Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Захарова С.В.,
судей - Сивохина Д.А. (докладчик) и Лазаревой М.А.,
при секретаре - Овчииникове С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Улановой Т.Г. на решение Советского районного суда г.Самары от 17 января 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований Улановой Т.Г. о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Улановой Т.Г. - Бажина А.А. в поддержание доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Уланова Т.Г. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка.
В обоснование заявления указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью 1680 кв.м., под садоводство.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ N Министерство отказало ей в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка на том основании, что в границах земельного участка находятся зеленые насаждения, сославшись при этом на пункт 4.1 СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных Постановлением Главы городского округа Самара N404 от 10 июня 2008 года, а также на пункты 6.1 и 6.4 приказа Госстроя РФ от 15 декабря 1999 года "Об утверждении правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ" (л.д. 9-10).
С указанным решением Уланова Т.Г. не согласна, поскольку к Министерству не относятся полномочия по благоустройству и озеленению территории, а также по использованию, охране и защите воспроизводства городских лесов. Кроме того, Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара утвердил схему расположения испрашиваемого земельного участка, земельный участок поставлен на кадастровый учет. Земельный Кодекс не содержит запрета на предоставление земельного участка в собственность гражданина в случае нахождения на нем зеленых насаждений.
Полагая, что оспариваемый отказ Министерства нарушает её право на бесплатное получение земельного участка в собственность, просила признать незаконным отказ Министерства в предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка по адресу: "адрес", площадью 1680 кв.м., под садоводство и возложить на Министерство обязанность предоставить ей в собственность бесплатно данный земельный участок.
В судебном заседании представитель заявителя Бажин А.А. заявленные требования поддержал.
Представитель Министерства просила в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на то, что оспариваемое решение принято на основании действующего закона.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить как постановленное с неправильным применением норм материального права, вынести по делу новое решение об удовлетворении её требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Частью 1 ст. 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
В силу ст. 9 Закона Самарской области "О земле" (в редакции от 09.04.2012г.) предоставление в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, за исключением, случаев, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Самарской области (пункт 1).
Согласно ч. 2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ.Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством (далее - Порядок).
В силу п. п. 2.1, 2.2. Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю с приложением документов, указанных в приложении N 2 к настоящему Порядку.
Согласно п. 2.4 Порядка, Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку.
В целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством, министерство или по его поручению соответствующее государственное учреждение Самарской области осуществляет осмотр земельного участка на местности. Результаты осмотра земельного участка оформляются актом осмотра земельного участка.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Уланова Т.Г. обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении в соответствии со ст. 9 Закона Самарской области "О земле" в собственность бесплатно земельного участка, площадью 1680 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" площадью 1680 кв.м., под садоводство.
Заявление принято Министерством к рассмотрению.
Судом установлено, что заявителем проведена процедура по утверждению схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, получено соответствующее распоряжение Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ N, земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер N, кадастровый паспорт земельного участка представлен в Министерство.
Уведомлением N от ДД.ММ.ГГГГ Министерство отказало Улановой Т.Г. в предоставлении и спрашиваемого земельного участка в связи с тем, что комиссией по проведению осмотра испрашиваемого в собственность земельного участка установлено, что в границах земельного участка находятся зеленые насаждения (деревья).
Факт нахождения на испрашиваемом земельном участке зеленых насаждений подтверждается актом осмотра от N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-15) и не оспаривается заявителем.
Суд первой инстанции сделал вывод, что оспариваемый отказ дан Министерством в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с требованиями положений ЗК РФ, Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74 и отказ не нарушают права заявителя.
При этом суд исходил из того, что заявленная Улановой Т.Г. цель использования испрашиваемого земельного участка - под садоводство предполагает снос зеленых насаждений, на что Правилами Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных Постановлением Главы городского округа Самара N404 от 10 июня 2008 года, а также пунктами 6.1 и 6.4 Приказа Госстроя РФ от 15 декабря 1999 года "Об утверждении правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ" N153 наложен запрет.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, исходя также из того, что согласно пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемый заявителем отказ Министерства указанной норме закона соответствует, поскольку Министерством соблюдены указанные принципы.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что отказ Министерства от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" площадью 1680 кв.м., оспариваемый Улановой Т.Г., соответствует закону и не нарушает права заявителя.
В связи с чем, суд обоснованно отказал Улановой Т.Г. в удовлетворении требований, сделав правильный вывод о том, что оспариваемые действия Министерства соответствуют закону и не нарушают права и свободы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о том, что нахождение на испрашиваемом земельном участке зеленых насаждений не является препятствием его формированию и предоставлению, а также о том, что у заявителя не намерен уничтожать имеющиеся на испрашиваемом земельном участке, зеленые насаждения, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат нормам права, приведенным выше.
Другие доводы апелляционной жалобы также не содержат правовых оснований к отмене состоявшегося решения суда.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы решения, постановленного судом в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Самары от 17 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Улановой Т.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.