судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Лазарева Н.А.
судей - Самчелеевой И.А., Бочкова Л.Б.
с участием прокурора - Фоминой И.А
при секретаре - Елютиной И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации г.о.Самара - Горожаниной Л.Н. на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 20 декабря 2013 года, которым постановлено:
"Обязать МБОУ СОШ N 18 г.о. Самара, администрацию г.о. Самара, Департамент образования администрации г.о. Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания образовательного учреждения в соответствие с действующим санитарно-эпидемиологическим законодательством:
Оборудовать кабины в санузлах дверями без запоров;
Оборудовать в каждом производственном цехе раковины для мытья рук;
Привести внутреннюю отделку в производственных цехах, моечной для кухонной посуды в соответствие с санитарными требованиями, а именно выполнить потолки и стены гладкими, без отслоений краски, следов потеков, механических повреждений и деформаций, допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазарева Н.А., обсудив доводы апелляционной жалобы представителя администрации г.о.Самара - Горожаниной Л.Н., возражения на доводы апелляционной жалобы представителя МБОУ СОШ N18 - Конновой Е.В., представителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области - Климовой С.И., заключение прокурора - Фоминой И.А., полагавшей решение суда оставить без изменений, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Железнодорожного района г.о. Самара в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился к МБОУ СОШ N18 г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия граждан.
В обосновании исковых требований истец указал, что в результате проведенной проверки в МБОУ СОШ N18 г.о. Самара было выявлено нарушение требований санитарного законодательства:
- не оборудованы кабины в санузлах дверями без запоров ( п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях);
-не оборудовано горячее водоснабжение и резервные источники горячего водоснабжения в производственных цехах (п. 3.3 СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования);
-не оборудованы в производственных цехах раковины для мыться рук (п. 4.1 СанПиН2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования);
-не соответствует санитарным требованиям внутренняя отделка в производственных цехах, моечной для кухонной посуды (п. 5.1 СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования").
Ссылаясь на то, что имеющиеся нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения имеют длительный характер, бездействие должностных лиц администрации г.о. Самара в отношении своевременного финансирования к МБОУ СОШ N18 г.о. Самара может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью несовершеннолетних, прокурор, с учетом уточнения исковых требований, просил суд, обязать Администрацию г.о. Самара, Департамент образования администрации г.о. Самара, МБОУ СОШ N18 г.о. Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания образовательного учреждения в соответствие с действующим санитарно-эпидемиологическим законодательством, а именно:
-оборудовать кабины в санузлах дверями без запоров;
-оборудовать горячее водоснабжение и резервные источники горячего водоснабжения в производственных цехах;
- оборудовать в каждом производственном цехе раковины для мытья рук;
- привести внутреннюю отделку в производственных цехах, моечной для кухонной посуды в соответствие с санитарными требованиями.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.о. Самара - Горожанина Л.Н. просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении завяленных требований. Считает решение незаконным и необоснованным в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права. Указывая на недостаточность денежных средств в бюджете для финансирования устранения нарушений, указанных в предписании, и на то, что администрация г.о. Самара как орган местного самоуправления, не имеет возможности финансировать образовательные учреждения сверх ассигнований, утвержденных решением думы г.о. Самара о бюджете на соответствующий финансовый год.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Самарской области и представитель МБОУ СОШ N18 г.о. Самара в суде апелляционной инстанции просили решение суда оставить без изменений.
В суде апелляционной инстанции прокурор - Фомина И.А. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители администрации г.о. Самара и департамента образования администрации г.о. Самара в суд апелляционный инстанции не явились, о дне и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
Судебная коллегия на основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия не находит правовых оснований к отмене решении суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 51 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
-выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
-обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N52-ФЗ в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Судом установлено, что прокуратурой Железнодорожного района г. Самары проверено соблюдение муниципальным образовательным учреждением МБОУ СОШ N18 г.о. Самара законодательства об образовании.
Проверкой в МБОУ СОШ N18 г.о. Самара выявлены нарушения требований Конституции Российской Федерации, Закона РФ "Об образовании", ФЗ от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Так в результате проверки, установлено невыполнение МБОУ СОШ N18 г.о. Самара предписания, а именно:
- не оборудованы кабины в санузлах дверями без запоров (п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях);
- не оборудовано горячее водоснабжение и резервные источники горячего водоснабжения в производственных цехах (п. 3.3 СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования);
- не оборудованы в производственных цехах раковины для мыться рук (п. 4.1 СанПиН2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания
обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования);
- не соответствует санитарным требованиям внутренняя отделка в производственных цехах, моечной для кухонной посуды (п. 5.1 СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования").
Статьей 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно Управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992г. "Об образовании", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу ч.2 ст. 2 ФЗ от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно п.1 ч.1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", к вопросам местного значения городского округа относится формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета.
В соответствии с Уставом городского округа Самара Самарской области, принятого решением Думы городского округа Самары от 10.07.2006 N 294, к компетенции Администрации городского округа Самара в сфере бюджетных отношений относится: разработка проекта бюджета г.о. Самара на очередной финансовый год и отчет о его исполнении, осуществление исполнения бюджета г.о. Самара.
Департамент образования администрации г.о. Самара, который в силу п. 1.1 и 3.16 Положения о Департаменте образования администрации г.о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самара от 26.03.2009 г. N 707, является отраслевым функциональным органом, который участвует в прогнозировании потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений г.о. Самара.
Также судом установлено, что учредителем МБОУ СОШ N18 г.о. Самара является муниципальное образование городского округа Самара.
Источником формирования финансовых ресурсов МБОУ СОШ N18 г.о. Самара являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 1.16 Устава МБОУ СОШ N18 г.о. Самара школа несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, за нарушение прав и свобод обучающихся школы.
Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе Российской Федерации "О техническом регулировании", и, в первую очередь, пожарную безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания, санитарно-эпидемиологическую безопасность.
Однако, самостоятельно МБОУ СОШ N18 г.о. Самара не имеет возможности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности из-за отсутствия денежных средств на противопожарные мероприятия.
При этом, безопасность достигается проведением единой политики в области обеспечения опасности, системой мер экономического и организационного характера.
Таким образом, принимая во внимание выше установленные обстоятельства, а также то, что выявленные в МБОУ СОШ N18 г.о. Самара нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения допускаются продолжительное время, состояние противопожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности МБОУ СОШ N18 г.о. Самара является объектом постоянного контроля Управления Роспотребнадзора Самарской области (Управление Роспотребнадзора Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N выданы предписания по устранению вышеуказанных нарушений),в связи с чём, администрация г.о. Самара неоднократно имела возможность выделить средства на устранение вышеуказанных нарушений, а также принимая во внимание то, что без привлечения дополнительных средств МБОУ СОШ N18 г.о. Самара самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности из-за отсутствия денежных средств на противопожарные мероприятия, суд обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора и возложил обязанности на ответчиков по устранению указанных выше нарушений.
При этом судом правомерно отмечено, что доводы администрации г.о. Самары о том, что у администрации отсутствует обязанность по финансированию образовательных учреждений в сверх ассигнований, утвержденных решением Думы г.о. Самары о бюджете на соответствующий финансовый год, не освобождает от обязанностей устранить имеющиеся нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства.
Ссылки в апелляционной жалобе администрации г.о. Самара о недостаточности денежных средств в бюджете для финансирования устранения нарушений, указанных в предписании, является необоснованным, поскольку закон не ставит в зависимость устранение нарушений, выявленных в ходе проверки и указанных в предписании от наличия в бюджете денежных средств.
Несостоятелен довод жалобы и том, что ответчик осуществлял необходимые мероприятия в пределах бюджетных ассигнований предусмотренных бюджетом по устранению выявленных нарушений, поскольку Управлением Роспотребнадзора по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N от ДД.ММ.ГГГГ N выданы предписания по устранению вышеуказанных нарушений, однако до настоящего времени они не устранены.
Также не может быть принят во внимание довод о несоответствии резолютивной части решения ч. 2 ст. 207 ГПК РФ. В данном случае решение суда является решение о возложении обязанности на ответчиков произвести необходимые мероприятия в соответствии с процедурой предусмотренной законом, в связи чем, отсутствует необходимость определять данную обязанность в долях.
Резолютивная часть решения соответствует требованиям 206 ГПК РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются, как несостоятельные, поскольку они не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, и не являются основанием для отмены решения в соответствии со ст. 330 ГПК РФ.
Судебная коллегия считает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328 -329 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 20 декабря 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации г.о.Самара - Горожаниной Л.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.