судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Гороховика А.С.,
судей - Сафоновой Л.А., Улановой Е.С.
при секретаре - Пряниковой Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Мустафина И.Л. на решение Промышленного районного суда г. Самары от 03 февраля 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Мустафина И.Л. к ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара о перерасчете трудовой пенсии, установлении размера заработной платы за определенный период - отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Гороховика А.С., выслушав объяснения Мустафина И.Л., поддержавшего доводы жалобы, возражения на доводы жалобы представителя УПФ РФ в Кировском и Промышленном районах г.о.Самара по доверенности Турукину И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мустафин И.Л. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Кировском и Промышленном районах городского округа Самары об установлении юридического факта получения заработной платы в определенном размере.
В обоснование исковых требований истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ ему назначена трудовая пенсия по старости. Размер пенсии установлен без учета сведений о заработной плате за 60 месяцев подряд за период с января 1976г. по декабрь 1981 г.
В период с января 1976 года по декабрь 1978 года он работал в Хворостянском районном объединении " "данные изъяты"", что подтверждается записями в трудовой книжке и справкой работодателя. Размер заработной платы за указанный период подтверждается архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ. N
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал "должность", а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ "должность", что подтверждается записями в трудовой книжке. Размер его заработной платы в период с января 1980 года по март 1981 года подтверждается архивной справкой о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ. N Как следует из указанной справки, книги лицевых счетов по начислению заработной платы за 1979 год на хранение в архив не поступали и не сохранились.
Исчисление размера пенсии, исходя из заработка в период с января 1976 года по декабрь 1981 года, позволило бы применить более высокий коэффициент отношения среднемесячной заработной платы работника к среднемесячной заработной плате по стране, что приведет к увеличению размера пенсии.
В период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ "должность", а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ "должность", он получал заработную плату, однако подтвердить размер заработной платы за 1979 год не может по объективным причинам, поскольку первичные документы не сохранились и на хранение в архив не поступали. Его вины в этом нет.
Размер заработной платы в 1979 году был аналогичен его заработной плате в
1980 году, подтвержденной архивной справкой. .
Период работы с января по декабрь 1979 года был включен в страховой стаж при назначении пенсии.
Согласно Постановлению Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 12декабря 1972г. N 842 "О повышении минимальной заработной платы рабочих и служащих с одновременным увеличением тарифных ставок и должностных окладов среднеоплачиваемых категорий работников, занятых в производственных отраслях народного хозяйства" минимальная заработная плата рабочих и служащих была увеличена до 70 рублей.
Таким образом, минимальная заработная плата в 1979 году составляла 70 рублей, среднемесячная заработная плата по стране за указанный период -168,4 рублей.
В связи с отсутствием подтверждающих документов он согласен на установление
размера заработной платы за период с января 1979 года по декабрь 1979 года в 70
рублей. . :
В соответствии со ст.ст. 15, 19, 39, 55 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, исходя из равенства прав и свобод граждан.
Как следует из Федерального закона от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовые пенсии могут состоять из двух частей, в том числе страховой (статья 5), которая рассчитывается при оценке пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 года, исходя из величины среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями либо государственными (муниципальными) органами (ст. 30).
Получение гражданами заработной платы в определенном размере относится к числу фактов, от которых зависит возникновение определенных существенных прав у данных лиц, и законодателем представлена возможность заинтересованному лицу выбрать наиболее выгодный для него вариант определения пенсионного капитала, при котором применяется порядок подтверждения среднемесячного заработка, действовавшего до дня вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 г.
Ссылаясь на изложенное, Мустафин И.Л. просил суд установить факт получения им заработной платы за период с 01.01.1979 г. по 31.12.1979 г. в размере 70 руб. ежемесячно.
В ходе судебного разбирательства, истец уточнил исковые требования, также просил суд обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Мустафин И.Л. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить, установить юридический факт получения заработной платы за период с 01.01.1979 г. по 31.12.1979 г. в размере 70 руб. ежемесячно.
В заседании суда апелляционной инстанции Мустафин И.Л. поддержал доводы апелляционной жалобы.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика возражала против удовлетворения жалобы.
Исследовав доказательства по делу, выслушав объяснения лиц, участвующих в заседании судебной коллегии, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в то время как под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 01 января 2002 года, учитываемая при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, а под пенсионными правами граждан следует понимать расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01 января 2002 года, с учетом которого определяется страховая часть трудовой пенсии. После вышеуказанной даты (01.01.2002 года), учитываются начисленные страховые взносы, сведения о которых содержатся на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
При этом, оценка пенсионных прав застрахованных лиц может производиться в порядке, предусмотренном пунктом 3 либо пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в общий трудовой стаж включаются периоды работы и иной деятельности в календарном порядке, при этом, в указанный стаж не включаются периоды учебы, ухода за детьми в возрасте до 3-х лет и т.д.
Согласно пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в общий трудовой стаж включаются все периоды работы и иной деятельности, предусмотренные законодательством, действовавшим до 01 января 2002 года, в том числе и периоды учебы, периоды выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства и.т.д.
В силу п. 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Минтруда РФ N 16, ПФ РФ N 19па от 27.02.2002, среднемесячный заработок застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях для исчисления пенсии принимаются также: справки налоговых органов о декларированных доходах лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов с указанных доходов; справки Пенсионного фонда Российской Федерации о доходах лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, в отношении которых применяется упрощенная система налогообложения, или единый налог на вмененный доход; свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении формы свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 36, ст. 4526), выдаваемое территориальным органом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, в отношении индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии с Федеральным законом "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"; справки работодателя (лица, оплатившего работу или услугу) об оплате по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, с отметкой об уплате страховых взносов; расчетные книжки или справки, выданные профсоюзными органами, с участием которых были заключены договоры о работе лиц у отдельных граждан, с указанием заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации, занятых на государственных предприятиях и в организациях бытового обслуживания населения; копии лицевых счетов, выдаваемые архивными организациями.
Как следует из разъяснительно-методического письма Минтруда РФ N 8389-ЮЛ, ПФ РФ N ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001 "О некоторых вопросах определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников" в случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Мустафин И.Л. ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в "данные изъяты"; ДД.ММ.ГГГГ переведен "данные изъяты", где работал по ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается трудовой книжкой. Из архивных справок, представленных Администрацией муниципального района Хворостянский Самарской области, и выданных на основании лицевых счетов по начислению заработной платы, усматривается размер заработной платы истца за 1976 г., 1977 г., 1978 г., 1980 г. и частично 1981 г. Также указано, что книги лицевых счетов по начислению заработной платы за 1979 год в архив не
поступали.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Мустафин И.Л. в ходе судебного разбирательства доказательств бесспорно свидетельствующих об индивидуальном размере своей заработной платы (отсутствуют сведения о наличии либо отсутствии отвлечений от основной работы, административных отпусков, больничных листов и т.д.) за период с 01.01. по 31.12.1979 г., в размере 70 рублей, суду не представил.
В обоснование своих требований, истец ссылается на Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 12.12.1972 г, N 842, согласно которому минимальная заработная плата рабочих и служащих была увеличена до 70 руб.
Суд обоснованно не принял во внимание, данное постановление, поскольку оно не относится к документам, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка истца.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что доказательств подтверждающих индивидуальный характер заработка истца суду не представлен, усредненные показатели (средние данные о заработной плате по организации, отрасли, региону) использоваться для подтверждения среднемесячного заработка конкретного застрахованного лица не могут, суд обоснованно в удовлетворении исковых требований Мустафина И.Л. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Кировском и Промышленном районах городского округа Самары об установлении размера заработной платы и перерасчете размера трудовой пенсии отказал.
Доводы Мустафина И.Л. в апелляционной жалобе о том, что суд вышел за рамки исковых требований, поскольку требований о перерасчете трудовой пенсии им не заявлялось, не могут быть приняты во внимание, как следует из протокола судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований, а именно: обязать ответчика произвести перерасчет размере пенсии. Замечания на протокол судебного заседания Мустафин И.Л. не подавал.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г. Самары от 03 февраля 2014 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Мустафина И.Л. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.