Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Салдушкиной С.А.,
судей Клюева С.Б., Пияковой Н.А.,
при секретаре Гапотченко Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Сызрань на решение Сызранского городского суда Самарской области от 07.11.2013, которым постановлено:
"Иск Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г.Сызрани в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Сызрань и МБУ городского округа Сызрань "Детский досугово-оздоровительный лагерь "Дружные ребята" о понуждении устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Сызрань выделить необходимое финансирование для проведения организационно-хозяйственных мероприятий и приведения санитарно-эпидемиологического состояния МБУ городского округа Сызрань "Детский досугово-оздоровительный лагерь "Дружные ребята" в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1204-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей", а именно для:
- оформления санитарно-эпидемиологического заключения на источник хозяйственно-питьевого водоснабжения;
- обеспечения необходимого набора помещений медицинского пункта, а именно: кабинета врача-педиатра, кабинета зубного врача, процедурной, кабинета медицинской сестры, туалета на 1 унитаз с умывальником в шлюзе, изолятора на 2 палаты с отдельной процедурной, санузлом, буфетной и помещением для обработки и хранения уборочного инвентаря;
- оборудования зданий жилых корпусов для детей N 1 и N 2 системами хозяйственно-питьевого, горячего водоснабжения, канализации.
Обязать МБУ городского округа Сызрань "Детский досугово-оздоровительный лагерь "Дружные ребята" провести организационно-хозяйственные мероприятия по приведению санитарно-эпидемиологического состояния МБУ городского округа Сызрань "Детский досугово-оздоровительный лагерь "Дружные ребята" в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1204-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей", а именно:
- оформить санитарно-эпидемиологическое заключение на источник хозяйственно- питьевого водоснабжения;
- обеспечить необходимый набор помещений медицинского пункта, а именно: кабинет врача-педиатра, кабинет зубного врача, процедурная, кабинет медицинской сестры, туалет на 1 унитаз с умывальником в шлюзе, изолятор на 2 палаты с отдельной процедурной, санузлом, буфетной и помещением для обработки и хранения уборочного инвентаря;
- оборудовать здания жилых корпусов для детей N1 и N2 системами хозяйственно-питьевого, горячего водоснабжения, канализации".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Клюева С.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г.Сызрани (далее Роспотребнадзор) обратилось с исковым заявлением к Администрации городского округа Сызрань, Муниципальному бюджетному учреждению г.о.Сызрань "Детский досугово-оздоровительный лагерь "Дружные ребята" (далее Учреждение или Детский досугово-оздоровительный лагерь "Дружные ребята"), в котором, с учетом уточнения исковых требований, просило обязать Администрацию городского округа Сызрань провести организационно-хозяйственные мероприятия и обеспечить финансирование Муниципального бюджетного учреждения городского округа Сызрань "Детский досугово-оздоровительный лагерь "Дружные ребята" с целью приведения санитарно - эпидемиологического состояния данного учреждения в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1204-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей".
Юридическому лицу Муниципальное бюджетное учреждение городского округа Сызрань "Детский досугово-оздоровительный лагерь "Дружные ребята" при поступлении денежных средств обеспечить выполнение пунктов санитарных правил СанПиН 2.4.4.1204-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей" в срок до ДД.ММ.ГГГГ согласно выданному предписанию N от ДД.ММ.ГГГГ, а именно:
- оформить санитарно-эпидемиологическое заключение на источник хозяйственно-питьевого водоснабжения (п.4.2. СанПиН 2.4.4.1204-03 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей");
- обеспечить необходимый набор помещений медицинского пункта, а именно: кабинет врача-педиатра, кабинет зубного врача, процедурная, кабинет медицинской сестры, туалет на 1 унитаз с умывальником в шлюзе, изолятор на 2 палаты с отдельной процедурной, санузлом, буфетной и помещением для обработки и хранения уборочного инвентаря (п. 3.6.1.-3.6.5. СанПиН 2.4.4.1204-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей");
- здания (жилые корпуса для детей N1 и N2) оборудовать системами хозяйственно-питьевого, горячего водоснабжения, канализации (п.п. 4.1., 4.3. СанПиН 2.4.4.1204-03 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей").
В обоснование исковых требований истец указал, что в 2012 году Роспотребнадзором проведена проверка выполнения Учреждением требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В результате проведенных мероприятий по контролю (надзору) установлен ряд нарушений санитарного законодательства.
В мае 2013 года проведены внеплановые мероприятия по контролю исполнения предписания Учреждением. Поскольку нарушения устранены не были, составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, материал передан в суд.
Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения благоприятных условий для качественного и полноценного летнего отдыха, оздоровительного процесса детей и подростков (п. 1.1. Устава Учреждения).
Учредителем Учреждения является муниципальное образование городской округ Сызрань Самарской области в лице Администрации г.о.Сызрань (п. 1.4. Устава). Имущество Учреждения находится в собственности муниципального образования г.о.Сызрань и закреплено за Учреждением на праве оперативного управления (п.8.2. Устава).
Имеющиеся нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения имеют длительный характер и не устранены. Бездействие должностных лиц органов местного самоуправления может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью несовершеннолетних. Самостоятельно Учреждение не может устранить указанные нарушения требований санитарного законодательства в связи с бюджетным финансированием деятельности. Финансирование Администрацией городского округа Сызрань на устранение указанных нарушений не осуществляется.
Полагая, что затронуты интересы неопределенного круга лиц - несовершеннолетних детей и подростков, отдыхающих в Учреждении, истец обратился в суд.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация г.о.Сызрань ставит вопрос об отмене решения суда. Так, по мнению заявителя, судом при рассмотрении дела нарушены нормы бюджетного законодательства, а именно ст.ст. 15, 79, 83 БК РФ, которые регулируют порядок освоения бюджетных средств и закрепляют бюджетную самостоятельность органов местного самоуправления. Указывает, что Учреждение к Администрации г.о.Сызрань с заявками о выделении денежных средств не обращалось, о наличии предписания Роспотребнадзора не уведомляло. Ряд требований Роспотребнадзора выполнить невозможно ввиду того, что земельный участок, на котором расположено Учреждение, в его собственности не находится.
Представители Роспотребнадзора, Администрации г.о.Сызрань и Детского досугово-оздоровительного лагеря "Дружные ребята" в заседание судебной коллегии не явились, уведомлены.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со статьей 330 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что согласно пунктам 1.1, 1.4, 8.2, 8.3, 8.10 Устава Детского досугово-оздоровительного лагеря "Дружные ребята", Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения благоприятных условий для качественного и полноценного летнего отдыха, оздоровительного процесса детей и подростков, создания условий для непрерывного развития творческого потенциала подрастающего поколения воспитанников, охраны и укрепления здоровья. Учредителем Учреждения является муниципальное образование г.о.Сызрань в лице Администрации г.о.Сызрань. Имущество Учреждения находится в собственности муниципального образования г.о.Сызрань и закреплено за учреждением на праве оперативного управления. Источниками формирования имущества, в том числе финансовых средств Учреждения, являются, в частности, субвенции и субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение в виде субсидий из бюджета г.о.Сызрань осуществляется в порядке, установленном Постановлением Администрации г.о.Сызрань.
Предписанием Роспотребнадзора N от ДД.ММ.ГГГГ Учреждению предложено устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ нарушения, предусмотренные п.п. 3.7.1-3.7.5, 4.1, 4.3-4.5 СанПин 2.4.4.1204-03.
ДД.ММ.ГГГГ проведены внеплановые мероприятия по контролю исполнения Учреждением предписания N от ДД.ММ.ГГГГ.
В Акте проверки N от ДД.ММ.ГГГГ отражено, что вышеуказанные нарушения устранены не были.
ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, материал передан в суд.
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст.11 данного закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии с ч.1 ст.28 данного Федерального закона в организациях отдыха и оздоровления детей независимо от организационно - правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с п.1 ст.12 Федерального закона от 24.07.1998 N124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей.
Устройство и содержание загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей должно отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1204-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача N 21 от 17.03.2003.
Давая совокупную оценку представленным доказательствам, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отдых детей организован в Учреждении с грубым нарушением действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, в частности СанПиН 2.4.4.1204-03. Устранение данных нарушений возможно за счет средств собственника - Администрации г.о. Сызрань.
С выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они подтверждены материалами дела и основаны на Законе.
Необоснованными являются ссылки апелляционной жалобы на нормы бюджетного законодательства, поскольку соблюдение данных норм Администрацией г.о.Сызрань для настоящего дела значение не имеет. Право детей на охрану здоровья не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств или иных обстоятельств.
Необоснованными признаются судебной коллегией доводы Администрации г.о.Сызрань о том, что истцом не соблюден досудебный порядок, а также на то, что отсутствует техническая возможность осуществления указанных мероприятий. Установлено, что нарушения требований санитарного законодательства выявлялись неоднократно и носят длящийся характер. Реализация прав несовершеннолетних подростков на отдых и оздоровление в условиях, исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов также не может ставиться в зависимость от наступления того или иного срока.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения. Выводы суда первой инстанции подробно мотивированы в судебном решении, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, оцененных судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и оснований для признания их неправильными не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 07.11.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Сызрань - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.