Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Яковлевой В.В.,
судей - Евдокименко А.А. и Сафоновой Л.А.,
при секретаре - Гапотченко Е.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе - Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области на решение Промышленного районного суда города Самары от 19 декабря 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Прокурора Промышленного района города Самары в интересах Косолаповой С.В. к ГУ Самарской области "Центру социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Промышленного района г.о. Самара", Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение удовлетворить. Обязать ГУ Самарской области "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Промышленного района г.о. Самара", Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области предоставить Косолаповой С.В. путевку на санаторно-курортное лечение в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.",
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда - Евдокименко А.А., возражения на жалобу истца - Косолаповой С.В. и заключение прокурора - Тихоновой Ю.В. полагавшей необходимым оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Промышленного района города Самары обратился в суд, в защиту интересов - Косолаповой С.В. с иском о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение к ответчикам - ГУ Самарской области "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Промышленного района г.о. Самара" и Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области в обоснование своих требований указав, что прокуратурой Промышленного района города Самары выявлено нарушение ГУ Самарской области "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Промышленного района г.о. Самара" требований законодательства о социальной защите инвалидов. Установлено, что Косолапова С.В. является инвалидом N группы, состоит на учете в Центре на получение путевки на санаторно-курортное лечение по профилю заболевания - болезни системы кровообращения. Установлено, что Косолаповой С.В ... состоящей на учете в Центре ДД.ММ.ГГГГ года подано заявление о выделении путевки на санаторно-курортное лечение, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Вместе с тем установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ году путевка на санаторно-курортное лечение Косолаповой С.В. центром не предоставлялась. На основании изложенного прокурор просил суд обязать ГУ Самарской области "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Промышленного района г.о. Самара" и Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области предоставить Косолаповой С.В. путевку на санаторно-курортное лечение, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое ответчик - Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области считает неправильным, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы - Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 2005 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В силу требований ч.1 ст. 6.2 Федерального закону от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний. При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие 1 группу инвалидности, имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица, а согласно ст. 6.3 вышеуказанного Федерального закона периодом предоставления гражданам социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение является календарный год. Если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг в соответствие с настоящей статьей, периодом предоставления ему социальной услуги является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальной услуги.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N2103-р утверждено соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Самарской области о передаче Правительству Самарской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области является органом, ответственным за реализацию переданных федеральных полномочий.
Постановлением Правительства Самарской области от 21 января 2010 N11 "О предоставлении мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также об оказании государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно" определен порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение отдельным категориям граждан, проживающих на территории Самарской области, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, не отказавшихся от получения социальной услуги, согласно которого выдача путевок гражданам осуществляется государственными бюджетными учреждениями Самарской области - центрами социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. В соответствии с пунктом 2.1 указанного порядка основанием для постановки граждан на учет для получения путевок на санаторно-курортное лечение и выдачи путёвки является справка для получения путевки формы N070/у-04, выданная лечебно-профилактическим учреждением по месту жительства гражданина в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N256 "О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение". Согласно пункту 3.2 указанного порядка путёвки на санаторно-курортное лечение выдаются гражданам по дате постановки их на учет в - ГБУ СО ЦСО по месту жительства в соответствии с рекомендуемыми профилем, сезоном и местом лечения, указанными в медицинской справке для получения путевки.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 ноября 2005 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида представляет собой разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что правовым основанием на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевок на санаторно-курортное лечение гражданам, не отказавшихся от получения социальной услуги, является справка для получения путевки формы N070/у-04, выданная лечебно-профилактическим учреждением по месту жительства гражданина в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N256 "О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение", при этом отсутствие достаточного финансирования и наличие очереди среди лиц желающих воспользоваться правом на получение указанного вида социальной помощи по смыслу вышеприведенных норм законодательства не может являться основанием к отказу в удовлетворении иска рассматриваемой категории дел.
Из материалов дела видно, что истец - Косолапова С.В. является инвалидом N группы, состоит на учете в Центре на получение путевки на санаторно-курортное лечение по профилю заболевания - болезни системы кровообращения, при этом заявление о выделении путевки на санаторно-курортное лечение подано Косолаповой С.В. ДД.ММ.ГГГГ года, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Однако до момента предъявления иска путевка на санаторно-курортное лечение истцу - Косолаповой С.В. центром не предоставлялась.
Судом первой инстанции также установлено, что согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида N2290 от ДД.ММ.ГГГГ года истцу - Косолаповой С.В. рекомендовано санаторно-курортное лечение в санатории неврологического и опорно-двигательного профиля курсом на 21 день - 1 раз в год.
Также из материалов дела видно, что санаторно-курортное лечение в санатории " "данные изъяты"" пройденное Косолаповой С.В. с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года предоставлялось на основании решения Промышленного районного суда города Самары от ДД.ММ.ГГГГ года об удовлетворении иска прокурора Промышленного района о предоставлении Косолаповой путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ год.
С учетом указанного судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора, а именно возложении на ответчиков обязанности по предоставлению истцу путевки на санаторно-курортное лечение, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено наличие у истца права на получение указанного вида социальной помощи, что фактически ответчиками и не оспаривается, а в силу вышеприведенных норм права именно ответчики обязаны обеспечить истца указанным видом социальной помощи.
Доводы лица подавшего апелляционную жалобу о том, что действующее законодательство не предусматривает безусловной обязанности ответчиков ежегодного предоставления инвалидам 1-й группы путевок на санаторно-курортное лечение и возможности не предоставления указанной социальной услуги при недостаточности финансирования и наличии соответствующей очереди на получение указанной услуги судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку указанные доводы основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм права, по смыслу которых обязанность по предоставлению указанного вида социальной помощи возникает у ответчиков при установлении соответствующих медицинских показателей нуждаемости в получении указанного вида помощи, при этом указанные ответчиком обстоятельства не имеют правового значения для разрешения настоящего гражданского дела по существу.
Не может судебная коллегия признать убедительными доводы апелляционной жалобы о предоставлении истцу путевки на санаторно-курортное лечение в ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанная путевка предоставлялась истцу за ДД.ММ.ГГГГ год при исполнении аналогичного судебного постановления, поэтому указанное обстоятельство также не имеет правового значения для разрешения настоящего гражданского дела по существу.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда города Самары от 19 декабря 2013 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.