Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Акининой О.А.
Судей: Ефремовой Л.Н., Шилова А.Е.
При секретаре: Подусовской В.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Симоновой Т.Д., Синевой Н.Н., Солдатовой Л.А., Тетюхина А.И., Сафроновой В.А., Радаевой Л.П., Савинова Б.В., Пыченковой Т.М., Юдиной Н.С., Бизюковой А.Л., Семдяновой О.П., Дворянчиковой Н.А., Иванковой О.Н., Сюсиной Л.Н., Шроо Т.А., Шполянской С.Н., Буланкиной В.Г., Богомазовой Л.А., Прокопенко О.И., Шелеметьевой Т.П., Лесиной Л.А., Конюховой Е.А., Чертухиной П.И., Николаевой М.И., Шишмарова Н.С., Герасимовой Е.М. на решение Промышленного районного суда г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
Исковые требования Симоновой Т.Д., Синевой Н.Н., Солдатовой Л.А., Тетюхина А.И., Сафроновой В.А., Радаевой Л.П., Савинова Б.В., Пыченковой Т.М., Юдиной Н.С., Бизюковой А.Л., Семдяновой О.П., Дворянчиковой Н.А., Иванковой О.Н., Сюсиной Л.Н., Шроо Т.А., Шполянской С.Н., Буланкиной В.Г., Богомазовой Л.А., Прокопенко О.И., Шелеметьевой Т.П., Лесиной Л.А., Конюховой Е.А., Чертухиной П.И., Николаевой М.И., Шишмарова Н.С., Герасимовой Е.М., удовлетворить частично.
Обязать ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" произвести перерасчет за предоставление коммунальной услуги - горячее водоснабжение - ненадлежащего качества в период с 30.04. 2013 г. по 02.10.2013 г. включительно.
Взыскать с ЗАО "ПЖРТ Промышленного района г.Самары" в пользу Симоновой Т.Д., Синевой Н.Н., Солдатовой Л.А., Тетюхина А.И., Сафроновой В.А., Радаевой Л.П., Савинова Б.В., Пыченковой Т.М., Юдиной Н.С., Бизюковой А.Л., Семдяновой О.П., Дворянчиковой Н.А., Иванковой О.Н., Сюсиной Л.Н., Шроо Т.А., Шполянской С.Н., Буланкиной В.Г., Богомазовой Л.А., Прокопенко О.И., Шелеметьевой Т.П., Лесиной Л.А., Конюховой Е.А., Чертухиной П.И., Николаевой М.И., Шишмарова Н.С., Герасимовой Е.М. в счет компенсации морального вреда по 500 рублей каждому.
Взыскать с ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" госпошлину в доход государства в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., выслушав доводы Симоновой Т.Д., Юдиной Н.С., Шелеметьевой Т.А., поддержавших доводы жалобы, возражение против удовлетворения жалобы представителя ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" - Юдаковой Т.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд с иском к ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" о производстве перерасчета платы за коммунальные услуги, компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований указали, что проживают в жилом доме по адресу: "адрес", находящийся на обслуживании ЗАО "ПЖРТ Промышленного района".
Истцы неоднократно обращались к ответчику с претензиями по поводу предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, в связи с тем, что температура подаваемой горячей воды составляет 35?С.
Ответчик отказался от составления актов о предоставлении услуги ненадлежащего качества.
23 мая 2013 года председатель совета МКД письменно обратилась в ЖКХ г. Самара по ненадлежащему качеству горячей воды в летний период (входящий в N 749 от 23 мая 2013 года). 07.06.2013 поступил ответ за номером 27-07/752-обр, из которого видно, что отсутствует режим циркуляции в сетях ОАО "Волжская ТГК", в связи с чем, отсутствует возможность обеспечения циркуляции ГВС на тепловых сетях ЗАО "ПТС" и внутридомовых сетях.
ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" 25.04.2013 сообщил о готовности к циркуляционному режиму, однако, циркуляция в течение летнего сезона 2013 года не задействована.
Советом МКД от 26.09.2013 составлен акт о не предоставлении коммунальной услуги (горячее водоснабжение) с просьбой произвести перерасчет за не предоставленную услугу за летний период с 1 мая 2013 г. по 2 октября 2013 года включительно. Однако перерасчет не произведен.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истцы просили суд обязать ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" произвести перерасчет платы за предоставление коммунальных услуг (горячее водоснабжение) ненадлежащего качества в период с 29 апреля 2013 г. по 2 октября 2013 года включительно по тарифу холодной воды (17,31 руб. с 29.04.2013 г. по 30.06.2013 г. и 19,39 руб. с 01.07.2013 г. по 02.10.2013 г.). Взыскать с ЗАО ПЖРТ Промышленного района денежную компенсацию по 5000 рублей каждому истцу, участвующему в процессе, в счет возмещения морального вреда.
Судом постановлено указанное выше решение.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу о том, что ответчиком предоставлялись коммунальные услуги ненадлежащего качества, в связи с чем также подлежит компенсации моральный вред, причиненный предоставлением некачественных коммунальных услуг.
Заявители апелляционной жалобы не согласны с решением суда в части снижения размера компенсации морального вреда. Просят в данной части вынести новое решение, удовлетворив их требований в полном объеме.
В заседании суда апелляционной инстанции стороны поддержали доводы жалобы и возражения против её удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, выслушав объяснения лиц, участвующих в заседании судебной коллегии, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Судом установлено, что истцы являются жителями дома "адрес".
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома расположенного по адресу: "адрес", выбран один из способов управления - непосредственное управление, а в качестве обслуживающей организации выступает ЗАО "ПЖРТ Промышленного района".
01.01.2009 года между Департаментом управления имуществом г.о. Самара и ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" заключен договор на оказание услуг по обслуживанию жилых домов, в соответствии с которым ЗАО оказывает услуги по содержанию и техническому обслуживанию жилых домов, в том числе по начислению и сбору платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с ч.4 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими остановленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" определены, в том числе, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также порядок установления факта не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
В соответствии с п.31 Правил при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю и бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими Правилами и договором (п. 49).
Потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги ненадлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу (п. 33 Правил).
При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением (п. 60).
В случае непредставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (п.105).
Сообщение о непредставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе (п.104 Правил).
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (п.107 Правил).
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта не предоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о не предоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем) (п.108 Правил).
Если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о не предоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей (п.110 Правил).
Датой начала не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается:
а) время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;
б) время, указанное в акте, составленном исполнителем в порядке, определенном пунктами 67-69 настоящих Правил, - в случае выявления исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (п. 111 Правил).
Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным:
а) со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг, оформляемого в порядке, определенном пунктами 67 - 69 настоящих Правил;
б) с момента возобновления предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, зафиксированного соответствующим прибором учета (п. 74).
Согласно п. 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170, температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60?С, в открытых системах водоснабжения и не менее 50?С - в закрытых.
Из содержания приведенных положений Правил следует, что по заявке, за исключением признания факта ненадлежащего оказания услуг, исполнитель должен выйти на место и составить акт, который, если подтвержден факт ненадлежащего качества услуги, будет являться основанием для перерасчета.
Судом установлено, что истцы неоднократно обращались к ответчику с сообщениями о том, что в квартиры в доме по адресу: "адрес", поставляется горячая вода ненадлежащего качества, а именно, температура воды значительно ниже нормы, что подтверждается материалами дела.
Согласно сообщению Государственной жилищной инспекции Самарской области от 28.06.2013 г., в ходе мероприятия по надзору, произведенному ДД.ММ.ГГГГ совместно с жителем "адрес" и представителем ЗАО ПЖРТ Промышленного района г. Самара выявлено нарушение в предоставлении услуги горячего водоснабжения в доме "адрес". По выявленному нарушению инспекцией в отношении ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 7.23 ("Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами") КоАП РФ и выдано предписание для устранения выявленного нарушения (срок устранения 30.07.2013г.)
В ответ на обращение жильцов дома "адрес", Департамент ЖКХ администрации г.о. Самара 07.06.2013 г. сообщил, что в г.о. Самара сложилась неблагоприятная ситуация с обеспечением населения горячей водой в связи с отсутствием на тепловых сетях ОАО "Волжская ТГК" циркуляционного режима в летний период. Вопрос обеспечения качественного горячего водоснабжения в летний период и организации циркуляционного режима находится на контроле в Администрации г.о. Самара.
Судом первой инстанции обозревались журналы заявок жителей района, обслуживаемого РЭУ-4, из которого усматривается, что, начиная с 30.04.2013 года жильцы неоднократно обращались с жалобами на низкую температуру горячей воды.
Из материалов дела следует, что жильцами дома Симоновой Т.Д., Юдиной Н.С., Пыченковой Т.М., Синевой Н.Н., Шелеметьевой Т.Т., Сюсиной Л.Н., Тетюхиным А.Н. составлен акт о непредставлении коммунальной услуги горячего водоснабжения от 26.09.2013 г. Данный акт принят ЗАО ПЖРТ Промышленного района г. Самара 30.09.2013 г.
Неисполнение ответчиком обязанности по составлению акта о качестве оказываемой услуги не может являться основанием для освобождения ответчика от ответственности за ненадлежащее качество предоставленных услуг.
Суд, оценив доказательства пришел к выводу, что в период с 30.04.2013 года по 02.10.2013 года жильцам дома предоставлялись коммунальные услуги ненадлежащего качества.
Разделом VII Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (ред. от 06.05.2011) "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", предусмотрен порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, согласно п. 60 которых при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.
Пунктом 5 разд. II Приложения N 1 Правил "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" установлено, что при снижении температуры горячей воды ниже 40 градусов по Цельсию, оплата потребленной воды производится по тарифу холодной воды.
При таких обстоятельствах суд обоснованно возложил обязанность на ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" по перерасчету за предоставление коммунальной услуги (горячее водоснабжение) ненадлежащего качества за период с 30.04.2013 по 02.10.2013 года включительно.
Разрешая исковые требования, суд пришел к правильному выводу о том, что на правоотношения между истцом и ответчиком ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" распространяется Закон "О защите прав потребителей", поскольку истцы являются потребителями услуг, оказываемых на основании возмездного договора.
В соответствии со ст.15 Закона "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Согласно ст.1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Судом установлено, что истцам причинен моральный вред ненадлежащим качеством коммунальных услуг.
При этом, учитывая характер причиненных истцам моральных и нравственных страданий, степени вины причинителя вреда, а также исходя из принципа разумности и справедливости, суд обоснованно частично удовлетворил исковые требования о взыскании компенсации морального вреда, определив ее размер в сумме 500 рублей в пользу каждого истца.
Судебная коллегия считает выводы суда в указанной части законными и обоснованными, поскольку они сделаны с учетом всех обстоятельств дела и не находит оснований для отмены или изменения решения суда в части определения размера компенсации морального вреда.
На основании изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г. Самара от 12 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Симоновой Т.Д., Синевой Н.Н., Солдатовой Л.А., Тетюхина А.И., Сафроновой В.А., Радаевой Л.П., Савинова Б.В., Пыченковой Т.М., Юдиной Н.С., Бизюковой А.Л., Семдяновой О.П., Дворянчиковой Н.А., Иванковой О.Н., Сюсиной Л.Н., Шроо Т.А., Шполянской С.Н., Буланкиной В.Г., Богомазовой Л.А., Прокопенко О.И., Шелеметьевой Т.П., Лесиной Л.А., Конюховой Е.А., Чертухиной П.И., Николаевой М.И., Шишмарова Н.С., Герасимовой Е.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.