Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н. (докладчик),
судей: Сивохина Д.А., Самариной Е.Г.,
при секретаре Салихове Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ерошиной Г.М. на решение Октябрьского районного суда г. Самара Самарской области от 23 декабря 2013 года, с участием представителя Ерошиной Г.М. - Рослякова В.Н. (по доверенности),
УСТАНОВИЛА:
Ерошина Г.М. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, указав, что является пользователем земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес". ДД.ММ.ГГГГ Ерошина Г.М. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением N о предоставлении указанного земельного участка в собственность для садоводства на основании ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2006 N94-ГД "О земле". ДД.ММ.ГГГГ ею получен отказ в предоставлении земельного участка в связи с тем, что по информации Министерства лесного хозяйства (письмо от ДД.ММ.ГГГГ N), испрашиваемый земельный участок находится в границах лесов, расположенных на землях иных категорий в квартале N Самарского лесничества. Считает решение Министерства имущественных отношений Самарской области незаконным, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в границах г.о. Самара, относится к землям населенных пунктов (разрешенное использование под садоводство) и не является лесным участком. Согласно ответу Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы N 61 от 26 апреля 2001 года, земельный участок расположен в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5). Кроме того, указала, что в приложении к решению Министерства имущественных отношений Самарской области отсутствует письмо Министерства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ N и сведения из Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о наличии либо отсутствии обременении и ограничений в использовании испрашиваемого земельного участка.
Уточнив в ходе судебного разбирательства свои требования, заявитель просила признать незаконным ответ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (письмо от ДД.ММ.ГГГГ N), выданный на запрос Министерства имущественных отношений Самарской области; признать незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в предоставлении в собственность Ерошиной Г.М. земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; обязать Министерство принять к рассмотрению заявление Ерошиной Г.М. от ДД.ММ.ГГГГ (регистрационный номер N) о предоставлении в собственность бесплатно данного земельного участка под садоводство.
Решением Октябрьского районного суда г. Самара Самарской области от 23 декабря 2013 года заявление Ерошиной Г.М. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Ерошина Г.М. в лице представителя по доверенности просит решение суда отменить, требования удовлетворить, ссылается на недоказанность принадлежности испрашиваемого земельного участка к лесным участкам.
В суде апелляционной инстанции представитель заявителя - Росляков В.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал, дал объяснения, аналогичные изложенным в ней.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сказочкина В.Н., объяснения участвующего в деле лица, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года N 67 органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, в настоящее время является Министерство имущественных отношений Самарской области.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Согласно п. 2.4 Порядка Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Ерошина Г.М. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" площадью "данные изъяты" кв.м, для садоводства.
Согласно информации, поступившей в рамках межведомственного взаимодействия из Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, испрашиваемый земельный участок находится в границах лесов, расположенных на землях иных категорий в квартале N Самарского лесничества. В соответствии с Постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда Самарской области от 10.03.2009 по делу NА55-15555/2008 и Определением Арбитражного суда Самарской области от 28.02.2011. по делу N А55-15555/2008 лесные участки, расположенные в Самарском лесничестве, министерством исключены в государственном лесном реестре из состава лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, по состоянию на 01.01.2011 и отражены как лесные участки на землях иных категорий.
Данный ответ Минлесхоза Самарской области носит информационный характер, не является ни решением, ни действием, содержащим властное волеизъявление, следовательно не может быть обжалован по правилам главы 25 ГПК РФ.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в предоставлении указанного земельного участка на том основании, что лесные участки в составе земель населенных пунктов не подлежат приватизации как относящиеся к земельным участкам общего пользования.
Согласно ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
В силу ч. 1, 4, 6 ст. 11 Лесного кодекса РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.
Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается.
Согласно п. 11 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, п. 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ городские леса используются и предназначаются для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Исходя из приведенных норм, как правильно указал суд, пользование лесами осуществляется на принципе их общедоступности, что позволяет сделать вывод, что лесные участки, том числе в составе земель населенных пунктов, относятся к территориям общего пользования, которыми праве беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц.
В соответствии с ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Факт нахождения испрашиваемого земельного участка в границах лесов, расположенных на землях иных категорий в квартале N Самарского лесничества, подтверждается предоставленной по запросу суда информацией Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, согласно которой местонахождение участка определено в путем ввода координат Х и Y в программу ГИС ИНГЕО и соотнесено со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, а также выкопировкой из материалов лесоустройства Самарского лесничества, оснований не доверять которым у суда не имелось.
Доводы заявителя о том, что участок находится в границах г.о. Самара и отнесен к землям населенных пунктов, не исключает его нахождение в составе лесов, поскольку Лесной кодекс РФ прямо предусматривает возможность расположения лесных участков на землях иных категорий, в том числе землях населенных пунктов, а не только землях лесного фонда.
При таких обстоятельствах отказ Министерства в предоставлении земельного участка по мотиву его нахождения в границах лесов, расположенных на землях иных категорий, в отношении которых федеральным законом установлен запрет на приватизацию, как относящихся к земельным участкам общего пользования, является правильным, вынесенным в рамках полномочий заинтересованного лица в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы об ошибочности выводов суда о принадлежности испрашиваемого земельного участка к городским лесам, противоречат материалам дела и ничем не подтверждаются. Каких-либо данных, позволяющих усомниться в фактическом расположении земельного участка в границах квартала N Самарского лесничества, в жалобе не приводится.
Согласно ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Самара Самарской области от 23 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ерошиной Г.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.