судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Желтышевой А.И.,
Судей: Печниковой Е.Р., Маркина А.В.
С участием прокурора: Гуляевой Е.С.
При секретаре: Мамонтовой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Самара в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида N г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара о возложении обязанности устранить нарушения, по апелляционной жалобе Администрации г. о. Самара на решение Железнодорожного районного суда г. Самара от 27.12.2013 г., которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Самары в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБДОУ детский сад общеобразовательного вида N г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о санитарно -эпидемиологическом благополучии граждан, удовлетворить.
Обязать администрацию г.о. Самара, Департамент образования администрации г.о. Самара, МБДОУ детский сад N г.о. Самара провести необходимые организационно - хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания образовательного учреждения в соответствие с действующим санитарно - эпидемиологическим законодательством, а именно:
- оборудовать теневые навесы на групповых площадках в соответствии с санитарными требованиями, а именно: довести количество теневых навесов до одного площадью не менее, чем 20 кв.м : для подготовительной группы N 5 - не менее 20 кв.м ; - выполнить боковое ограждение у трех теневых навесов".
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Желтышевой А.И., доводы представителя Департамента образования Администрации г.о. Самара - Мироненковой Л.В. в поддержание апелляционной жалобы, заключение прокурора Гуляевой Е.С., полагавшей решение суда оставить без изменения,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Железнодорожного района г.о. Самара обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению (далее - МБДОУ) детский сад общеразвивающего вида N г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии граждан.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Железнодорожного района г.о. Самары проверено соблюдение МБДОУ детским садом общеразвивающего вида N 318 г.о. Самара, санитарно - эпидемиологического законодательства.
Данной проверкой выявлены следующие нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения:
- не оборудованы теневые навесы на групповых площадках в соответствии с санитарными требованиями (п. 3.9 СанПиН 2.4.1.3049 - 13 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций");
- отсутствует боковое ограждение у 3 теневых навесов ( п. 3.10.1 СанПиН 2.4.1.3049 - 13 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций").
Без привлечения дополнительных средств МБДОУ детский сад N г.о. Самара самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения из-за отсутствия денежных средств на указанные мероприятия.
С учетом уточнений, истец просил суд обязать администрацию г.о. Самара, Департамент образования администрации г.о. Самара, МБДОУ д/с N г.о. Самара провести необходимые организационно - хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания образовательного учреждения в соответствие с действующим санитарно - эпидемиологическим законодательством, а именно: оборудовать теневые навесы на групповых площадках в соответствии с санитарными требованиями: а именно довести количество теневых навесов до 1- го площадью не менее, чем 20 кв. м: для подготовительной группы N 5 - не менее 20 кв. м, - выполнить боковое ограждение у 3-х теневых навесов.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация г.о. Самара обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, полагая, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, в частности, по мнению заявителя, суд пришел к неправильному выводу, о том, что Администрация г.о. Самара обязана осуществлять финансирование сверх ассигнований, утвержденных Решением Думы г.о. Самара о бюджете на соответствующий год. Заявитель полагает, что требуемые мероприятия должно произвести МБДОУ детский сад N г.о. Самара осуществляющего самостоятельную финансовую деятельность и кроме того, соблюдение требований санитарно - эпидемиологического законодательства не отнесено к вопросам местного значения. Также, по мнению заявителя, выводы суда о бездействии Администрации г.о. Самара по устранению нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства в МБДОУ детский сад N являются безосновательными, поскольку администрация осуществляла необходимые мероприятия в пределах бюджетных ассигнований предусмотренных бюджетом. Кроме того, суд, в резолютивной части не указал в какой доле, каждый из ответчиков должен исполнить решение суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента образования Администрации г.о. Самара - Мироненкова Л.В. поддержала доводы апелляционной жалобы.
В заключении прокурор Гуляева Е.С. просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители Управления Роспотребнадзора по Самарской области, МБДОУ д/с N г.о. Самара, Администрации г.о. Самара в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. О месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительной причине неявки в суд не уведомили.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле и их представителей, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст. 330 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 11 ФЗ от 30.03.1999г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно ст. 28 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999г. N 52-ФЗ в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Железнодорожного района г.о. Самары проверено соблюдение МБДОУ детским садом общеразвивающего вида N г.о. Самара, санитарно - эпидемиологического законодательства.
Данной проверкой выявлены следующие нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения:
- не оборудованы теневые навесы на групповых площадках в соответствии с санитарными требованиями (п. 3.9 СанПиН 2.4.1.3049 - 13 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций");
- отсутствует боковое ограждение у 3 теневых навесов ( п. 3.10.1 СанПиН 2.4.1.3049 - 13 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций").
В соответствии со ст. 32 Закона РФ "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Статьей 51 Закона РФ "Об образовании" предусмотрено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
Из п. 13 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 года N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправлении в РФ" организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского округа.
Статьей 31 Закона РФ "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии со ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 года N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправлении в РФ" к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Согласно Устава МБДОУ д/с N г.о. Самара, указанный детский сад является бюджетным учреждением, созданным муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий местного самоуправления г.о. Самара в сфере образования.
Пунктом 8.6 Устава МБДОУ д/с N г.о. Самара предусмотрено, что финансирование МБОУ осуществляет учредитель (муниципальное учреждение городской округ Самара).
В соответствии с Уставом г.о. Самара Самарской области, принятого решением Думы городского округа Самары от 10.07.2006 N 294, к компетенции Администрации городского округа Самара в сфере бюджетных отношений относится: разработка проекта бюджета г.о. Самара на очередной финансовый год и отчет о его исполнении, осуществление исполнения бюджета г.о. Самара.
Департамент образования администрации г.о. Самара, который в силу п. 1.1 и 3.16 Положения о Департаменте образования администрации г.о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самара от 26.03.2009 г. N 707, является отраслевым функциональным органом администрации г.о. Самара, который участвует в прогнозировании потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений г.о. Самара.
В свою очередь, безопасность образовательного учреждения (включающая в первую очередь, пожарную безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания, санитарно-эпидемиологическую безопасность), достигается проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического и организационного характера.
Как следует из материалов дела, выявленные в МБДОУ д/с N г.о. Самара нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения допускаются продолжительное время, в свою очередь, состояние противопожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности МБДОУ д/с N г.о. Самара является объектом постоянного контроля Управления Роспотребнадзора Самарской области.
МБДОУ д/с N.о. Самара неоднократно направлялись письма в Департамент образования администрации г.о. Самара с просьбой о выделении денежных средств необходимых для устранения нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства указанных в предписании. Однако, до настоящего времени указанные нарушения не устранены.
При таких обстоятельствах, учитывая, что без привлечения дополнительных средств МБДОУ д/с N г.о. Самара самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности из-за отсутствия денежных средств на противопожарные мероприятия, в свою очередь, администрация г.о. Самара неоднократно имела возможность выделить средства на устранение вышеуказанных нарушений, но не сделала этого, суд пришел к правильному выводу, обязав администрацию г.о. Самара, Департамент образования администрации г.о. Самара, МБДОУ детский сад N г.о. Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания образовательного учреждения в соответствие с действующим санитарно-эпидемиологическим законодательством, поскольку выявленные нарушения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учебном заведении, и нарушает права неопределенного круга лиц (воспитанников данного образовательного учреждения, их родителей, преподавателей и др.) на охрану и укрепление здоровья обучающихся, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Судебная коллегия также соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
Доводы заявителя о том, что Администрация г.о. Самара не обязана осуществлять финансирование сверх ассигнований, утвержденных Решением Думы г.о. Самара о бюджете на соответствующий год, являются несостоятельными, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности и соответственно не освобождает от обязанностей устранить имеющиеся нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по устранению выявленных нарушений должна быть возложена на само образовательное учреждение являются необоснованными, поскольку в силу положений ст. 17 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а поскольку МБДОУ д/с N г.о. Самара является бюджетным учреждением, созданным муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий местного самоуправления г.о. Самара в сфере образования, то финансирование МБОУ осуществляет непосредственно учредитель, т.е. муниципальное учреждение городской округ Самара.
Несостоятелен довод жалобы и о том, что администрация осуществляла необходимые мероприятия в пределах бюджетных ассигнований предусмотренных бюджетом по устранению выявленных нарушений, поскольку Управлением Роспотребнадзора по Самарской области неоднократно выдавались предписания по устранению вышеуказанных нарушений, однако, администрацией г.о. Самара до настоящего времени не предприняты действия по включению указанных расходов ни на финансовый 2011, 2012 и 2013 г.г. Выявленные нарушения указывались Роспотребнадзором по Самарской области во всех предписаниях, срок исполнения по ним истек, и до настоящего времени нарушения не устранены.
Также не может быть принят во внимание довод о том, что суд, в резолютивной части не указал в какой доле, каждый из ответчиков должен исполнить решение суда, поскольку принято решение непосредственно о возложении обязанности на ответчиков произвести необходимые мероприятия в соответствии с процедурой предусмотренной законом, в связи с чем отсутствует необходимость определять данную обязанность в долях, в соответствии со ст. 207 ГПК РФ.
Таким образом, по мнению судебной коллегии, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь ст.328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Самара от 27.12.2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. о. Самара - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.