает вывод о том, что военнослужащие внутренних войск МВД России наравне с другими гражданами могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях только органами местного самоуправления (пункт 7 статьи 13, пункт 3 части 1 статьи 14 ЖК РФ).
Других нормативных правовых актов Российской Федерации, изменивших порядок принятия на учёт нуждающихся в жилье, после принятия Жилищного Кодекса РФ и вводного закона принято не было, следовательно, делается вывод в жалобе, обжалуемые заявителем действия должностного лица и коллегиального органа являются законными и обоснованными.
В заключение жалобы командир войсковой части N также обращает внимание на необоснованность применения судом первой инстанции при разрешении настоящего гражданского дела положений пункта 6 статьи 12 ЖК РФ, которая не регламентирует порядок признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителя командира и жилищной комиссии войсковой части N Рыбакова, обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение Саратовского гарнизонного военного суда от 4 декабря 2013 года по настоящему гражданскому делу законным и обоснованным, а апелляционную жалобу должностного лица не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, закон, подлежащий применению, юридически значимые обстоятельства определены и установлены в полном объёме, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, Федоров заключил первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, за периоды прохождения военной службы в войсковой части N жилым помещением по основаниям, обусловленным его статусом военнослужащего, не обеспечивался, жилья в собственности и на условиях социального найма не имеет, что следует из справок органов учёта жилых помещений, находящихся в собственности, и объяснений участвующих в деле лиц.
Однако, как видно из содержания оспариваемого решения жилищной комиссии, отраженного в протоколе жилищной комиссии войсковой части N от 4 июня 2013 года (протокол N), Федорову в постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма было отказано со ссылкой на ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, согласно которой принятие на такой учёт осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
С данным решением, утверждённым командиром войсковой части N, согласиться нельзя, к правильному выводу о чём пришёл суд первой инстанции.
Так, ст. 39 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" установлено, что социальные гарантии военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей обеспечиваются в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Согласно ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение за счёт средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации N 927 от 19 июля 2004 года, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Жилищного кодекса РФ Министерство внутренних дел Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
К компетенции Министерства внутренних дел Российской Федерации согласно п. 6 ст. 12 Жилищного кодекса РФ отнесено и определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, категории которых установлены федеральным законом и указами Президента Российской Федерации.
Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 12 февраля 2010 года N 75 утверждена Инструкция об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, в п. 22 которой указано, что военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей.
Категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях и состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, указаны в ст. 49 Жилищного кодекса РФ, а порядок их принятия - в ст. 52 названного Кодекса.
В частности, к категории граждан, которым предоставляются жилые помещения из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма, признанным по установленным настоящим Кодексом или федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, отнесены и военнослужащие, проходящие военную службу по контракту.
В связи с вышеизложенным заявитель, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, вопреки доводам апелляционной жалобы, имеет все основания в соответствии с действующим законодательством обратиться для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении по месту прохождения им военной службы для обеспечения его жильем за счет средств федерального бюджета федеральным органом исполнительной власти, где он проходит военную службу.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконными оспариваемые действия должностного лица и решение жилищной комиссии от 4 июня 2013 года, касающиеся отказа в постановке заявителя на учёт нуждающихся в получении жилых помещений, и, поскольку по существу решение о нуждаемости заявителя не выносилось, не предрешая возможного решения, возложил на них обязанность повторно рассмотреть данный вопрос.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саратовского гарнизонного военного суда от 4 декабря 2013 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего войсковой части N Федорова О.В. об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части N об отказе заявителю в постановке на учёт военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, а также действий командира этой воинской части, связанных с утверждением данного решения, оставить без изменения, а апелляционную жалобу командира войсковой части N Данильченко Л.Н. - без удовлетворения.
Судья И.В. Белкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.