Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
В составе:
Председательствующего Адаева И.А.
Судей Дмитриевой Ю.М., Спесивцевой С.Ю.
При секретаре Шапчиц Э.В.
рассмотрела в судебном заседании 15 апреля 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя "Щ." - "С." на решение Псковского городского суда Псковской области от 28 января 2014 года, которым постановлено:
исковое заявление "Щ.", действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего "Щ.С.", к Военному комиссариату Псковской области о признании права на повышение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года N4468-1 с "дата" года, взыскании недополученной пенсии по случаю потери кормильца за период с "дата" по "дата" в размере " ... " рублей и обязании выплачивать повышение к каждой пенсии по случаю потери кормильца в размере, предусмотренном п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года N4468-1, с "дата" года, оставить без удовлетворения.
Выслушав доклад судьи Спесивцевой С.Ю., объяснения "Щ." и ее представителя "С.", судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
"Щ.", действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка, обратилась в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 ГПК РФ, к Военному комиссариату Псковской области о признании права на повышение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года N4468-1 с "дата" года, взыскании недополученной пенсии по случаю потери кормильца за период с "дата" по "дата" в размере " ... " рублей и возложении обязанности выплачивать повышение к каждой пенсии по случаю потери кормильца в размере, предусмотренном п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года N4468-1, с "дата" года.
В обоснование иска указала, что является вдовой ветерана боевых действий "А.", погибшего "дата" вследствие военной травмы. С "дата" она и сын "А." - несовершеннолетний "Щ.С." получают пенсию по случаю потери кормильца, назначенную в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей". Ссылаясь на статьи 45, 46, 55 указанного Закона, просила суд признать право на повышение пенсии по случаю потери кормильца с "дата" года, взыскать недополученную пенсию по случаю потери кормильца за период с "дата" по "дата" в размере " ... " рублей и возложить на ответчика обязанность с "дата" выплачивать повышение к каждой пенсии по случаю потери кормильца в размере, предусмотренном п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года N4468-1.
Представитель Военного комиссариата Псковской области исковые требования не признал, пояснил, что "Щ." не обладает статусом ветерана боевых действий, в связи с чем за нею не может быть признано право на повышение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года N4468-1. Кроме того, указал, что материалы личного дела умершего "А." не содержат копии удостоверения ветерана боевых действий, выданного войсковой частью, а также документов, подтверждающих факт непосредственного участия в боевых действиях.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель "Щ." - "С." просит об отмене решения суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неверной оценкой доказательств по делу, нарушением норм материального права. Апеллятор указывает на доказанность факта участия "А." в боевых действиях, неправомерное отклонение в качестве доказательства копии листа из книги учета выдачи удостоверений ветерана боевых действий, что фактически и привело к нарушению судом норм материального права.
Представитель Военного комиссариата Псковской области в судебное заседание не явился, предоставил ходатайство о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие представителя ответчика.
В соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Военного комиссариата Псковской области.
Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Из материалов дела видно, что "Щ." и ее несовершеннолетний сын "Щ.С." с "дата" являются получателями пенсии по случаю потери кормильца - после смерти "дата" вследствие военной травмы "А.", назначенной в соответствии с п. "а" ст. 21, статьями 29, 30 Закона РФ от 12.02.1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (л.д. 6,7,8, 17-21, 41 -57).
Согласно п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 пенсия по случаю потери кормильца подлежит повышению ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Постановляя решение, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности факта участия "А." в боевых действиях.
Данный вывод суда противоречит материалам дела.
Согласно изменениям, которые были внесены Федеральным законом от 27.11.2002 г. N 158-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2004 года, в ст. 3 Закона "О ветеранах", ветеранами боевых действий признаются лица принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Этим же законом внесены изменения в раздел III приложения к закону "О ветеранах", согласно которым боевыми действиями на территории Российской Федерации признаются выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
Таким образом, для наделения статусом ветерана боевых действий на территории Российской Федерации необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 данной статьи (военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники других федеральных органов исполнительной власти), и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к тому же Федеральному закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (включая выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона в период с августа 1999 года. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.11.2011 года N 24-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" в связи с запросом Казбековского районного суда Республики Дагестан").
Из послужного списка "А." следует, что он в период с "дата" по "дата" выполнял задачи по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона по обеспечению государственной безопасности и территориальной целостности РФ, разоружения бандформирований на территории Чеченской республики, о чем имеются ссылки на приказы командира в/ч " ... " от "дата" и (****) от "дата" (л.д. 46-47).
Согласно выпискам из указанных приказов "А." был командирован на выполнение боевого задания на территории республики Чечня - зону боевых действий (л.д. 102-104).
"дата" ему выдано удостоверение ветерана боевых действий, что следует из копии листа из книги выдачи удостоверений ветерана боевых действий в/ч 74268 (л.д. 89-90).
Указанные доказательства подтверждают факт участи "А." в выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона в период с августа 1999 года, которым суд дал неправильную оценку в связи с неверным толкованием раздела 13 послужного списка, что следует из представленных стороной истца в суд апелляционной инстанции дополнительных доказательств: выписок из приказов командира войсковой части " ... " от "дата" (****) "дата" (****) "дата" (****), "дата" (****), "дата" (****), "дата" (****), "дата" (****), "дата" (****), "дата" (****), "дата" (****) из которых усматривается, что "А." фактически принимал участие в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (л.д. 118-127).
Данные приказы подтверждают юридически значимое обстоятельство, подлежащее установлению при разрешении спора, поэтому подлежат приобщению к делу в качестве дополнительных доказательств.
Таким образом, "А." относится к категории "ветеран боевых действий" и в соответствии со ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 при жизни
имел бы право на повышение пенсионных выплат с учетом 32%.
Закон Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", введенный в действие с 01.02.1993 года, предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсию по инвалидности и за выслугу лет получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - пенсию по случаю потери кормильца, которую получают семьи погибших (умерших) военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со ст. 43 настоящего Закона, т.е. от дохода, который получал сам кормилец.
Ст. 45 помещена в разделе "Исчисление пенсий", где учитываются общие положения для всех видов пенсий, назначаемых на основании данного Закона. Статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.
В соответствии со статьей 46 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсий.
Следовательно, повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семьи, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2011 N57-В11-5).
В этой связи судебная коллегия находит неубедительной правовую позицию Военного комиссариата Псковской области о том, что "Щ." не обладает правом на повышение пенсии по случаю потери кормильца, поскольку положения п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года N4468-1 распространяются только на самих ветеранов боевых действий.
Отменяя решение суда первой инстанции и, постановляя новое решение об удовлетворении исковых требований "Щ.", действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего "А.", судебная коллегия принимает во внимание следующее.
В соответствии с п. "б" ч.1 ст. 55 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N4468-1 перерасчет размеров пенсий по случаю потери кормильца производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (ч. 2 ст. 55 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N4468-1).
Согласно приведенной норме перерасчет пенсий носит заявительный характер, т.е. осуществляется на основании заявлений пенсионеров, к которым прилагаются необходимые документы.
Учитывая, что обстоятельством, влекущим повышение пенсий по случаю потери кормильца в соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N4468-1, является отнесение к ветеранам боевых действий новой категории лиц, такое повышение производится с момента обращения лиц, получающих указанную пенсию, в пенсионные органы с заявлением о перерасчете пенсии (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013).
Из материалов дела видно, что с заявлением о перерасчете пенсии "Щ." обратилась в Военный комиссариат Псковской области "дата", в котором просила повысить пенсию с 01.05.2013, предоставив удостоверение, выданное на ее имя Военным комиссариатом города Пскова и Псковской области, согласно которому она имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен, погибших военнослужащих и имеет право на льготы, установленные статьей 21 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей меры социальной поддержки, в том числе, и членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий (л.д.82, 82 оборот).
Следовательно, пенсия в повышенном размере "Щ." и несовершеннолетнему "Щ.С." (поскольку, обращаясь с заявлением о повышении пенсии, "Щ." действовала как в своих интересах, так и в интересах несовершеннолетнего ребенка), должна быть им установлена с "дата", а перерасчет произведен с "дата".
В исковых требованиях "Щ." просит взыскать с Военного комиссариата Псковской области задолженность за период с "дата" по "дата" в размере " ... " рублей, которая фактически соответствует размеру задолженности за период с "дата" по "дата".
Размер недополученного повышения к пенсии по случаю потери кормильца за период с "дата" по 31.12.2013, который "Щ." просит взыскать с учетом интересов несовершеннолетнего ребенка, не противоречит расчету, выполненному ответчиком, согласно которому недоплата пенсии по случаю потери кормильца за указанный период составляет " ... " рублей (л.д. 80).
Удовлетворяя исковые требования "Щ." в части взыскания сумм недополученного повышения к пенсии по случаю потери кормильца, судебная коллегия принимает во внимание положения ст. 46 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1, в силу которой при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсий и исходит из того, что фактически "Щ." ставится вопрос о взыскании задолженности с "дата" по "дата"
В отношении требований иска о признании права "Щ." и "Щ.С." на повышение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" с 01.11.2006, судебная коллегия принимает во внимание то обстоятельство, что пенсия по случаю потери кормильца назначена истице с 01.11.2006.
В отношении требований о возложении на Военный комиссариат Псковской области обязанности с "дата" производить повышение к каждой пенсии по случаю потери кормильца в размере, предусмотренном п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N4468-1, судебная коллегия приходит к выводу о возможности возложения этой обязанности до возникновения обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пенсии по случаю потери кормильца, установленных статьей 29 указанного Закона, предусматривающей, что право на пенсию по случаю потери кормильца имеют дети, не достигшие 18 лет, а проходящие обучение в образовательных организациях по очной форме (за исключением образовательных организаций, обучение в которых связано с поступлением на военную службу или службу в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста, а также супруг, если он (она) занят уходом за детьми умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает.
Обращаясь в суд с иском, "Щ." была оплачена государственная пошлина, которая в порядке статьи 98 ГПК РФ взысканию не подлежит, поскольку в силу п. п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, выступающие в качестве истцов или ответчиков.
Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 5 названного Положения установлено, что Министерство обороны осуществляет свою деятельность через его территориальные органы (военные комиссариаты). Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации в соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609.
Таким образом, поскольку ответчик является государственным органом и от уплаты государственной пошлины освобожден, уплаченная "Щ." государственная пошлина взысканию с Военного комиссариата Псковской области не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 28 января 2014 года отменить.
Постановить новое решение, в соответствии с которым исковые требования "Щ.", действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего "Щ.С.", к Военному комиссариату Псковской области удовлетворить.
Признать право "Щ." и "Щ.С.", "дата" года рождения, на повышение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" с 01.11.2006.
Взыскать с Военного комиссариата Псковской области в пользу "Щ." и "Щ.С." недополученную пенсию по случаю потери кормильца за период с "дата" по "дата" в размере " ... " рублей.
Обязать Военный комиссариат Псковской области выплачивать "Щ." и "Щ.С." с "дата" ежемесячно повышение к каждой пенсии по случаю потери кормильца в размере, предусмотренном п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" до возникновения обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пенсии по случаю потери кормильца.
Председательствующий И.А. Адаев
Судьи Ю.М. Дмитриева
С.Ю. Спесивцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.