судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Шабаевой Е.И.
судей: Лазаревой М.А. и Сивохина Д.А.
при секретаре: Гапотченко Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Гранкиной Т.П. на решение Октябрьского районного суда г.Самары от 31 января 2014 года, которым постановлено:
"Заявление Гранкиной Т.П. оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гранкина Т.П. в лице представителя по доверенности Челнакова С.С. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью 357 кв.м, под садоводство. Основанием для отказа послужило наличие на испрашиваемом земельном участке зеленых насаждений (деревьев), а также наложение испрашиваемого участка на границы сложившихся землепользований.
С таким решением заявитель не согласна, считает, что наличие деревьев не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, ссылается на выданное ей администрацией Советского района г.о. Самара разрешение на снос аварийных деревьев. Также указывает, что испрашиваемый участок не имеет наложений на земельные участки, поставленные на кадастровый учет, не находится в красных линиях, не относится к территории общего пользования, каких-либо обременений в его использовании не установлено.
С учетом уточнений просила суд признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении ей в собственность земельного участка, расположенного в кадастровом квартале N по адресу: "адрес", площадью 357 кв.м, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ N как несоответствующий п. 4 ст. 28 ЗК РФ и обязать Министерство направить в Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории с указанными координатами и в течение 14 рабочих дней с даты вынесения судом решения по делу, а также признать незаконным действия (бездействия) Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара, выразившиеся в сообщении от ДД.ММ.ГГГГ N о том, что испрашиваемый земельный участок с указанными координатами, имеет наложение границ со сложившимися землепользователями; обязать Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара в месячный срок с момента вынесения решения сообщить надлежащую информацию.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Гранкина Т.П. в лице представителя по доверенности Челнакова С.С. просит решение отменить, требования удовлетворить.
В суде апелляционной инстанции представитель заявителя по доверенности - Челнаков С.С. поддержал апелляционную жалобу в полном объеме.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности Екатеринин И.И. возражал против доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.06 N74.
В соответствии с п.2.4 Порядка Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку.
В целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством, Министерство или по его поручению соответствующее государственное учреждение Самарской области осуществляет осмотр земельного участка на местности. Результаты осмотра земельного участка оформляются актом осмотра земельного участка.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Гранкина Т.П. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка, площадью 357 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", под садоводство.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Самарской области отказало Гранкиной Т.П. в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что комиссией по проведению осмотра земельного участка установлено наличие зеленых насаждений в границах рассматриваемого земельного участка (акт осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N). Также основанием для отказа послужила информация Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ о наложении границ испрашиваемого объекта на границы сложившихся землепользований.
В силу ч.1, ч.2 ст.61 Федерального закона от 10.01.02 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.
Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Таким образом, земли, занятые зелеными насаждениями, в границах населенных пунктов в силу прямого указания федерального закона отнесены к территориям зеленого фонда городских и сельских поселений, на использование которых для целей, не соотносящихся с осуществлением такими территориями функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения, установлен запрет.
Помимо этого, действующие Правила благоустройства территории городского округа Самара, утвержденные Постановлением Главы г.о. N404 от 10.06.2008, устанавливают запрет на уничтожение и повреждение деревьев, кустарников и газонов на земельных участках, на которых расположены зеленые насаждения, и обязывают землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, при использовании земельных участков обеспечивать сохранность зеленых насаждений (п.п.7,10 главы 27 Правил).
Факт наличия на испрашиваемом земельном участке зеленых насаждений (деревьев) - клен ясеневидный, вяз мелколистный, лицами, участвующими в деле, не оспаривается, подтвержден актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ N и информацией, предоставленной Департаментом благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара по запросу суда.
Кроме того, из акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ N усматривается, что на испрашиваемом земельном участке находятся бетонные плиты, навал грунта, участок частично огорожен забором. Присутствовавшая при осмотре Гранкина Т.П. указала в акте в качестве замечаний, что находящиеся железобетонные плиты на участке ей не принадлежат.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о возможном наличии на испрашиваемый земельный участок прав третьих лиц, что также является препятствием в его предоставлении по ст. 9 Закона Самарской области "О земле".
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что правовых и фактических оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность не имелось, и обоснованно отказал в удовлетворении заявления Гранкиной Т.П. о признании отказа Министерства незаконным.
Также у суда отсутствовали основания для возложения на Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара обязанности сообщить надлежащую информацию о неналожении испрашиваемого земельного участка на границы сложившихся землепользований, поскольку в письме от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда Департамент признал ранее предоставленную информацию ошибочной.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ошибочная информация Департамента повлекла необоснованный отказ в предоставлении земельного участка, являются несостоятельными. Оспариваемое решение Министерства имущественных отношений признано судом законным по иным, приведенным выше, основаниям.
Доводы жалобы о том, что нахождение на испрашиваемом земельном участке аварийных деревьев не может препятствовать предоставлению такого участка, со ссылкой заявителя на разрешение на снос аварийных деревьев, выданное администрацией Советского района г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ, о незаконности оспариваемого отказа не свидетельствует, поскольку соответствующее разрешение в Министерство имущественных отношений Самарской области представлено не было. Кроме того, разрешение выдано не только на снос деревьев в количестве 21 шт., но и на санитарную обрезку деревьев в количестве 3 шт., которая предполагает сохранение данных насаждений. Приведенными выше нормами федерального закона прямо предусмотрен запрет на предоставление земельных участков из состава территорий зеленого фонда городских поселений для целей хозяйственной и иной деятельности, не соотносящихся с осуществлением такими территориями функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Иных доводов, которые опровергали бы выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 -330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Самары от 31 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.