Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Филатовой Г.В.,
судей Мартемьяновой С.В., Клюева С.Б.,
при секретаре Салихове Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в муниципальном районе Красноярский Самарской области на решение Красноярского районного суда Самарской области от 13 декабря 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Абдрахманова Ф.Х. к Государственному Учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в муниципальном районе Красноярский Самарской области об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав, об исключении из подсчета специального трудового стажа части периодов трудовой деятельности Абдрахманова Ф. X. А. и об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости - удовлетворить.
Признать решение комиссии N 293 от 07.05.2013 незаконным в части исключения периодов работы в трест с 11.11.1990 по 12.05.1992 в должности мастера, с 20.12.1995 по 31.12.1996, с 15.03.1998 по 16.03.1998г в должности производителя работ.
Обязать ГУ-УПФР в м.р. Красноярский Самарской области включить в подсчет специального стажа периоды работы:
в трест с 11.11.1990 по 12.05.1992 в должности
мастера, с 20.12.1995 по 31.07.1996, с 02.08.1996 по 31.12.1996, с 15.03.1998
по 16.03.1998г. в должности производителя работ;
в колхозе И с 29.05.1982 по 21.06.1986г. в должности мастера
по строительству.
Обязать ГУ УПФР в м.р. Красноярский Самарской области назначить Абдрахманову Ф. X. досрочную трудовую пенсию с 07.02.2013г., то есть с момента обращения в Пенсионный фонд.
Взыскать с ГУ - Управления пенсионного фонда РФ в Красноярском районе Самарской области в пользу Абдрахманова Ф.Х. возврат госпошлины в сумме 200 рублей".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Мартемьяновой С.В., возражения на жалобу Абдрахманова Ф.Х., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Абдрахманов Ф.Х. обратился в Красноярский районный суд Самарской области с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в муниципальном районе Красноярский Самарской области о признании отказа в назначении досрочной пенсии незаконным, включении в льготный стаж периодов работы и назначении пенсии.
В обосновании заявленных требований указал, что решением ГУ - Управления ПФР в муниципальном районе Красноярский (далее УПФ) N 293 от 07.05.2013г. ему отказано в назначении с досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.2 п.1 ст.27 Закона РФ от 17.12.2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ввиду отсутствия требуемого специального стажа 12 лет 6 месяцев.
УПФ отказано в зачете в стаж на соответствующих видах работ периодов работы с 11.11.1990г. по 12.05.1992г. в трест в должности матера строительных и монтажных работ, поскольку имело место совместительство и не выполняется п. 5 Разъяснений Министерства труда "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12,78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда за выслугу лет от 22.05.1996г. N - постоянная занятость выполнением работ, предусмотренных списками, в течение полного времени, кроме того, должность "монтажник" не предусмотрена Списком N 2.
Указанным решением УПФ исключены также из подсчета специального стажа периоды работы:
- с 20.12.1995г. по 31.12.1996г. (в том числе 1 административный день в августе 1996г.) - в должности мастера строительных и монтажных работ в трест";
- с 15.03.1998г. по 16.03.1998г. - в должности производителя работ в трест.
Просил суд (с учетом уточненных исковых требований) признать решение УПФ от 07.05.2013г. N293 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным и обязать УПФ включить периоды работы с 11.11.1990 по 12.05.1992 в должности мастера, с 20.12.1995г. по 31.12.1996г., с 02.08.1996г. по 31.12.1996г., с 15.03.1998 по 16.03.1998г в должности производителя работ в трест; с 29.05.1982 по 21.06.1986г. в должности мастера по строительству в колхозе И в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 07.02.2013 года, поскольку его специальный трудовой стаж по Списку N 2 на момент обращения в Пенсионный Фонд составил 14 лет 17 дней.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в муниципальном районе Красноярский Самарской области просит решение суда отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то обстоятельство, что спорные периоды работы истца не могут быть зачтены в льготный стаж на соответствующих видах работ, т.к. занятость последнего в течение полного рабочего дня в производстве и на должностях, предусмотренных Списком N 2, документально не подтверждена, в связи с чем, оснований для включения данных периодов в специальный стаж истца и назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В соответствии с п. 2 ст. 27 приведенного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.п. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 года N 537 "О списках производств, работ, профессии и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, необходимо руководствоваться Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
Списком N 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, разделом XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций" предусмотрены должности: мастера (десятники) и прорабы. То есть для досрочного назначения трудовой пенсии достаточно подтверждения работы в должности "мастер" строительной организации при занятости на новом строительстве зданий и сооружений.
Согласно списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, разделу XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют мастера строительных и монтажных работ (позиция 2290100б-23419).
Законодателем в указанном разделе перечислены виды работ, выполнение которых дает право на пенсионные льготы и конкретная должность "мастера строительных и монтажных работ", работа в которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и не указано, на каких объектах должны производиться эти работы. Данный Список содержит конкретный, исчерпывающий перечень должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с п.п. "б" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком N 2 от 1991 года.
Из материалов дела следует, что 07.02.2013 года Абдрахманов Ф.Х. обратился в УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.2 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с тяжелыми условиями труда.
Решением УПФ от 07.05.2013 года истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.2 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ввиду отсутствия требуемого специального стажа - 12 лет 6 месяцев.
В соответствии с пунктом 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года N 555, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Согласно п. 6 приведенных Правил основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Согласно пункту 45 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225 "О трудовых книжках" ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя.
По смыслу приведенных норм пенсионного законодательства, право на досрочное назначение пенсии законодатель связывает не с наименованием должности, а с работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, с 29.05.1982г. по 31.12.1982 истец работал в должности мастера по строительно-монтажным работам в СХК И; 10.07.1986г. Абдрахманов Ф.Х. был принят в трест на должность мастера, что подтверждается записями в трудовой книжке и архивными справками Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района от 14.11.2011г., трест от 16.03.1998г. (л.д. 10,11).
Из представленной справки ГУ Самарской области "Самарский областной государственный архив документов по личному составу" от 11.10.2011г. следует, что приказом N105 от 14.11.1990г. с 11.11.1990г Абдрахманов Ф. X. был принят по совместительству монтажником.
Из указанной справки усматривается также, что с 20.12.1995г. по 31.12.1996г. (за исключением 1 административного дня в августе 1996г.) Абдрахманов Ф. X. работал в должности прораба в трест, на другую должность его не переводили, приказом N 92-к от 20.12.1995г. он был назначен исполняющим обязанности начальника N 3 без освобождения от основной должности прораба.
В период работы с 15.03.1998г. по 16.03.1998г. истец работал с трест в должности прораба.
При указанных обстоятельствах, удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что работа Абдрахманова Ф.Х. в спорные периоды в должности мастера, прораба, а также работа в должности исполняющего обязанности начальника участка, входит в Список N 2 производств, цехов, процессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
Довод апелляционной жалобы ответчика об отсутствии правовых оснований для досрочного назначения Абдрахманову Ф.Х. трудовой пенсии по старости, не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку совокупностью собранных по делу доказательств подтвержден факт работы истца в спорные периоды в должностях, предусмотренных вышеуказанными Списками, что дает ему право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Кроме того, неточное указание на профессию истца, допущенное работодателем в трудовой книжке и в иных документах, не должно ущемлять право истца на досрочную трудовую пенсию.
Доводы жалобы об отсутствии сведений об особых условий труда за периоды работы Абдрахманова Ф.Х не являются основанием для отмены решения, поскольку Федеральный закон N 27-ФЗ от 01.04.1996г. "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" возлагает на страхователя обязанность, предоставлять в органы Пенсионного фонда сведения, в которых необходимо, в том числе, указывать периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ.
Отсутствие по вине работодателя сведений об особых условиях труда, в предоставленных в Пенсионный фонд, в спорные периоды работы истца, не влечет для истца неблагоприятные последствия в виде отказа во включении оспариваемых периодов работы в льготный стаж, поскольку обязанность указывать сведения льготного характера труда лежит на работодателе.
Иные доводы апелляционной жалобы заявителя по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, и подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноярского районного суда Самарской области от 13 декабря 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ в муниципальном районе Красноярский Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.