Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
В составе:
Председательствующего Новиковой Л.А.
Судей Малыгиной Г.В., Спесивцевой С.Ю.
При секретаре Фатеевой И.А.
рассмотрела в судебном заседании 18 марта 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя "Е." - "М" на решение Псковского городского суда Псковской области от 27 декабря 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления "Е." о признании незаконным решения Военного комиссариата Псковской области о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет и о возложении обязанности возобновить выплату пенсии за выслугу лет с " ... " отказать.
Выслушав доклад судьи Спесивцевой С.Ю., объяснения представителя "Е." - "М", судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
"Е." обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Военного комиссариата Псковской области о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет и о возложении обязанности возобновить выплату пенсии с " ... ".
В обоснование заявления указано, что "И." с 1989 года является военным пенсионером. С " ... " Военным комиссариатом Псковской области ему назначена пенсия за выслугу лет, выплата которой приостановлена решением от " ... " в связи с тем, что "И." на территории Российской Федерации не проживает, зарегистрирован и фактически проживает в Республике Беларусь. Ссылаясь на положения Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Федерального закона "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации", просил суд признать решение незаконным, возложить на Военный комиссариат Псковской области обязанность возобновить выплату пенсии с " ... " и взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере " ... " рублей, а также расходы по оформлению доверенности в сумме " ... " рублей, по оплате государственной пошлины - " ... " рублей и на проезд в суд в размере " ... " рублей, а всего " ... " рублей.
Представитель заинтересованного лица - Военного комиссариата Псковской области требования не признал, пояснил, что в соответствии с действующим законодательством и международными соглашениями выплата назначенных пенсий бывшим военнослужащим производится по месту их фактического жительства или по месту пребывания в пределах территории стран - участниц международного соглашения. Поскольку "Е." постоянно проживает на территории Республики Беларусь, его пенсионное обеспечение должно осуществляться по законодательству Республики Беларусь.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель "Е." - "М" просит об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права.
"Е." в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.
Представитель Военного комиссариата Псковской области предоставил заявление о рассмотрении дела по апелляционной жалобе "Е." в отсутствие представителя.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела по правилам статьи 327.1 ГПК РФ - в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела видно, что центром социального обеспечения Военного комиссариата Псковской области "Е." в связи с прибытием в октябре 2012 года на постоянное место жительства в г. Псков назначена пенсия за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации с " ... " (л.д. 10,11,12).
" ... " "Е." снят с регистрационного учета по месту жительства в г. Пскове и " ... " зарегистрирован по месту жительства в Республике Беларусь (л.д. 10, 13).
В связи с указанными обстоятельствами решением Военного комиссариата Псковской области от " ... " "И." приостановлена выплата пенсии за выслугу лет на территории Российской Федерации с " ... ".
Проверяя решение Военного комиссариата Псковской области на соответствие его требованиям закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления "И."
В соответствии со статьей 64 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", вопросы пенсионного обеспечения лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, выехавших на постоянное жительство за границу, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией или бывшим Союзом ССР с другими государствами.
Отношения по пенсионному обеспечению бывших военнослужащих при переезде их на постоянное место жительства из одного государства - участника в другое государство - участник регулируются Соглашением стран СНГ от 15 мая 1992 года (решение Экономического суда СНГ от 6 февраля 2009 года N 01-1/2-08 "О толковании применения статьи 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года и статьи 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года").
Республика Беларусь и Российская Федерация являются участниками Соглашения стран СНГ от 15 мая 1992 года.тран СНГй от ся участником
Статьей 1 Соглашения от 15 мая 1992 года о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством государств-участников, на территориях которых проживают указанные военнослужащие и их семьи.
Из толкования, изложенного в решении Экономического суда СНГ от 6 февраля 2009 года N 01-1/2-08, следует, что в данной норме Соглашения от 15 мая 1992 года закреплен принцип территориальности, означающий осуществление пенсионного обеспечения военнослужащих по законодательству государства места постоянного жительства.
Понятие "постоянного проживания" являлось предметом консультативного заключения Экономического суда СНГ N01-1/3-08 от 20 апреля 2009 года, в котором, с учетом, в том числе положений статьи 48 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований" от 17 декабря 1992 года N2050-ХII, статьи 2 Федерального закона Российской Федерации "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 года N115-ФЗ определено, что документом, подтверждающим постоянное проживание, является вид на жительство.
Из материалов дела видно, что "И." снят с регистрационного учета в Российской Федерации, постоянно проживает и имеет вид на жительство в "****" (л.д. 13).
Таким образом, пенсионное обеспечение "И." должно осуществляться по законодательству государства места постоянного жительства.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда основаны на неверном толковании норм материального права, а также неправильном применении к возникшим правоотношениям правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01 марта 2001 года N46-О.
Указанным определением Конституционного Суда Российской Федерации признано не соответствующим Конституции Российской Федерации ограничение, которое предусматривалось ранее действовавшей редакцией пункта "а" статьи 1 ФЗ от 12.02.1993 N 4468-1"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в соответствии с положениями которого условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные данным Законом, распространялись только на лиц, проживающих в РФ, и допускали лишение граждан России, выехавших на постоянное жительство за границу, права на получение полагающихся им пенсий только на том основании, что они проживают не в Российской Федерации.
Приостановление выплаты на территории Российской Федерации военному пенсионеру "И." пенсии за выслугу лет, не лишает его права на получение назначенной пенсии за выслугу лет в Республике Беларусь - по избранному им месту постоянного жительства, что следует из Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, подлежащего применению к возникшим правоотношениям в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции спор разрешен с соблюдением норм материального права и оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда от 27 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя "Е." - "М" - без удовлетворения.
Председательствующий Л.А. Новикова
Судьи Г.В. Малыгина
С.Ю. Спесивцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.