Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Шабаевой Е.И.,
судей - Лазаревой М.А. и Сивохина Д.А.
при секретаре - Гапотченко Е.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Бреева А.В. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 5 февраля 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Бреева А.В. о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области - отказать".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бреев А.В. в лице представителя по доверенности Кузовенковой Ю.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (МИО Самарской области) в предоставлении земельного участка.
В обоснование требований указал, что является собственником земельного участка по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в МИО Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно смежного земельного участка по адресу: "адрес", площадью 920,00 кв.м, под садоводство, на что получил отказ от ДД.ММ.ГГГГ мотивированный тем, что в соответствии с Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.01 N61, градостроительные регламенты в пределах рассматриваемой территории не установлены.
ДД.ММ.ГГГГ заявитель повторно обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка, под огородничество. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ полученным ДД.ММ.ГГГГ., Министерство отказало в предоставлении земельного участка по тем же основаниям.
Считает отказ незаконным, нарушающим его права, поскольку на момент подачи ДД.ММ.ГГГГ заявления о предоставлении земельного участка действовали Карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г.о. Самара, утвержденных Решением Думы г.о. Самара от 15.07.2010 N 951, в соответствии с которыми данный земельный участок расположен в зоне малоэтажной застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж1-2). Использование земельного участка под садоводство в указанной зоне соответствует основным видам разрешенного использования. Однако Министерство нарушило сроки рассмотрения заявления, Карты градостроительного зонирования в этот период были отменены, что послужило основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, заявитель просил суд признать незаконным решение МИО Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ему в собственность земельного участка, площадью 920,00 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; обязать Министерство устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем возобновления рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении названного земельного участка.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Бреев А.В. в лице представителя по доверенности Кузовенковой Ю.А. просит решение суда отменить, требования удовлетворить.
Представитель МИО Самарской области - Екатеринин И.И. (по доверенности) просил решение суда оставить без изменения.
В заседание суда апелляционной инстанции Бреев А.В., представитель ДСА г.о. Самара не явились, извещены надлежащим образом, об отложении дела не просили.
Рассмотрев дело в порядке главы 25 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены
Согласно ч.2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Согласно Постановлению Правительства Самарской области от 13.06.2006 года N67 органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, является Министерство имущественных отношений Самарской области.
В соответствии с п.2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N74, при выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Бреев А.В. обратился в МИО Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью 920,00 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", для огородничества.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений, со ссылкой на информацию, предоставленную Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара, отказало Брееву А.В. в предоставлении земельного участка, поскольку градостроительные регламенты на указанный земельный участок не установлены.
Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" (в редакции, действовавшей в отношении заявлений о предоставлении земельных участков, поступивших в уполномоченные органы до 01.07.13) земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.
Согласно п. п. 6, 7, 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Территориальные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу п.4 ст. 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
Как следует из письма Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 11.07.2013г., в чьи полномочия входит ведение информационных систем, включающих сведения о принадлежности земельных участков в г.о. Самара к той или иной территориальной зоне, а также о соответствующих видах разрешенного использования земельных участков, испрашиваемый земельный участок по адресу: г.Самара, Куйбышевский район, ул.Петропавловская, участок N16Б, расположен в границах г.о. Самара. По Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.01.2001 N61, градостроительные регламенты на указанный земельный участок не установлены. Виды разрешенного использования не определены.
Отсутствие градостроительных регламентов не позволяет установить соответствие цели использования земельного участка - под огородничество разрешенным видам использования данной территории.
Сведений о том, что в отношении испрашиваемого земельного участка уполномоченным органом принято решение об определении территориальной зоны, не имеется.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что принятие Министерством имущественных отношений решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка не представляется возможным.
Доводы заявителя о том, что при его обращении в 2011г. в Министерство действовали Карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа Самары, утв. Решением Думы городского округа Самара от 15.07.2010г. N951, в соответствии с которыми спорный земельный участок был отнесен к зоне малоэтажной застройки индивидуальными блокированными жилыми домами (Ж1-2), однако Министерство затянуло сроки рассмотрения его заявления, не имеют правового значения при рассмотрении настоящего дела. При принятии оспариваемого решения Министерство правомерно руководствовалось законодательством, действовавшим на момент обращения Бреева А.В. с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ. Решение Думы городского округа Самара от 15.07.2010 N 951 "Об утверждении Правила землепользования и застройки городского округа Самара" определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ признано недействующим с момента его принятия.
Доводы жалобы о том, что до утверждения карт градостроительного зонирования в отношении земельных участков, правовой режим которых не определен, по-прежнему действуют Правила землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденные Решением Думы городского округа Самара от 15.07.2010 N 951, основаны на неправильном толковании закона.
Ссылка заявителя в обоснование своих требований на статью 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" (в редакции, действовавшей на момент обращения в Министерство), в соответствии с которой до утверждения на территории муниципального образования, в границах которого испрашивается земельный участок, правил землепользования и застройки земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в случаях, предусмотренных настоящей частью, без учета зонирования территории, проводимого в соответствии с градостроительным законодательством, является несостоятельной, поскольку положения данной статьи применялись в случае отсутствия на территории муниципального образования правил землепользования и застройки. В данном случае, как указано выше, испрашиваемый земельный участок находится на территории г.о. Самара, в котором действуют Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные Постановление Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61.
Иных доводов, которые опровергали бы выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 5 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.