Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Ермаковой Е.И.,
судей - Черкуновой Л.В. и Емелина А.В.
при секретаре - Подусовской В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 16.01.2014 г., которым постановлено:
"Исковые требования Муфтахутдиновой Вильи Каримовны удовлетворить.
Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Муфтахутдиновой Вилье Каримовне с составом семьи 9 человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления в рамках действующего законодательства".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ермаковой Е.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мифтахутдинова В.К. обратилась в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование своих требований истец указала, что ее семья проживает по адресу: "адрес", занимая квартиру общей площадью 44,70 кв.м., жилой площадью 36,50 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ ее семья в составе 7 человек была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании решения исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов г. Куйбышева N N. В 2013 г. очередь семьи истца в списке - 1139, состав семьи - 10 человек. Кроме нее и членов ее семьи в квартире зарегистрирован брат ее умершего мужа - М.Н., который членом ее семьи не является.
Распоряжением первого заместителя главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N N "О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу" жилой дом по вышеуказанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 3.2 данного распоряжения Департаменту управления имуществом городского округа Самара рекомендовано предоставить до конца 2008 г. гражданам, занимающие жилые помещения в указанном доме по договору социального найма, другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме, в котором она проживает с семьей, произошел пожар, в результате которого помещения квартиры "адрес" пролиты средствами пожаротушения. В связи с данным обстоятельством проживание в данной квартире невозможно.
Ссылаясь на положения ст. 57 п. 1 Жилищного кодекса РФ, на то, что вышеуказанным распоряжением на Департамент управления имуществом г.о. Самара возложена обязанность по предоставлению жилых помещений, однако Департамент от выполнения данной обязанности уклоняется, истец просила суд обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить им жилое помещение на состав семьи 9 человек по норме предоставления согласно действующему законодательству.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом городского округа Самара просит отменить решение суда как незаконное.
В заседание судебной коллегии представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара не явился, о рассмотрении дела ответчик извещен надлежащим образом.
Мифтахутдинова В.К. в заседании судебной коллегии возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, считает его правильным.
На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Судом установлено, материалами дела подтверждается, что семья Мифтахутдиновой В.К. проживает по адресу: "адрес", занимая по договору социального найма квартиру общей площадью 44,70 кв.м., жилой площадью 36,50 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ семья истца в составе 7 человек была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании решения исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов г. Куйбышева N N.
В 2013 г. очередь семьи истца в списке - 1139, состав семьи согласно списку - 10 человек. Между тем, истец указывает, что состав ее семьи составляет 9 человек. Кроме нее и членов ее семьи в квартире зарегистрирован брат ее умершего мужа - М.Н., который членом ее семьи не является.
Распоряжением первого заместителя главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N N "О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу" жилой дом по вышеуказанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу.
Пунктом 3.2 данного распоряжения Департаменту управления имуществом городского округа Самара рекомендовано предоставить до конца 2008 г. гражданам, занимающие жилые помещения в указанном доме по договору социального найма, другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме, в котором проживает истец с семьей, произошел пожар, в результате которого помещения квартиры "адрес" пролиты средствами пожаротушения.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что юридически значимыми по настоящему делу обстоятельствами являются: факт признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, жилого помещения - непригодным для проживания, а также нуждаемость в получении жилого помещения по договору социального найма. При этом нуждаемость гражданина в соответствии со статьей 49 проверяется органом местного самоуправления в установленном законе порядке.
Установлено, что до настоящего времени жильё по договору социального найма истцу не предоставлено.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
При этом положения п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Как нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. При этом отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 376-О-П).
При указанных обстоятельствах, учитывая, что жилье семьи истца в установленном законом порядке признано непригодным для проживания, семья поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма, а также то, что законом на органы местного самоуправления г.о. Самары (в данном случае уполномоченным органом является Департамент управления имуществом г.о. Самара) возложена обязанность по внеочередному предоставлению жилого помещения по договору социального найма, однако данная обязанность в отношении истца Департаментом необоснованно не исполняется, суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные исковые требования о возложении на Департамент управления имуществом г.о. Самара обязанности предоставить Мифтахутдиновой В.К. жилое помещения по договору социального найма, подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, правильно применяя положения законодательства, регулирующего правоотношения сторон, суд обоснованно удовлетворил исковые требования, обязав Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Мифтахутдиновой В.К. жилое помещение на состав семьи 9 человек по норме представления, согласно действующему законодательству.
При данных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по изложенным мотивам.
Судебная коллегия полагает, что обстоятельствам дела и добытым доказательствам судом дана правильная, соответствующая материалам дела оценка, выводы суда основаны на требованиях действующего законодательства, решение суда является мотивированным, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Вместе тем, учитывая, что фамилия истца в резолютивной части решения искажена, резолютивная часть решения подлежит уточнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары 16 января 2014 г. по существу оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения, изложив ее в следующей редакции:
"Исковые требования Мифтахутдиновой Вильи Каримовны удовлетворить.
Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Мифтахутдиновой Вилье Каримовне с составом семьи 9 человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления в рамках действующего законодательства".
Определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.