Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу представителя ОАО " А" (ОАО " А") - ФИО1 на постановление Железнодорожного районного суда г. Самары от 04.12.2013 года и решение судьи Самарского областного суда от 14.01.2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.4 КоАП РФ (N 5-169/2013),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Железнодорожного районного суда г. Самары от 04.12.2013 года юридическое лицо - ОАО " А" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 или ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, выразившееся в нарушении требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения либо в нарушении требований пожарной безопасности к системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях.
Решением судьи Самарского областного суда от 14.01.2014 года постановление Железнодорожного районного суда г. Самары от 04.12.2013 года оставлено без изменения.
В надзорной жалобе представитель ОАО " А" - ФИО1 ссылается на отсутствие доказательств вины ОАО " А" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.4 КоАП РФ, поскольку здания, находящиеся в эксплуатации у ОАО " А" по "адрес", построены до введения в действие Норм пожарной безопасности 104-03, 110-03 (введены в действие 18 и 20 июня 2003 года), соответствуют ранее действовавшим требованиям пожарной безопасности, ОАО " А" дважды привлекается к административной ответственности за одно и то же деяние, судом апелляционной инстанции допущено нарушение, выразившееся в рассмотрении жалобы юридического лица в отсутствие представителя юридического лица и без его надлежащего извещения. В связи с изложенным просит судебные решения отменить и прекратить производство по делу по основаниям, предусмотренным пп.1,2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, нахожу, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
Суд обоснованно признал ОАО " А" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.4 КоАП РФ, установив, что ОАО " А" повторно 08.11.2013 года нарушило требования пожарной безопасности во всех производственных и административных помещениях (административное здание, табельная начальника, комната кладовщика, цех дефектоскопии, механические мастерские, табельное здание), расположенных по "адрес", где отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации (нарушение ст.46 Федерального закона от 27.12.2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", ст.1,2 Федерального закона от 12.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", п.4, 14 Норм пожарной безопасности 110-03, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года N 315); отсутствует система оповещения и управления эвакуацией (нарушение ст.46 Федерального закона от 27.12.2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", ст.1,2 Федерального закона от 12.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пп.1.1, 5.1 табл. 2 Норм пожарной безопасности 104-03, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20.06.2003 года N 323).
Ранее ОАО " А" привлекалось к административной ответственности по ч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ (постановление от 28.03.2013 года - л.д.8-11) за нарушение требований пожарной безопасности, за которое подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Факт совершения ОАО " А" административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.4 КоАП РФ, подтверждается: распоряжением о проведении проверки от 30.09.2013 года ОАО " А" по "адрес"; актом проверки от 08.11.2013 года; постановлением о назначении административного наказания по чч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ от 28.03.2013 года; протоколом об административном правонарушении от 15.11.2013 года.
В соответствии с ч.5 ст.20.4 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 ст.20.4 КоАП РФ влечет административную ответственность.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Представителем ОАО " А" в ходе рассмотрения дела не представлено доказательств принятия всех необходимых мер по предупреждению совершенного административного правонарушения, каких-либо препятствий для соблюдения правил пожарной безопасности, в связи с чем суд обоснованно пришел к выводу о виновности ОАО " А" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.4 КоАП РФ.
Правильно отмечено судом, что отсутствие у ОАО " А" денежных средств само по себе не является обстоятельством, исключающим административную ответственность.Административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей, назначенное по постановлению главного государственного инспектора по пожарному надзору "адрес" от 28.03.2013 года, исполнено ОАО " А", что подтверждается платежным поручением от 30.04.2013 года (л.д.31).
Данное постановление от 28.03.2013 года ОАО " А" не обжаловалось в установленном законом порядке.
Доводы о том, что здания и сооружения, находящиеся в эксплуатации у ОАО " А" по "адрес", построены до введения в действие Норм пожарной безопасности 104-03, 110-03 (которые введены в действие в 2003 году), указанных в акте проверки от 08.11.2013 года, что исключает возможность их исполнения, безосновательны.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Статьей 37 Федерального закона N 69-ФЗ (в редакции от 02.07.2013 года N 185-ФЗ, действующей на момент совершения административного правонарушения) установлено, что на каждое предприятие (его руководителя) возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности, а также обязанность выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно ч.1 ст.46 Федерального закона от 27.12.2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (в редакции от 23.07.2013 года N 238-ФЗ, действующей на момент совершения административного правонарушения), со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Аналогичные положения содержатся в п.39 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.03.2007 года N 140 "Об утверждении Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения", в соответствии с которым требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
В данном случае нарушения требований пожарной безопасности, отраженные в акте проверки от 08.11.2013 года, представляют собой непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в зданиях ОАО " А", вследствие возможного возникновения пожара.
Доводы о том, что ОАО " А" дважды привлекается к административной ответственности за одно и то же деяние безосновательны, поскольку из поступивших административных дел N и N следует, что ОАО " А" привлечено к административной ответственности по ч.5 ст.20.4 КоАП РФ за повторное нарушение требований пожарной безопасности по каждому из объектов (зданий), расположенных по "адрес".
Утверждения о ненадлежащем извещении представителя ОАО " А" о месте и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции несостоятельны, поскольку в материалах дела имеется уведомление от 25.12.2013 года о рассмотрении дела по апелляционной жалобе представителя ОАО " А", назначенного к слушанию на 14.01.2014 года.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о виновности юридического лица - ОАО " А" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.4 КоАП РФ, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств по делу.
При изложенных обстоятельствах постановление Железнодорожного районного суда г. Самары от 04.12.2013 года и решение судьи Самарского областного суда от 14.01.2014 года являются законными и обоснованными, оснований для их отмены и прекращения производства по делу не имеется.
Существенных нарушений закона при рассмотрении дела не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Железнодорожного районного суда г. Самары от 04.12.2013 года и решение судьи Самарского областного суда от 14.01.2014 года оставить без изменения, надзорную жалобу представителя ОАО " А" - ФИО1 без удовлетворения.
В соответствии со ст.30.13 ч.3 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных постановлений возможно путем подачи надзорной жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда подпись С.И. Шкуров
Копия верна:
Заместитель председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.