Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сказочкина В.Н.,
судей: Сивохина Д.А. (докладчик) и Захарове С.В.,
при секретаре: Моревой Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Лыневой Г.Г. на решение Промышленного районного суда г.Самары от 1 ноября 2013 года, которым постановлено:
"Лыневой Г.Г. в удовлетворении заявления на действия Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах г.о.Самара, компенсации морального вреда отказать полностью".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения Лыневой Г.Г. и ее представителя Малышевой К.В. (по доверенности) в поддержание доводов апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах г.Самара Проскуриной А.В. (по доверенности), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лынева Г.Г. обратилась в суд с заявлением в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ об оспаривании действий Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах г.Самара, указав, что ДД.ММ.ГГГГ ей стало известно о находящихся в производстве ОСП Промышленного района г.Самары исполнительных производств, предметом которых является взыскание с нее страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества на основании постановлений N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ на сумму "данные изъяты" рубля, N N от ДД.ММ.ГГГГ на сумму "данные изъяты" рубля; N от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ заявителю стало известно об удержании из пенсии в размере "данные изъяты" рублей, в мае, июне, июле 2013 года удержания составили "данные изъяты" рубль, что составляет 50% от ее пенсии, в связи с чем она обратилась в ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области с жалобой на действия ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах г.Самары, ссылаясь на то, что предпринимательская деятельность ею прекращена с 2005 года, о чем она письменно извещала ПФ РФ. Согласно сведениям ЕГРИП датой прекращения ее деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является 28 мая 2013 года.
Согласно ответа ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ причиной образования недоимки явилось неуплата заявителем страховых взносов за 2005-2013 годы.
Требование от ДД.ММ.ГГГГ направлено по адресу: "адрес", по которому заявитель не зарегистрирована и не проживает с мая 2006 года, о чем Управление Пенсионного фонда и налоговый орган были уведомлены, с 2009 года ПФ РФ был известен адрес ее регистрации: "адрес", однако не смотря на это, требования направлялись по ее старому адресу.
Ссылаясь на вышеизложенное, Лынева Г.Г. просила признать незаконными и отменить постановления УПФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.Самара о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, требования УПФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.Самара об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ДД.ММ.ГГГГ N, решения об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного периода или статуса плательщика страховых взносов N; требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ДД.ММ.ГГГГ N; восстановить срок для подачи заявления, взыскать с УПФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.о.Самара компенсацию морального вреда в сумме "данные изъяты" рублей.
В судебном заседании представитель Лыневой Г.Г. заявленные требования поддержала.
Представители инспекции ФНС России по Промышленному району г.Самары и ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах г.Самара просили в удовлетворении заявления Лыневой Г.Г. отказать, ссылаясь на то, что оспариваемые действия ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах г.Самара соответствует закону.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Лынева Г.Г. просит об отмене решения, считает его неправильным, ссылается на то, что судом не принято во внимание ее тяжелое имущественное положение, пенсионный возраст и состояние здоровья. Она вынуждена жить на денежную сумму, остающаяся после удержания 50% из пенсии, которая менее прожиточного минимума для пенсионеров (л.д. 93-95).
Проверив законность принятого судом решения, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования (статья 1).
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели, организации являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ в ст. 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в п. 3.1) было внесено изменение, согласно которому регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации должен представлять в форме электронного документа в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, сведения, содержащиеся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.
Федеральными законами от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ и от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ п. 1 ст. 11 Закона N 167-ФЗ был дополнен нормой (действует с 1 января 2011 г.), предусматривающей, что регистрация страхователей, указанных в абз. 2 данного пункта, т.е. работодателей - организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (лиц, приравненных к ним в целях настоящего Закона) и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в ПФР, осуществляется путем обмена электронными документами. При этом документ, подтверждающий факт регистрации таких страхователей, направляется территориальным органом страховщика страхователю, в том числе в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
С учетом особенностей правового положения различных видов страхователей в системе обязательного пенсионного страхования процедура регистрации для них в территориальных органах ПФР также различна.
Статьей 11 Закона N 167-ФЗ с учетом положений п. 3.1 ст. 11 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что с 1 января 2004 г. сведения, необходимые для регистрации в органах ПФР, направляет не страхователь, а орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N129-ФЗ) и с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, является Федеральная налоговая служба.
Таким образом, с 1 января 2004 г. налоговые органы обязаны в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в орган ПФР для регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.
При этом, как отмечалось выше, с 1 января 2011 г. согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ регистрация указанных страхователей осуществляется путем обмена электронными документами.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона N129-ФЗ) в РФ ведутся государственные реестры, которые в числе прочих сведений содержат сведения о месте жительства предпринимателей в РФ согласно п.п. "д", п. 2 ст. 5 названного ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона N 129-ФЗ индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения своего места жительства обязан сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства.
Как установлено судом и следует из материалов дела Лынева Г.Г. 4 августа 2004 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, раздел "сведения о месте жительства РФ" Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей сдержал запись: "адрес"
28 мая 2013 года в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей по заявлению Лыневой Г.Г. внесена запись об изменении ее места жительства: "адрес"
Указанные обстоятельства заявителем не оспариваются.
Настаивая на удовлетворении заявленных требований Лынева Г.Г. в качестве незаконности действий ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах г.Самары ссылается на нарушение порядка, условий и сроков направления требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, выразившееся по ее мнению в направлении указанных требований по адресу: "адрес", при этом сам факт наличия указанной недоимки не оспаривает, указывает на то, что в результате направления требований по адресу, по которому она не проживала, увеличивалась как сама недоимка, так пени и штрафы.
Рассматривая дело в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ и отказывая Лыневой Г.Г. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявитель, будучи зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя с 4 августа 2004 года по 28 мая 2013 года обязана была самостоятельно уплачивать страховые взносы в ПФР, в связи с возникшей у нее недоимкой по их уплате ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах г.Самары исчислив размер недоимки, а также пени и штрафы, направил соответствующие требования и постановления по адресу: "адрес" согласно сведениям Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в связи с чем действия ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах г.Самары по начислению недоимки, пени и штрафов и направлению требований об уплате недоимки, постановлений о взыскании страховых взносов, решение об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного периода или статуса плательщика страховых взносов не противоречат закону, следовательно, оснований для взыскания с ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах г.Самары в пользу Лыневой Г.Г. компенсации морального вреда не имеется.
При этом суд правомерно исходил из того, что до тех пор, пока по заявлению плательщика страховых взносов не будут внесены изменения в сведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, касающиеся его места жительства, оснований для направления плательщику страховых взносов корреспонденции по иному адресу не имеется.
Суд обоснованно не принял во внимание довод Лыневой Г.Г. о том, что ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах г.Самары могло самостоятельно внести изменения относительно адреса ее места жительства, поскольку он противоречит положениям действующего законодательства, регулирующего вопросы уплаты индивидуальными предпринимателями страховых взносов в ПФР.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда не имеется, т.к. они основаны на материалах дела и обстоятельствах дела, установленных в судебном заседании.
Судебная коллегия критически оценивает довод апелляционной жалобы о том, что при вынесении решения по делу суд обязан был учесть ее тяжелое материальное положение, поскольку материальное положение плательщика страховых взносов для рассматриваемого спора значения не имеет.
С суждением суда первой инстанции о пропуске Лыневой Г.Г. срока обращения в суд с заявлением судебная коллегия согласится не может, поскольку к нему суд пришел без учета того, что утверждение заявителя о том, что о наличии постановлений ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах г.Самары о взыскании с нее недоимки по страховым взносам ей стало известно лишь 17 августа 2013 года материалами дела не опровергнуто. С заявлением в суд Лынева Г.Г. обратилась 15 октября 2013 года, то есть в пределах трехмесячного срока, предусмотренного для этого ст. 256 ГПК РФ. Вместе с тем неверный вывод суда о пропуске заявителем срока обращения в суд не влияет на правильность принятого судом решения и поэтому не может служить основанием к отмене решения суда.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает законных оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г.Самары от 1 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лыневой Г.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.