Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сказочкина В.Н.,
судей - Сивохина Д.А. (докладчик) и Захарова С.В.,
при секретаре - Шарапове М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Орехова А.Л., Ореховой Н.В., Ореховой Е.А. на решение Волжского районного суда Самарской области от 20 ноября 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Орехова А.Л., Ореховой Н.В., Ореховой Е.А. об оспаривании отказа ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны РФ, 1 Отдела ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" в постановке на учет в Единый реестр в качестве нуждающихся и обязании поставить на учет отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения Орехова А.Л., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и 1 отдела (г.Самара) Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Трифоновой А.А. (по доверенности), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Орехов А.Л., Орехова Н.В. и Орехова Е.А. обратились в суд с заявлением в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ об оспаривании отказа Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, 1 отдела ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" в постановке на учет в Единый реестр в качестве нуждающихся и обязании поставить на учет. Просили признать незаконным отказ 1 Отдела (г. Самара) ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" и ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" в постановке на учет в Единый реестр в качестве нуждающихся в обеспечении жильем за счет Министерства обороны РФ, обязать ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ поставить заявителей на учет в единый реестр в качестве нуждающихся в обеспечении жильем на счет Министерства обороны РФ и предоставить жилые помещения в собственность.
В обоснование заявленных требований указали, что Орехов А.Л. является военным пенсионером, уволенным с военной службы в 1998г. Квартира, в которой они проживают по адресу: "адрес" носит статус служебного жилого помещения, иного жилья заявители не имеют. Орехов А.Л. и члены его семьи состояли на учете в ФГКУ КЭЧ Чернореченского гарнизона в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением. Для реализации своего права Орехов А.Л. обратился через 1 Отдел (г. Самара) ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" в ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" с заявлением о включении его и членов его семьи в единый реестр в качестве нуждающихся в обеспечении жильем за счет средств Министерства обороны РФ, однако ДД.ММ.ГГГГ в их адрес был направлен письменный отказ за N в удовлетворении вышеуказанного заявления.
Ссылаясь на нарушение своего конституционного права на жилище, заявители с учетом уточнения (л.д. 70) просили:
- признать незаконным отказ Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, 1 отдела ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" в постановке их на учет в единый реестр в качестве нуждающихся от ДД.ММ.ГГГГ;
- обязать Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, 1 Отдел (г. Самара) ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" поставить их на учет в Единый реестр в качестве нуждающихся в обеспечении жильем за счет Министерства обороны РФ;
- обязать Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, 1 отдел (г.Самара) ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" обеспечить их жильем за счет Министерства обороны РФ заявителей и предоставить жилые помещения в собственность бесплатно.
В судебном заседании Орехов А.Л. требования с учетом уточнения поддержал.
Представитель Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Трифонова А.А. просила в удовлетворения заявленных требований отказать, ссылаясь, что законных оснований для обеспечения заявителей жильем за счет Министерства обороны Российской Федерации не имеется.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе заявители просят решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, принять новое решение об удовлетворении уточненных требований (л.д. 158-161).
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Частью 1 ст. 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе путем выдачи государственного жилищного сертификата.
В соответствии со ст. 2.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. N 675 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в состав которой входит подпрограмма "Выполнение государственный обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. В соответствии с разделом указанной подпрограммы главной целью подпрограммы является обеспечение жильем семей военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, содержащихся за счет средств федерального бюджета сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, увольняемых со службы из указанных органов и учреждений, граждан, уволенных с военной службы, граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, и других приравненных к ним лиц.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 года" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной Подпрограммы.
Пунктом 5 указанных Правил, установлен перечень лиц, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом.
Согласно подпункта "б" п. 5 указанных Правил, право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий и члены его семьи не были приняты органами местного самоуправления до 1 января 2005 года на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то они не имеют права требовать предоставления им Министерством обороны РФ жилого помещения, в том числе путем оформления государственного жилищного сертификата.
Последующее обеспечение таких граждан жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть, по решению органа самоуправления по месту их жительства, а не Министерством обороны Российской Федерации.
Судом установлено, что Орехов А.Л. проходил военную службу в рядах Вооруженных сил РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с приказом командира войсковой части "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ Орехов А.Л. уволен в запас по п.п. "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с организационно-штатными мероприятиями) на основании пр. Ком. ПриВО N 0507 от 27 ноября 1998 г., календарная выслуга на момент увольнения составляла 15 лет 2 месяца, исключен из списков личного состава войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ, убыл на воинский учет в Волжский РВК Самарской области.
В период службы Орехову А.Л. с семьей, состоящей из трех человек, предоставлено жилое помещение по адресу: "адрес", что подтверждается ордером N от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Чернореченской КЭЧ района.
Постановлением Администрации Волжского района Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ "О включении в число служебной площади Чернореченской КЭЧ жилого фонда в п. Рощинский", дом, расположенный по адресу: "адрес" включен в число служебной площади.
Согласно справке N "данные изъяты" филиал "Самарский" Рощинский РЭР N 03, РЭУ N 09 в квартире, расположенной по адресу: "адрес" зарегистрированы и проживают Орехов А.Л., "данные изъяты" г.р., Орехова Н.В., "данные изъяты" г.р., Орехова Е.А., "данные изъяты" г.р.
Судом установлено, что Орехов А.Л. и члены его семьи не имеют в собственности объектов недвижимости на территории Самарской области.
ДД.ММ.ГГГГ Орехов А.Л. обратился в ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны РФ с заявлением, в котором просил сообщить, почему он не включен в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма. В период службы он был признан нуждающимся и до настоящего времени жильем не обеспечен. Орехов А.Л. просил признать его и членов его семьи нуждающимися в обеспечении жильем за счет Министерства обороны РФ и произвести постановку на учет в единый реестр в качестве нуждающихся в обеспечении жильем за счет Министерства обороны.
Решением N от ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ Орехову А.Л. отказано в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку он не является военнослужащим, не имеет права на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны РФ.
Не согласившись с указанным решением, Орехов А.Л. и члены его семьи обратились в суд с заявлением о его оспаривании в порядке Главы 25 ГПК РФ.
Отсутствие в настоящее время права на предоставление им государственного жилищного сертификата как проживающих в закрытом военном городке в соответствии с п. "б" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы" и в соответствии с ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050 заявителями ни в ходе рассмотрения дела ни в апелляционной жалобе не оспаривается.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Разрешая заявленный спор и отказывая Ореховым в удовлетворении уточненных требований, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами закона, пришел к правильному выводу о том, что решение ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации" на обращение Орехова по вопросу обеспечения его и членов его семьи постоянным жилым помещением соответствует действующему законодательству и не создает для заявителей препятствий к осуществлению ими прав на обеспечение жилым помещением.
При этом суд обоснованно исходил из того, что вопрос обеспечения военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации, в том числе военных пенсионеров, жилыми помещениями подлежит рассмотрению в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" с учетом последующих изменений и дополнений, согласно которым обеспечение военнослужащих жилыми помещениями носит заявительный характер и инициируется самими военнослужащими путем подачи соответствующего заявления.
Суд правильно указал, что возникновение у военнослужащего права на обеспечение жилым помещением обусловлено соблюдением двух обязательных условий: первого - установленной указанным Федеральным законом выслуги лет службы при условии увольнения (исключения из списков части) по основаниям, предполагающим право на жилье и второго - подачи военнослужащим в период прохождения им военной службы заявления в установленном порядке. После принятия военнослужащего на учет нуждающихся в жилых помещениях, он сохраняют право состоять на данном учете до получения им жилых помещений по договорам социального найма. Уволенный же в запас военнослужащий вправе находится в едином реестре нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма при условии принятия его на учет нуждающихся в действующем порядке до утраты им статуса военнослужащего.
В рассматриваемом случае Орехов А.Л. на момент рассмотрения заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях был исключен из списков личного состава и всех видов обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. утратил статус военнослужащего. Кроме того, материалы дела не содержат доказательств того, что заявитель в период прохождения военной службы обращался с заявлением (рапортом) о постановке на учет и был принят на такой учет по месту прохождения военной службы.
По данной категории дел обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ и с учетом положений п. 20 Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а на заявителя в силу ч. 1 ст. 247 ГПК РФ возложена обязанность доказать нарушение его прав и свобод.
Таким образом, учитывая, что ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации" представило надлежащие доказательства законности отказа Орехову А.Л. в обеспечении его и членов его семьи жилым помещением за счет Министерства обороны Российской Федерации, что исключает наличие совокупности двух необходимых по смыслу положений ч. 4 ст. 258 ГПК РФ условий для признания оспариваемого отказа незаконным, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителей.
Судебная коллегия приходит к выводу, что отсутствует и второе необходимое условие для удовлетворения требований заявителей - нарушение оспариваемым отказом их прав на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, поскольку обеспечение Ореховых жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть, по решению органа самоуправления по месту их жительства, а не Министерством обороны Российской Федерации.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что в ходе рассмотрения дела не было подтверждено отсутствие обращения Орехова А.Л. о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до увольнения с военной службы, является несостоятельной, поскольку бремя доказывания обращения с таким заявлением лежит на заявителях.
Утверждая в заявлении в суд о том, что они состояли на учете в списках нуждающихся в получении жилого помещения в ФГКУ Чернореченского гарнизона заявители ссылаются на справку выданную ФГУ "Чернореченская квартирно-эксплуатационная часть район" (л.д. 100), однако в ней говорится лишь о том, что Орехов А.Л. состоял в списках граждан, желающих отселится из закрытого военного городка под номером 427 на основании личного заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
Довод апелляционной жалобы о том, что консультант Департамента по обеспечению деятельности приемной Президента РФ по приему граждан Максимов Е. в ответе от ДД.ММ.ГГГГ на обращения жителей поселка Рощинский по поводу обеспечения их жильем признал нарушение их прав в связи с пробелами в законодательстве, не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения.
Утверждение в жалобе о том, что федеральные органы исполнительной власти (в данном случае Министерство обороны Российской Федерации), на которые согласно постановлению Правительства Российской Федерации N "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации" возложена обязанность по решению вопроса исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда бездействуют на соответствует действительности.
Так, в Приложении к приказу заместителя Министра обороны Российской Федерации - директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ "Об исключении из специализированного жилищного фонда и передаче в собственность городского поселения Рощинский муниципального района Волжский Самарской области объектов недвижимого имущества" в числе подлежащих исключению из специализированного фонда объектов недвижимости (квартир) указана трехкомнатная квартира по адресу: "адрес", предоставленная заявителям в период военной службы Орехову А.Л. в качестве служебной.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправильно истолковал материальный закон, являются ошибочными. Судом первой инстанции при рассмотрении данного дела правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены и истолкованы нормы материального права, приведенным заявителем в суде первой инстанции, в обоснование своих требований, доводам, судом дана правильная правовая оценка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что законных оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Волжского районного суда Самарской области от 20 ноября 2013 года оставить без изменения, жалобу Орехова А.Л., Ореховой Н.В., Ореховой Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.