судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Гороховика А.С.,
судей Хаировой А.Х., Вачковой И.Г.,
при секретаре Елютиной И.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара по доверенности Фомичевой Ю.Г. на решение Кировского районного суда г. Самары от 29 января 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования Кондратьевой Н.Д., Ивановой Л.Д. к администрации г.о. Самара, администрации Кировского района г.о. Самара, департамента благоустройства и экологии администрации г.о. Самара о возмещении материального ущерба, причиненного падением дерева, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с департамента благоустройства и экологии администрации г.о. Самара в пользу Ивановой Л.Д. материальный ущерб, причиненный падением дерева, в размере 5810 руб. 06коп.
Взыскать с департамента благоустройства и экологии администрации г.о. Самара в пользу Кондратьевой Л.Д. материальный ущерб, причиненный падением дерева, в размере 40670 руб. 39 коп., расходы по оплате экспертного заключения в размере 8000 руб., изготовлению плана границ земельного участка от 09.12.13г. в размере 5500 руб., госпошлины в размере 1594 руб. 41 коп., услуг представителя в размере 12500 руб.
В остальной части иска отказать".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Хаировой А.Х., пояснения представителя Департамента благоустройства и экологии администрации г.о. Самара Зотовой Е.Н. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы Кондратьева Н.Д., Иванова Л.Д. обратились в суд с иском к ответчикам Администрации г.о. Самара, Администрации Кировского района г.о. Самара, Департаменту благоустройства и экологии администрации г.о. Самара о возмещении материального ущерба, компенсации морального вреда, судебных расходов. В обоснование заявленных требований указали, что истцам на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" и находящийся на этом участке гараж, общей площадью 77,7 кв.м. В результате порыва ветра 24.07.2013 года по указанному адресу со стороны уличного прохода произошло падение дерева на принадлежащий истцам гараж. До падения дерево располагалось на земельном участке, принадлежащем администрации г.о. Самара.25.07.2013 года по вызову истцов на место происшествия явился представитель администрации Кировского района г. Самара, отказался устранять последствия падения дерева. Повторное обращение истцов в администрацию района также было оставлено без ответа. В сентябре 2013 года, сломанное дерево было распилено сотрудниками администрации Кировского района и вывезено. 19.09.2013 года ответчики были приглашены (посредством письменного уведомления) на составление акта осмотра места падения дерева, не явились. Стоимость восстановительного ремонта гаража, согласно экспертному заключению N13/к-09-15, составила 89 905 рублей 06 копеек.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истцы просили взыскать с ответчиков в их пользу возмещение ущерба, причиненного падением дерева, в размере 89 905 рублей 06 копеек, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, судебные расходы,
связанные с оплатой оценки ущерба - 8 000 рублей, по оплате услуг представителя - 25 000 рублей, с оплатой госпошлины в размере 2 900 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара Фомичева Ю.Г. (по доверенности) просит решение суда отменить, считая его незаконным, постановленным при неправильном применении норм материального права. Указывает, что Департамент является ненадлежащим ответчиком по делу, Департамент не является собственником зеленых насаждений, произрастающих на территории г.о. Самара, бремя содержания данных насаждений, а также обязанности по спилу сухих и аварийных деревьев, не несет. Департамент не является причинителем вреда. Суд не принял во внимание, что дерево произрастало не на проспекте Кирова, а с другой стороны дома N 146 по проспекту Кирова, на внутриквартальной территории. Департамент не является собственником земельного участка, на котором произрастало дерево.
В судебном заседании судебной коллегии представитель ответчика Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара - Зотова Е.Н. (по доверенности) поддержала доводы апелляционной жалобы.
В силу ст. ст. 167, 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание истцов, представителей ответчиков администрации Кировского района г.о. Самара и Администрации г.о. Самара.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара Зотовой Е.Н. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения истцов на апелляционную жалобу, письменный отзыв представителя администрации Кировского района г.о. Самара на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, считает его правильным.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Из материалов дела усматривается, что истец Кондратьева Н.Д. является собственником 7/8 долей в праве общей долевой собственности на гараж, площадью 77,7 кв.м., расположенный по адресу: "адрес" истец Иванова Л.Д. - собственником 1/8 доли на тот же гараж.
Установлено, что 24.07.2013 года, в результате порыва ветра со стороны уличного прохода произошло падение дерева, произраставшего между забором Самарского областного государственного архива (пр. Кирова, 148) и гаражом истцов, расположенным по вышеуказанному адресу, в результате чего гаражу истцов причинены технические повреждены, а собственникам - материальный ущерб.
Данные обстоятельства подтверждаются фотокопиями, заявлениями Кондратьевой Н.Д. в Департамент благоустройства и экологии администрации г.о. Самара от 07.08.2013 года, в администрацию Кировского района г. Самара от 26.07.2013 года, прокурору Кировского района г. Самара от 23.08.2013 года, сообщением о погодных условий 24.07.2013 года ФГБУ "Приволжское УГМС" от 19.11.2013 года, показаниями свидетеля Кондратьева А.В., показаниями свидетеля Гурьянова С.Н.
Установлено, что упавшее дерево произрастало на территории, прилегающей к земельному участку, расположенному по адресу: "адрес", на расстоянии 1,88м от гаража.
По сведениям ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, земельный участок, на котором расположен гараж, поставлен на кадастровый учет и имеет кадастровый номер 63:01:0228002:529.
В материалы дела также представлены планы, согласно которым место положения дерева, упавшего на гараж, не относится к земельному участку, принадлежащему Кондратьевой Н.Д., Ивановой Л.Д.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Департамент благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара является самостоятельным юридическим лицом и функциональным органом администрации г.о. Самара, на который в соответствии с Правилами благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г.о. Самара, Положением о Департаменте благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара, возложены функции по благоустройству и надлежащему содержанию территории городского округа, включая озеленение; функции заказчика по содержанию объектов благоустройства, включая зеленые насаждения, а также обеспечение организации мероприятий, способствующих реализации положений Правил благоустройства, суд пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является Департамент благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара
Оценивая фактические обстоятельства дела и представленные доказательства, правильно применяя положения законодательства, регулирующего правоотношения сторон, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что причинение вреда имуществу истца имело место вследствие виновного бездействия Департамент благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара, не исполнившего надлежащим образом свои обязанности по содержанию зеленых насаждений, что привело к падению дерева на гараж истцов и причинение ему повреждений, в связи с чем, обоснованно возложил на Департамент обязанность по возмещению истцам ущерба в размере 46480 рублей 45 копеек, пропорционально их долям в праве общей долевой собственности на указанный гараж, то есть в пользу Кондратьевой Н.Д. - 40 670 рублей 39 копеек, Ивановой Л.Д. - 5810 рублей 06 копеек.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции. Отсутствие вины в причинении вреда имуществу истцов Департаментом не доказано. Соглашение о санитарном содержании территории, прилегающей к гаражу, между истцами и органом местного самоуправления, не заключалось.
В данном случае, функции по содержанию зеленых насаждений на территории городского округа Самара, и подготовке проектов постановлений Администрации городского округа Самара на снос зеленых насаждений, что невозможно без своевременного осмотра территории и выявления аварийных и сухих деревьев, действующими нормативно-правовыми актами возложены на Департамент благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара, администрации городского округа Самара.
В соответствии с п. 25 ч.1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил лагоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов
и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Постановлением Главы г.о. Самара от 10 июня 2008 г. N 404 утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г.о. Самара, в соответствии с п. 2 которых координацию и организацию деятельности по
благоустройству и надлежащему содержанию территории городского округа, сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов, озеленению территории городского округа, освещению улиц городского округа осуществляет Администрация городского округа Самара, территориальные органы Администрации городского округа Самара, уполномоченный отраслевой (функциональный) орган Администрации городского округа Самара.
Согласно п. 3 раздела 3 Правил, границы содержания и уборки территорий, на которых расположены здания, строения, сооружения, определяются границами земельных участков, определенных данными государственного кадастрового учета объектов недвижимости, а при отсутствии указанных данных - на основании соглашения между соответствующим хозяйствующим субъектом и территориальным органом Администрации городского округа Самара о надлежащем содержании территории. При заключении соглашения размер территории, подлежащей уборке, определяется исходя из следующего: для нежилых зданий: по длине - на длину здания плюс половина расстояния до соседнего здания, строения, в случае отсутствия соседних зданий - 25 метров; по ширине - от фасада здания до края проезжей части дороги, а в случаях: наличия местного проезда, сопровождающего основную проезжую часть улицы - до ближайшего к зданию бордюра местного проезда; устройства на магистралях бульваров - до ближайшего бордюра ближнего к зданию тротуара; устройства вокруг здания противопожарного проезда с техническим тротуаром -до дальнего бордюра противопожарного проезда; для нежилых зданий (комплекса зданий), имеющих ограждение - 25 метров от ограждения по периметру.
Настоящие Правила распространяются на зеленые насаждения на территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, парки, бульвары, детские, спортивные и спортивно-игровые площадки и площадки для выгула собак; зеленые насаждения на территории ограниченного пользования; зеленые насаждения специального назначения (п.1 гл. 26 разд. 8).
Пунктом 2 гл. 26 разд. 8 Правил определено, что положения настоящего раздела регулируют отношения, возникающие в сфере создания, содержания, охраны, учета и сноса зеленых насаждений, находящихся на земельных участках, расположенных на территории городского округа.
В силу п. 4 гл. 26 разд. 8 Правил выполнение функций по охране и содержанию зеленых насаждений, находящихся на земельных участках, расположенных на территории городского округа, осуществляется Администрацией городского округа Самара.
Вместе с тем, решением Думы г.о. Самара от 10.03.2011г. N 69 утверждено Положение "О Департамент благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара", согласно которому Департамент благоустройства и экологии является функциональным органом Администрации г.о. Самара, и в соответствии с п. 3.12 осуществляет функцию заказчика по проектированию, реконструкции, ремонту и содержанию объектов благоустройства, включая зеленые насаждения, природоохранных объектов и мероприятий экологической направленности др.
Департамент является самостоятельным юридическим лицом.
На основании п. 2.7 названного Положения, в функции Департамента входит обеспечение организации мероприятий, способствующих реализации положений правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара.
Пунктом 3.17 Положения предусмотрено, что Департамент осуществляет подготовку проектов постановлений Администрации городского округа Самара на снос зеленых насаждений.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Департамент не является надлежащим ответчиком, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку полномочия и функции по охране и содержанию зеленых насаждений, находящихся на земельных участках, расположенных на территории городского округа Самара, постановлением Главы г.о. Самара от 10 июня 2008 года N404 возложены на администрацию г.о.Самара, ее функциональные органы, каковым и является Департамент благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения судом не допущено.
Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Самары от 29 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара Фомичевой Ю.Г. (по доверенности) - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.