Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Подольской А.А.
Судей: Занкиной Е.П., Назейкиной Н.А.
при секретаре - Мамонтовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Муниципального казенного учреждения "Управление социальной защиты населения Администрации городского округа Чапаевск" на решение Чапаевского городского суда Самарской области от 10 декабря 2013 года, которым постановлено:
"Исковое заявление прокурора г.о. Чапаевск в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МБОУ ДОД "Детская музыкальная школа N 1" г.о. Чапаевск, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г.о. Чапаевск, МКУ "Управление социальной защиты населения администрации г.о. Чапаевск" об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов - удовлетворить частично.
Обязать МБОУ ДОД "Детская музыкальная школа N 1" г.о. Чапаевск, МКУ "Управление социальной защиты населения администрации г.о. Чапаевск" принять меры к беспрепятственному доступу маломобильных групп населения в здание, расположенное по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, ул. Чкалова, 1 путем обустройства лестницы пандусом либо другим приспособлением для доступа инвалидов, в том числе с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Подольской А.А. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. о. Чапаевск Самарской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБОУ ДОД "Детская музыкальная школа N 1" г.о. Чапаевск, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г.о. Чапаевск, МКУ "Управление социальной защиты населения администрации г.о. Чапаевск" об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов.
В обоснование иска указал, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства в части соблюдения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) г. о. Чапаевск.
В ходе проведенной проверки установлено, что муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Детская музыкальная школа N 1" г. о. Чапаевск (далее по тексту - МБОУ ДОД "Детская музыкальная школа N 1" г.о. Чапаевск) осуществляет образовательную деятельность в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности серии РО N 048398, выданной Министерством образования и науки Самарской области от 24.04.2012 г., в помещении, расположенном по адресу: г. Чапаевск, ул. Чкалова, 1.
Вход в образовательное учреждение осуществляется по ступеням, не оборудованным пандусами и (или) другими средствами подъема, что фактически препятствует доступу в здание школы маломобильных групп населения, включая инвалидов, использующих кресла-коляски. Отсутствие пандусного съезда ограничивает свободное передвижение и доступ маломобильных групп населения, в том числе инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в здание МБОУ ДОД "ДМШ N 1" г. о. Чапаевск, что существенно нарушает права граждан с ограниченными физическими возможностями на пользование указанным объектом социальной инфраструктуры.
В этом же здании располагается МКУ "УСЗН" г.о. Чапаевск.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, прокурор г.о. Чапаевск Самарской области просил суд обязать МБОУ ДОД "Детская музыкальная школа N 1" г.о. Чапаевск, МКУ "Управление социальной защиты населения администрации г.о. Чапаевск" и КУМИ администрации городского округа Чапаевск Самарской области принять меры к беспрепятственному доступу маломобильных групп населения в здание, расположенное по адресу: г. Чапаевск, ул. Чкалова, 1 путем обустройства лестницы пандусом либо другим приспособлением для доступа инвалидов, в том числе с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Судом постановлено указанное выше решение, которое представитель Муниципального казенного учреждения "Управление социальной защиты населения Администрации городского округа Чапаевск" в апелляционной жалобе просит отменить, как незаконное. При этом ссылается на то, что при разрешении спора судом не был учтен тот факт, что в здании, где наряду с музыкальной школой располагается территориальный участок УСЗН, не имеется отдельного входа с улицы. Лица с ограниченными возможностями передвижения вопросы возникающие к УСЗН, решают по телефону либо через социального работника. Ни одного обращения о затруднениях попасть в здание от лиц с ограниченными способностями не поступало.
В заседание судебной коллегии стороны не явились, извещены надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся сторон.
Прокурор Гуляева Е.С. полагала возможным решение суда оставить без изменения, поскольку судом при разрешении спора были определены все обстоятельства, имеющие значение и им дана надлежащая правовая оценка.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Пунктом 4.1.14 СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 27.12.2011 г. N 605 установлено, что лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.
Удовлетворяя исковые требования прокурора г. о. Чапаевск Самарской области в части возложения на МБОУ ДОД "Детская музыкальная школа N 1" г. о. Чапаевск и МКУ "Управление социальной защиты населения администрации г. о. Чапаевск" обязанности принять меры к беспрепятственному доступу маломобильных групп населения в здание, расположенное по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, ул. Чкалова, 1 путем обустройства лестницы пандусом либо другим приспособлением для доступа инвалидов, в том числе с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, суд исходил из того, что отсутствие пандусного съезда ограничивает свободное передвижение и доступ маломобильных групп населения, в том числе инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в здание МКУ "Управление социальной защиты населения администрации г.о. Чапаевск", что существенно нарушает права граждан с ограниченными физическими возможностями на пользование указанным объектом социальной инфраструктуры.
Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным, основанным на норах закона и материалах дела.
Судом установлено, что на основании договора N 3 о передачи недвижимого муниципального имущества в безвозмездное временное пользование от 30.03.2007 г., Ссудодатель "КУМИ администрации г. о. Чапаевск" передал "Ссудополучателю" Управлению социальной защиты населения администрации г. о. Чапаевск в безвозмездное пользование помещение, площадью 30,0 кв. м. по адресу: г. Чапаевск, ул. Чкалова, 1. (л.д. 65-66).
Пунктом 5.4 Положения "Об Управлении социальной защиты населения администрации г. о. Чапаевск", утвержденным Постановлением Чапаевской городской Думы от 30.11.2005 г. N 46-ЧД, установлено, что имущество Управления является муниципальной собственностью, закрепляется за ним на праве оперативного управления.
В силу п. 5.5 указанного Положения, Управление в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения и пользования в пределах установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества.
Как усматривается из материалов дела, вход в здание, где располагается ответчик, осуществляется по ступеням, не оборудованным пандусом и (или) другими средствами подъема, что фактически препятствует доступу в здание маломобильных групп населения, включая инвалидов, использующих кресла-коляски.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание приведенные выше правовые нормы, а также Положение ответчика, в соответствии с которым он осуществляет свою деятельность, судебная коллегия полагает, что судом принято законное и обоснованное решение, при правильном применении норм материального права и с соблюдением требований процессуального закона.
Доводы апелляционной жалобы представителя МКУ "Управление социальной защиты населения администрации г. о. Чапаевск" об отсутствии жалоб относительно затруднений попасть в здание от лиц с ограниченными способностями, выводов суда не опровергает, поскольку данное обстоятельство не освобождает ответчика от исполнения обязанностей, возложенных на него законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чапаевского городского суда Самарской области от 10 декабря 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.