Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе:
председательствующего Адаева И.А.
судей: Спесивцевой С.Ю., Малыгиной Г.В.
при секретаре Васильевой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ф.В.С. на решение Псковского городского суда Псковской области от 27 декабря 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Ф.В.С. о признании незаконным требования Псковской таможни об уплате таможенных платежей и пени отказать.
Выслушав доклад судьи Адаева И.А., объяснения Ф. В.С., его представителя Д. С.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителей Псковской таможни К. Н.Ю. и Д. С.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ф. В.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным требования Псковской таможни от (дд.мм.) 2013 года (****) об уплате таможенных платежей.
В обоснование указал, что (дд.мм.) 2013 года ввез на территорию Российской Федерации через МАПП К.Г. П.о. для личного пользования автомобиль T.R.-N, регистрационный номер (****). Постановлением Псковского городского суда от (дд.мм.) 2013 года он был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере *** рублей без конфискации транспортного средства. Основанием для привлечения к административной ответственности послужил факт передачи права управления транспортным средством сыну - Ф. И.В.
(дд.мм.) 2013 года ему было выставлено требование об уплате таможенных платежей в сумме *** руб. ** коп. и пени в размере *** руб. ** коп.
Полагая, что указанное требование является незаконным, поскольку фактической передачи права управления транспортным средством места не имело, а в настоящее время автомобиль вывезен с территории РФ, - просил удовлетворить заявление.
Представители Псковской таможни иск не признали, мотивировав свою позицию законностью выставленного требования об уплате таможенных платежей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Ф. В.С. ставится вопрос об отмене судебного постановления как незаконного и необоснованного. В частности, в жалобе акцентируется внимание на том, что использование автомобиля его сыном Ф. И.В. нельзя признать использованием не в личных целях. Кроме
того, указывается, что сын самовольно воспользовался транспортным средством. В настоящее время автомобиль вывезен с территории России, в связи с чем, полагает, что обязанность по уплате таможенных платежей прекратилась.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и доводы возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в состоявшееся судебное постановление в связи со следующим.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявления, суд признал выставленное Ф. И.В. требование законным и обоснованным.
Выводы суда исчерпывающим образом мотивированы, основаны на законе, материалах дела и оценке доказательств, данной в полном соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ.
Оснований для иной оценки представленных доказательств и правовых обстоятельств дела судебная коллегия не усматривает, признает решение суда правильным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными, исходя из следующего.
Установлено, что (дд.мм.) 2013 года Ф. В.С., имеющий двойное гражданство (РФ и Эстонии), временно ввез на таможенную территорию Таможенного Союза через таможенный пост МАПП К.Г. автомобиль T.R.-N, регистрационный номер (****) для личного использования, на срок до (дд.мм.) 2013 года.
(дд.мм.) 2013 года в ходе совместных мероприятий с ОРО Псковской таможни на территории города Пскова сотрудниками ГИБДД УМВД России по Псковской области указанный автомобиль был остановлен и выявлено, что управление транспортным средством осуществлял Ф. И.В.
По данному факту сотрудниками Псковской таможни был составлен протокол о совершении Ф. В.С. административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ.
Постановлением Псковского городского суда Псковской области от (дд.мм.) 2013 года Ф. В.С. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ и привлечен к ответственности в виде штрафа в размере *** руб. Транспортное средство было возвращено (л.д. (****)). Постановление не обжаловалось и вступило в законную силу.
(дд.мм.) 2013 года таможенным органом составлен Акт об обнаружении факта неуплаты Ф. В.С. таможенных платежей в размере *** руб. ** коп. (л.д. (****)).
(дд.мм.) 2013 года Псковской таможней Ф. В.С. было выставлено требование (****) об уплате таможенных платежей на сумму *** руб. ** коп. и пени в размере *** руб. ** коп. (л.д. (****)).
Оценив специфику возникших правоотношений и приходя к выводу о
законности и обоснованности оспоренного решения, судебная коллегия учитывает следующее.
В соответствии со статьями 1, 3, 74 Таможенного кодекса Таможенного союза, действующего с 01.07.2010, таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной им, в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза.
Таможенное законодательство Таможенного союза состоит из Таможенного кодекса Таможенного союза, международных договоров государств - членов Таможенного союза, решений КТС (Евразийской экономической комиссии), регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе.
В силу статьи 75 ТК ТС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.
Под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: тарифные преференции; тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); льготы по уплате налогов; льготы по уплате таможенных сборов. Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 80 ТК ТС таможенные пошлины не уплачиваются, в том числе при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года на единой таможенной территории государств - членов Таможенного союза под ввозной таможенной пошлиной понимается обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств - членов Таможенного союза (статьи 2 Соглашения). При ввозе товаров на единую таможенную территорию могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ее ставки (пункт 1 статьи 5 Соглашения). Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин устанавливается КТС (пункт 3 статьи 6 Соглашения).
В соответствии со статьей 6 указанного Соглашения, при ввозе из третьих стран на единую таможенную территорию государств Сторон от уплаты ввозной таможенной пошлины освобождаются, в том числе товары, ввозимые физическими лицами, за исключением запрещенных к ввозу, не предназначенные для производственной или иной предпринимательской деятельности, в соответствии с правовыми актами в области таможенного регулирования.
Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 года N 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" определено, что Соглашение от 25.01.2008 вступает в силу с 1 января 2010 года.
Согласно ч. 3. ст. 317 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" ввоз в Российскую
Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров для личного пользования физическими лицами осуществляются в соответствии с главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза и международными договорами государств - членов Таможенного союза о перемещении через таможенную границу Таможенного союза товаров физическими лицами.
18 июня 2010г. между правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан заключено Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.
Статьей 1 Соглашения определен порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.
Правоотношения, возникающие в связи с перемещением физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу, не урегулированные настоящим Соглашением, определяются таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государства-члена Таможенного союза.
В силу статьи 277 ТК ТС временный ввоз (допуск) - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 280 ТК ТС срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза и не может превышать 2 (два) года со дня помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза.
Согласно пункту 2 статьи 358 ТК ТС и пункту 22 раздела V Приложения 3 к указанному Соглашению от 18.06.2010, от уплаты таможенных платежей освобождаются транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза иностранными физическими лицами любым способом, - на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более чем на один год.
В силу статьи 11 данного Соглашения, транспортные средства для личного пользования, указанные в пунктах 22 и 23 раздела V Приложения 3 к настоящему Соглашению, могут использоваться на таможенной территории Таможенного союза физическими лицами, осуществившими их ввоз.
Передача права пользования и (или) распоряжения такими транспортными средствами для личного пользования иным лицам допускается только:
при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов по ставкам, предусмотренным пунктами 10-12 раздела IV Приложения 5 к настоящему Соглашению для выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение, если иные единые ставки не установлены в соответствии с международным договором государств-членов Таможенного союза. Выпуск таких транспортных средств в свободное обращение осуществляется в том таможенном
органе, в регионе деятельности которого постоянно или временно проживает физическое лицо, которому передаются права пользования и (или) распоряжения;
для вывоза транспортных средств за пределы указанной территории с разрешения таможенного органа в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза, если такой вывоз не может быть осуществлен декларантом по причине смерти, тяжелой болезни физического лица, осуществившего ввоз, или иной объективной причине.
Согласно статье 5 Соглашения от 18.06.2010 товары для личного пользования, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и подлежащие таможенному декларированию, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до уплаты причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, выпуск которых для личного пользования на таможенной территории Таможенного союза был осуществлен при наличии ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами для личного пользования, установленных в связи с использованием в их отношении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 4 ТК ТС под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В силу п. 2 ст. 279 ТК ТС одним из ограничений по пользованию временно ввезенным транспортным средством является то, что данное транспортное средство должно находиться в фактическом владении и пользовании декларанта.
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 4 ТК ТС декларант - это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Согласно п. 4 ст. 351 ТК ТС под "транспортным средством для личного пользования" понимается автотранспортное средство, находящееся в собственности или владении физического лица, перемещающего это транспортное средство через таможенную границу исключительно в личных целях.
Пунктом 3 статьи 279 ТК ТС предусмотрены случаи передачи декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу без разрешения таможенного органа: в целях их технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта и (или) модернизации), хранения, транспортировки, а также в иных целях в случаях, определенных законодательством и (или) международными договорами государств. В других случаях передача владения и пользования должна осуществляться с разрешения таможенного органа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 358 ТК ТС передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в том числе транспортными средствами, другому лицу на таможенной территории таможенного союза допускается при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
Из буквального толкования приведенных выше положений статей 4, 279, 351, 358 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьи 11 Соглашения от 18.06.2010, из смысла, придаваемого им правоприменительной практикой, из их места в системе правового регулирования таможенных отношений, следует, что под "другими лицами" в п. 3 ст. 358 ТК ТС понимаются лица, которые не декларировали транспортные средства и не осуществляли их временный ввоз на
территорию Таможенного союза.
Таким образом, Ф. В.С. не вправе был передавать право пользования этим средством другому лицу без разрешения таможенного органа, поскольку именно он задекларировал транспортное средство и осуществил его ввоз на территорию Таможенного союза.
Доводы Ф. В.С., изложенные в жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку тот факт, что спорное транспортное средство вывезено за пределы Таможенного союза не освобождает декларанта от обязанности по уплате таможенных платежей, как это определено в статье 14 Соглашения от 18.06.2010.
Более того, в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 и пунктом 5 статьи 283 ТК ТС нарушение условий, при которых транспортное средство помещалось под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, влечет за собой обязанность декларанта уплатить ввозные таможенные пошлины в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), за вычетом сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Ф. В.С. не передавал право управления транспортным средством своему сыну, судебная коллегия признает необоснованными, опровергающимися выводами Псковского городского суда, изложенными в постановлении от (дд.мм.) 2013 года по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 61 (ч. 4) ГПК РФ и с учетом разъяснений, сформулированных в абзаце 4 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", указанные выводы обязательны для суда, рассматривающего настоящее дело, и не подлежат новому оспариванию.
В этой связи судебная коллегия отмечает, что декларант обязан соблюдать установленные законом ограничения по использованию транспортного средства при режиме временного ввоза, в том числе путем исключения возможности самовольного его использования любыми другими лицами.
Все другие доводы апелляционной жалобы существенного правового значения для дела не имеют и не могут повлечь отмену судебного постановления.
Учитывая изложенное, судебная коллегия признает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, постановленным при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к рассматриваемым правоотношениям. Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда от 27 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф.В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий И.А.Адаев
Судьи: С.Ю.Спесивцева
Г.В.Малыгина
.
.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.