Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Филатовой Г.В.
судей Мартемьяновой С.В., Клюева С.Б.
при секретаре Пряниковой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в городах Сызрани, Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 6 декабря 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Павловой И.В. удовлетворить в части. Обязать УПФ в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области включить Павловой И.В. периоды ее работы: с
г. по 31.03.1998 г. в качестве заведующей здравпункта больница; с 01.04.1998 г. по
18.10.1998г., с 01.11.1998 г. по 15.11.1998 г., с 22.11.1998 г. по 20.12.1998 г., с 27.12.1998 г. по
11.04.1999г., с 18.04.1999 г. по 16.05.1999 г., с 23.05.1999 г. по 06.06.1999 г., с 20.06.1999 г. по
г., с 14.11.1999 г. по 12.12.1999 г., с 19.12.1999 г. по 13.02.2000 г., с 20.02.2000 г. по
г., с 19.03.2000 г. по 09.04.2000 г., с 15.04.2000 г. по 30.06.2002 г. в качестве
заведующей здравпунктом больница; с 01.07.2002 г. по
04.05.2003 г., с 01.07.2003 г. по 31.12.2004 г. в качестве заведующей здравпунктом больница; с 01.01.2005 г. по 31.12.2010 г. в качестве заведующей
здравпунктом ООО " санаторий", курсы повышения квалификации с 19.10.1998 г. по 31.10.1998 г., с 16.11.1998 г. по 21.11.1998 г., с 21.12.1998 г. по 26.12.1998 г., с 12.04.1999г. по 17.04.1999 г., с 17.05.1999 г. по 22.05.1999 г.; с 07.06.1999 г. по 19.06.1999 г., с 08.11.1999г. по 13.11.1999 г., с 13.12.1999 г. по 18.12.1999 г., с 14.02.2000 г. по 19.02.2000 г., с 13.03.2000г. по 18.03.2000 г., с 10.04.2000 г. по 14.04.2000 г., с 05.05.2003 г. по 30.06.2003г. в специальный медицинский стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, обязав назначить ей пенсию с момента первичного обращения за ней с 24.07.2013г., в остальном заявление оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Мартемьяновой С.В., возражения на жалобу представителя истца адвоката Титова В.С., проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Павлова И.В. обратилась в Сызранский городской суд Самарской области с иском к УПФ в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области (далее по тексту - УПФ) о включении в стаж периодов работы, указав, что решением УПФ от 01.08.2013 г. ей отказало в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 24.07.2013г. ввиду отсутствия требуемого 30-летнего стажа на соответствующих видах работ.
Периоды работы с 06.09.1977 г. по 10.07.1978 г. и с 01.06.1981 по 04.04.1983 г. в качестве медсестры в детских яслях N не засчитаны УПФ в стаж на соответствующих видах работ, поскольку списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781, указанное учреждение не предусмотрено.
Периоды работы с 11.03.1997 г. по 31.03.1998 г. в качестве заведующей здравпункта СНПЗ; с 01.04.1998 г. по 18.10.1998 г., с 01.11.1998 г. по 15.11.1998 г., с 22.11.1998 г. по 20.12.1998 г., с 27.12.1998г. по г. по 11.04.1999 г., с 18.04.1999 г. по 16.05.1999 г., с 23.05.1999 г. по 06.06.1999 г., с 20.06.1999г. г. по 07.11.1999 г., с 14.11.1999 г. по 12.12.1999 г., с 19.12.1999 г. по 13.02.2000 г., с 20.02.2000 г. по 12.03.2000 г., с 19.03.2000 г. по 09.04.2000 г., с 15.04.2000 г. по 30.06.2002 г. в качестве заведующей здравпунктом больница; с 01.07.2002 г. по 04.05.2003 г., с 01.07.2003 г. по 31.12.2004г. в качестве заведующей здравпунктом больница не засчитаны УПФ в стаж на соответствующих видах работ, поскольку разделом "Наименование должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781, указанная должность не предусмотрена.
Периоды работы с 01.01.2005 г. по 31.12.2010 г. в качестве заведующей
здравпунктом ООО " санаторий", с 01.01.2011 года 19.07.2011 года в качестве
медсестры по предрейсовым осмотрам ООО " санаторий", не засчитаны УПФ в стаж на соответствующих видах работ, поскольку указанное учреждение и должность списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781 не предусмотрены.
Также просила включить в стаж работы периоды учебных отпусков: с 19.10.1998 г. по 31.10.1998г., с 16.11.1998 г. по 21.11.1998 г., с 21.12.1998 г. по 26.12.1998 г., с 12.04.1999 г. по 17.04.1999г., с 17.05.1999 г. по 22.05.1999 г.; с 07.06.1999 г. по 19.06.1999 г., с 08.11.1999 г. по 13.11.1999г., с 13.12.1999 г. по 18.12.1999 г., с 14.02.2000 г. по 19.02.2000 г., с 13.03.2000 г. по 18.03.2000г., с 10.04.2000 г. по 14.04.2000 г., с 05.05.2003 г. по 30.06.2003 г.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе УПФ просит решение суда отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Павловой И.В. отказать, в обоснование своих доводов ссылается на те же основания, которые указаны в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 01.08.2013г. N58, которым Павловой И.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Павлова И.В. обратилась 24.07.2013г. в УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" за отработанный стаж на соответствующих видах работ.
Решением УПФ от 01.08.2013 года истцу отказано в назначении с 24.07.2013г. досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Удовлетворяя заявленные истицей требования в части включения в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периодов работы с 01.01.2005 г. по 31.12.2010 г. в качестве заведующей здравпунктом ООО " санаторий", суд пришел к выводу, что работа в указанной организации отвечает требованиям действующего законодательства, поскольку в указанный период истица занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В п. 2 ст. 27 вышеуказанного закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781 и Правила N 781).
Судом установлено, что Павлова И.В. работала с 01.01.2005 г. по 31.12.2010 г. в качестве заведующей здравпунктом ООО " санаторий".
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
В пункте 18 вышеуказанного Постановления разъяснено, что, исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Таким образом, лицу, обратившемуся за оформлением трудовой пенсии по старости по указанным основаниям, надлежало представить суду доказательства наличия необходимого стажа работы, связанного с осуществлением лечебной деятельности, в учреждении либо в структурном подразделении организации, не поименованной в Списке, но перечисленной в пункте 6 вышеназванных Правил.
Согласно п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
ООО " санаторий", основной целью которого в силу п. 5.1 Устава является удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли, по организационно-правовой форме учреждением не является.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 года N 11-П признано не соответствующими Конституции Российской Федерации положение подпункта 11 пункта 1 статьи 28 (в настоящее время подпункта 20 п. 1 ст. 27) Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающее для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста, осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не являющихся государственными или муниципальными.
Таким образом, в указанном Постановлении речь идет не о любых организационно-правовых формах юридических лиц, а лишь о виде собственности учреждения здравоохранения. Указанная правовая позиция вытекает из положений ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой учреждения могут быть созданы гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года N 84-О, от 29 января 2009 года N 67-О-О, от 23 июня 2009 года N 906-О-О оспаривались подпункт 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в той мере, в какой указанными нормами не предусмотрено включение в стаж периодов осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в качестве индивидуального предпринимателя, а также в товариществе с ограниченной ответственностью, то есть не в учреждениях здравоохранения.
Отказывая в принятии к рассмотрению указанных жалоб, Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что, устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения подпункт 20 пункта 1 статьи 27 (ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений.
Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости и выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не могут расцениваться как нарушающие принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо ограничивающие право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Согласно действовавшему до 1 января 2009 года пункту 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В действующей редакции аналогичное правовое регулирование предусмотрено пунктом 2 статьи 27 данного Федерального закона.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года за N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения.
Учитывая, что ООО " санаторий" по своей организационно-правовой форме не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, то спорный период работы с 01.01.2005 г. по 31.12.2010 г. в качестве заведующей здравпунктом ООО " санаторий", не может быть включен в стаж работы истца, дающей ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене с вынесением по делу в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Павловой И.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в городах Сызрани, Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области о включении истице периода работы с 01.01.2005 г. по 31.12.2010 г. в качестве заведующей здравпунктом ООО " санаторий" в специальный медицинский стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Удовлетворяя исковые требования в части включения в специальной стаж Павловой И.В. периодов работы с 11.03.1997 г. по 31.03.1998 г. в качестве заведующей здравпункта больница; с 01.04.1998 г. по 18.10.1998 г., с 01.11.1998 г. по 15.11.1998 г., с 22.11.1998 г. по 20.12.1998 г., с 27.12.1998г. по 11.04.1999г., с 18.04.1999 г. по 16.05.1999 г., с 23.05.1999 г. по 06.06.1999 г., с 20.06.1999г. г. по 07.11.1999 г., с 14.11.1999 г. по 12.12.1999 г., с 19.12.1999 г. по 13.02.2000 г., с 20.02.2000 г. по 12.03.2000 г., с 19.03.2000 г. по 09.04.2000 г., с 15.04.2000 г. по 30.06.2002 г. в качестве заведующей здравпунктом больница; с 01.07.2002 г. по 04.05.2003 г., с 01.07.2003 г. по 31.12.2004г. в качестве заведующей здравпунктом больница, суд, оценив представленные доказательства, пришел к правильному выводу, что указанные периоды подлежат включению в специальный медицинский стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанными выводами суда по следующим обстоятельствам.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.
Таким образом, при оценке пенсионных прав работников здравоохранения в период до 1 ноября 1999 года может быть применено Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, в период с 1 ноября 1999 года по 11 ноября 2002 года Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, затем Постановление Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года.
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, действовавшем с 6 сентября 1991 года до 1 ноября 1999 года, указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В соответствии с Письмом Минтруда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 29 сентября 2000 года N 3948/1-17, 06-25/8625 при исчислении стажа на соответствующих видах работ, имевшего место до 1 ноября 1999 года, применяется Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 года N 395.
Согласно Примечанию к Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденному Приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 года N 395, здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Таким образом, здравпункты, независимо от того являлись ли они структурными подразделениями учреждений здравоохранения либо структурными подразделениями иных предприятий, были отнесены законодателем к системе учреждений здравоохранения.
В наименовании должностей, предусмотренных в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, указаны должности среднего медицинского персонала: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер, медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер); фельдшер.
Как следует из трудовой книжки истицы, приказом от 27.02.1997 года N 16 Павлова И.В. назначена на должность заведующей здравпунктом больница (л.д. 16). Согласно архивной справке архивного фонда N404 " больница" в личной карточке Павловой И.В. имеются сведения о приеме ее на работу в здравпункт больница (по договору) на должность заведующей здравпунктом - фельдшера (л.д. 28).
Приказом больница от 31.12.2004г. Павлова уволена по п. 2 ст. 81 ТК РФ (в связи с сокращением штатов с 31.12.2004г. с должности заведующей здравпунктом-фельдшера больница, в которую вследствие неоднократных переименований, переименована медсанчасть больница, куда истица принималась на работу.
Таким образом, наименование должности истицы в трудовой книжке было указано неполно, что от нее не зависело и не может влиять на ее права.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о включении в специальный медицинский стаж истицы периодов нахождения в ученических отпусках: с 19.10.1998 г. по 31.10.1998г., с 16.11.1998 г. по 21.11.1998 г., с 21.12.1998 г. по 26.12.1998 г., с 12.04.1999 г. по 17.04.1999г., с 17.05.1999 г. по 22.05.1999 г.; с 07.06.1999 г. по 19.06.1999 г., с 08.11.1999 г. по 13.11.1999г., с 13.12.1999 г. по 18.12.1999 г., с 14.02.2000 г. по 19.02.2000 г., с 13.03.2000 г. по 18.03.2000г., с 10.04.2000 г. по 14.04.2000 г., с 05.05.2003 г. по 30.06.2003 г., поскольку ученические отпуска предоставлялись Павловой И.В. приказами работодателя, заработная плата в указанные периоды сохранялась.
Пунктом п. 21 Рекомендаций Международной организации труда от 24.06.1974 г. N 148 "Об оплачиваемых учебных отпусках", предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
Спорные периоды ученических отпусков подлежат включению в медицинский стаж истицы на основании положений КЗоТ РСФСР, Трудового кодекса РФ (действующих в спорные периоды), гарантирующих сохранение работникам, совмещающим труд с обучением, таких же трудовых прав, как и лицам, трудящимся полное рабочее время (ст.ст. 196 КЗоТ РСФСР, ст. ст. 173 -177 ТК РФ).
Учитывая то обстоятельство, что стаж работы истицы Павловой И.В. с учетом включенных периодов работы составляет менее 30 лет лечебной деятельности, отсутствуют основания для назначения Павловой И.В. досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Поскольку судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела допущена ошибка в применении норм материального права, решение суда первой инстанции в соответствии п.п. 1 и 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене в части, с вынесением по делу нового решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 6 декабря 2013 года отменить в части включения в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периода с 01.01.2005 г. по 31.12.2010 г. в качестве заведующей здравпунктом ООО "Санаторий "Свежесть" и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, постановив в этой части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
Исковые требования Павловой И.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости - удовлетворить частично.
Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области засчитать Павловой И.В. в стаж работы в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", следующие периоды:
с 11.03.1997 г. по 31.03.1998 г. в качестве заведующей здравпункта СНПЗ;
с 01.04.1998 г. по 18.10.1998 г., с 01.11.1998 г. по 15.11.1998 г., с 22.11.1998 г. по 20.12.1998 г., с 27.12.1998г. по г. по 11.04.1999 г., с 18.04.1999 г. по 16.05.1999 г., с 23.05.1999 г. по 06.06.1999 г., с 20.06.1999г. г. по 07.11.1999 г., с 14.11.1999 г. по 12.12.1999 г., с 19.12.1999 г. по 13.02.2000 г., с 20.02.2000 г. по 12.03.2000 г., с 19.03.2000 г. по 09.04.2000 г., с 15.04.2000 г. по 30.06.2002 г. в качестве заведующей здравпунктом больница;
с 01.07.2002 г. по 04.05.2003 г., с 01.07.2003 г. по 31.12.2004г. в качестве заведующей здравпунктом больница;
- нахождения в ученических отпусках: с 19.10.1998 г. по 31.10.1998г., с 16.11.1998 г. по 21.11.1998 г., с 21.12.1998 г. по 26.12.1998 г., с 12.04.1999 г. по 17.04.1999г., с 17.05.1999 г. по 22.05.1999 г.; с 07.06.1999 г. по 19.06.1999 г., с 08.11.1999 г. по 13.11.1999г., с 13.12.1999 г. по 18.12.1999 г., с 14.02.2000 г. по 19.02.2000 г., с 13.03.2000 г. по 18.03.2000г., с 10.04.2000 г. по 14.04.2000 г., с 05.05.2003 г. по 30.06.2003 г..
В удовлетворении исковых требований Павловой И.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области в остальной части - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.