Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Елистратовой Е.В.
Судей Самчелеевой И.А., Пияковой Н.А.
При секретаре Подусовской В.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе министерства имущественных отношений Самарской области на решение Красноглинского районного суда г.о. Самара от 21.11.2013 г., которым постановлено:
"Исковые требования Пирюшовой Н.Н. удовлетворить.
Признать за Пирюшовой Н.Н. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение расположенное по адресу: "адрес" общей площадь 33,0 кв.м, жилой площадью 26,2 кв.м, подсобной 6,8 кв.м.".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Елистратовой Е.В., возражения на жалобу Пирюшовой Н.Н., её представителя Карапетян Л.Р., 3-их лиц Пирюшовой О.А., Пирюшова Д.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пирюшова Н.Н. обратилась с исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, министерству лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, ГБУ Самарской области "Самаралес" о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В заявлении указала, что проживает и зарегистрирована по адресу: "адрес" 1988 года.
На протяжении длительного периода времени, истец несет расходы по содержанию и ремонту квартиры.
Истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по 07.1994 год работала в Куйбышевском лесничестве, затем в Самарском мехлесхоз.
Данное жилое помещение используется ею и членами ее семьи по договору социального найма.
ФИО3 и ФИО4 отказались от участия в приватизации.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в ГБУ СО "Самаралес" о передаче ей в собственность в порядке приватизации спорного жилого помещения. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство лесного Хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области отказало истице в приватизации жилого помещения, указав, что земельный участок на котором расположен дом относится к землям лесного фонда.
С данным отказом истец не согласна. Министерство природных ресурсов РФ, рассмотрев обращение Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Самарской области о разрешении на приватизацию жилого фонда, в своем Письме от ДД.ММ.ГГГГ не возражало против приватизации в установленном порядке жилого фонда, находящегося на балансе Самарского лесхоза.
Истец просила суд признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилое помещение расположенное по адресу: "адрес" общей площадь 33,0 кв.м, жилой площадью 26,2 кв.м, подсобной 6,8 кв.м.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе министерство имущественных отношений Самарской области просит указанное решение суда отменить, считая его неправильным, ссылаясь на то, что спорный объект недвижимости числиться в реестре имущества Самарской области как "кордон".
Заслушав возражения на апелляционную жалобу истицы, её представителя, третьих лиц, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется защита его прав и свобод.
Статьей 35 Конституции РФ предусмотрено, что каждый вправе иметь имущество в собственности.
На основании п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В ст. 11 Закона указано, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном фонде социального использования один раз.
В силу ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Из материалов дела усматривается, что Пирюшова Н.Н. зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" 1988 года.
Также усматривается, что в данном жилом помещении проживают и зарегистрированы: ФИО4 и ФИО3, которые дали свое согласие на приватизацию квартиры без включения их в число собственников.
ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор N найма жилого помещения и предоставления коммунальных услуг между ГУ "Самарский лесхоз" и Пирюшовой Н.Н. в соответствии с которым наймодатель предоставляет нанимателю и членам его семьи во владение и пользование для проживания в нем изолированное жилое помещение квартиру по адресу: "адрес".
Судом установлено, что Пирюшова Н.Н. не использовала свое право на приватизацию жилого помещения, что подтверждается справкой СФ ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ", а также Уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом и сделок с ним, выданными Управлением Росреестра по Самарской области, согласно которым в собственности истицы на территории Самарской области какого-либо недвижимого имущества не имеется.
Согласно выписке из реестра имущества "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости по адресу: "адрес" внесен в реестр имущества "адрес", кордом, общая площадь 32,70 кв.м, индивидуальный номер N.
Указанный объект является собственностью Самарской области на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N 1-р "О безвозмездной передаче федеральных государственных учреждений (лесхозов) в государственную собственность Самарской области" акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ и находится у государственного бюджетного учреждения Самарской области "Самаралес" на праве оперативного управления.
Как усматривается из материалов дела, Пирюшова Н.Н. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением на приватизацию спорного жилого помещения, однако министерство имущественных отношений Самарской области отказало, со ссылкой на то, что Пирюшовой Н.Н. согласие на приватизацию квартиры может дать только ГБУ СО "Самаралес" и соответственно рекомендовано обратиться к ним.
Судом установлено, что передаточным актом о правопреемстве от ГУ СО "Самарский лесхоз" в ГУСО "Самаралес", утвержденным Министром имущественных отношений Самарской области по состоянию на декабрь 2009 г., были переданы (приняты) активы и пассивы реорганизованного ГУСО, а также права и обязанности последнего. Согласно приложению N к данному акту объект недвижимости, расположенный по адресу: "адрес", был передан как "кордон".
На основании данного передаточного акта в оперативное управление и на баланс ГБУ СО "Самаралес" данный объект недвижимости был передан соответственно как "кордон".
Как установлено судом, ненормативного правового акта (соответствующего решения), на основании которого объект недвижимости, расположенный по адресу: "адрес", был наделен статусом служебного помещения, не принималось.
Установлено, что изначально при проведении технической инвентаризации в последующем спорный объект недвижимости был зарегистрирован и поставлен на учет в БТИ "адрес" как "жилой дом", расположенный по адресу: "адрес", с данным статусом спорный объект состоял и на балансе ГУСО "Самарский лесхоз".Исходя из положений с п. 41 Положения о государственной лесной охране СССР, утвержденного постановлением Совмина СССР от 22.03.1950 г. N 1181, а также п. 22 Положения о государственной лесной охране РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.07.1998 г. N 850, лесникам на время работы в лесной охране предоставляются в бесплатное пользование жилые помещения с надворными постройками в лесу (кордоны). Понятие "кордон" в общем смысле означает пост лесной стражи, т.е. временный или постоянный пост лесной стражи или охраны заповедников. Кордон устанавливается с целью наблюдения за флорой и фауной леса, а также для защиты от незаконного использования. Кордоном также называют жилые и хозяйственные постройки для должностных лиц (егерей, лесников) национальных парков, заповедников, заказников, охотничьих хозяйств.
Таким образом, учитывая местоположение спорного объекта недвижимости, который находится в черте городского округа Самара в "адрес", его целевое назначение и использование, суд пришел к правильному выводу о том, что данное жилое помещение не обладает признаками служебного помещения - "кордона".
Кроме того, как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между ГУ "Самараский лесхоз" (правопредшественником ГБУ СО "Самаралес") и Пирюшовой Н.Н. был заключен типовой договор социального найма жилого помещения и предоставления коммунальных услуг по указанному адресу.
Данный договор не оспорен и недействительным не признан.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что истец пользуется и владеет спорным жилым помещением на условиях договора социального найма, которое передано в государственный жилищный фонд, ранее не использовала свое право на приватизацию жилого помещения.
В соответствии с п. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду осуществляется на основании Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. N 42. Согласно п. 3 указанного Постановления жилые помещения не могут быть отнесены к специализированному жилищному фонду в следующих случаях: если жилое помещение занято по договору социального найма; если жилое помещение находится в аренде (коммерческое использование); если жилое помещение имеет обременение прав.
Предоставление служебного жилья, согласно ст. 100 ЖК РФ, осуществляется на основании договора найма служебного жилого помещения заключенного на основании решения о его предоставлении или же специального пункта в трудовом договоре. В случае прекращения трудовых отношений между организацией и работником, занимающим служебное помещение, он обязан в установленный договором срок освободить это помещение.
Представленный в материалы дела договор найма жилого помещения и предоставления коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ г., заключенный между ГУ "Самарский лесхоз" и нанимателем Пирюшовой Н.Н., не содержит сведений о том, что спорное жилье предоставляется истцу на время работы в ГУ "Самарском лесхозе", по своей сути является договором социального найма.
Каких-либо решений о том, что жилое помещение - жилой дом по адресу: "адрес", переведено в категорию помещений, не подлежащих приватизации, которые указаны в ст. 4 Федерального закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", суду не представлено.
Указание в Реестре имущества Самарской области на статус указанного жилого помещения как служебного (кордон) не подтверждено документами, свидетельствующими о его переводе в служебное.
На основании чего, не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы относительно того, что спорный объект недвижимости является служебным помещением "кордоном", т.к. доказательств названному обстоятельству не представлено.
В соответствии с техническим паспортом, подготовленным ФГУП "Ростехинвентаризация Федеральное БТИ" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", имеет общую площадь 33,0 кв.м., жилую площадь 26,2 кв.м., площадь с учетом прочей (с коэффициентом) 48,5 кв.м.
Кроме того, на жилые помещения, также состоявшие на балансе ГУ СО "Самарский лесхоз", расположенные в "адрес", то есть в том же поселке, что и спорное жилое помещение, признано право собственности за жильцами, бывшими работниками ГУ СО "Самарский лесхоз", в судебном порядке, что подтверждается свидетельствами о праве общей долевой собственности ФИО5, ФИО6, ФИО1 на жилое помещение - "адрес", а также о праве собственности ФИО2 на "адрес".
Гражданский кодекс РФ - статья 12, в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает признание права.
В соответствии со ст. 218 ч 2 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
На основании изложенного, суд обоснованно признал за Пирюшовой Н.Н. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение расположенное по адресу: "адрес"
Доводы Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о том, что спорный жилой дом предоставлялся Пирюшовой Н.Н. и её семье как работнику лесхоза на время работы в государственной лесной охране предоставлялись в бесплатное пользование служебные жилые помещения, в связи с чем, понуждение собственника жилищного фонда к передаче в собственность жилого помещения недопустимо, так как законодатель ввел запрет приватизацию служебных жилых помещений, суд правильно посчитал несостоятельными, поскольку истец проживает не в служебном жилом помещении, а в жилом помещении по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ г., который заключен с нанимателем без указания срока, фактически истица проживает в спорном жилом доме с 1988 года. С 1994 года Пирюшова Н.Н. не работает в ГБУ Самаралес. Требований о выселений к ней не предъявлялись.
Доводы Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о том, что спорное жилое помещение не подлежит приватизации, поскольку расположено на землях лесного фонда, суд обоснованно не принял во внимание, поскольку специальной нормой права в данном случае является ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 г. "О приватизации жилищного фонда в РФ", в которой не предусмотрено данное основание для отказа в приватизации жилого помещения. Таким образом, в данном случае применяется специальный Закон "О приватизации жилищного фонда в РФ", вопрос о правовом режиме земельного участка в настоящем гражданском деле не разрешается.
Кроме того, министерство природных ресурсов РФ своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ N N дало согласие на приватизацию "адрес".
Доводы Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о том, что передача в собственность истца спорного жилого дома повлечет автоматическое возникновение прав её на земельный участок, находящийся в границах лесного фонда, суд также правильно посчитал необоснованными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм права.
Необоснованность иных доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отображена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, в связи с этим отсутствует необходимость в приведении в апелляционном определении таких мотивов, подтверждающих законность решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноглинского районного суда г.о. Самара от 21.11.2013 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.