Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Шабаевой Е.И.,
судей - Сивохина Д.А. (докладчик) и Захарова С.В.,
при секретаре - Моревой Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Зориной Н.А. на решение Сызранского городского суда Самарской области от 30 января 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования Зориной Н.А. к Администрации городского округа Сызрань о признании бездействия незаконным и понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения Зориной Н.А. и Морозова А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зорина Н.А. обратилась в суд с иском к администрации городского округа Сызрань Самарской области (далее - администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по переселению истца, ее сына Морозова А.В., дочери Шульц М.С. и ее внучки ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения из аварийного жилого помещения и о возложения на администрацию обязанности по переселению ее и ее семьи из занимаемого аварийного жилого помещения в благоустроенное жилое помещение применительно к условиям населенного пункта, общей площадью не менее занимаемого аварийного жилого помещения, отвечающего установленным требованиям в черте г.Сызрань.
В обоснование заявленных требований указала, что совместно с детьми и внучкой зарегистрирована и проживает в квартире N, находящейся в доме N по "адрес". Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ N дом признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения о признании жилого дома непригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ N. Полагала, что поскольку в связи с признанием указанного жилого дома непригодными для постоянного проживания у них возникло право на получение жилых помещений по договорам социального найма вне очереди, постольку администрация обязана предоставить им соответствующие жилое помещение равнозначное по общей занимаемому в черте г.Сызрань.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Шульц М.С., Морозов А.В. и жилищный отдел администрации г.о.Сызрань (л.д. 14).
В судебном заседании Зорина Н.А. и Шульц М.С. заявленные требования поддержали, Морозов А.В. просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители администрации Рудаева Ю.М. и Добрякова Э.И. в судебном заседании возражали против требований Зориной Н.А., ссылаясь на то что со стороны администрации бездействия по вопросу отселения Зориной Н.А. и ее семьи не допущено, согласно Приложению N 1 к Постановлением Администрации г.о. Сызрань от 28.04.2009 г. N 1125, которым утверждена целевая программа г.о. Сызрань "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания на территории г.о. Сызрань" на 2009-2015 годы" жилой дом включен в список муниципальных жилых домов, подпадающих под статус аварийного и непригодного для проживания жилья. В соответствии с разделом 2 названной целевой программы мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должны быть реализованы в течение 2009-2015 годов. Кроме того Зорина Н.А. и члены ее семьи на учете нуждающихся в жилом помещении не состоят.
Судом постановлено вышеуказанное решение (л.д. 44-47).
В апелляционной жалобе Зорина Н.А. просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным, подлежащим отмене ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела (л.д. 53-56).
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Зорина Н.А., ее дочь Шульц М.С., сын Морозов А.В. и внучка ФИО16 на основании договора социального найма проживают в двух комнатах жилой площадью 73,23 кв.м расположенных в трехкомнатной квартире "адрес", предоставленной Зориной Н.А. на основании договора социального найма N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7, 13).
Постановлением заместителя главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ N на основании заключений межведомственной комиссии о признании жилых домов, в том числе дома "адрес" непригодными для постоянного проживания, указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения жильцов из указанного дома не позднее 2015 года (л.д. 6).
Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена целевая программа г.о. Сызрань "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания на территории г.о. Сызрань" на 2009-2015 годы".
Согласно Приложению N 1 к указанному постановлению, жилой дом "адрес" включен в список муниципальных жилых домов, подпадающих под статус аварийного и непригодного для проживания жилья.
В соответствии с разделом 2 названной целевой программы мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должны быть реализованы в течение 2009-2015 годов.
Из материалов дела следует, что в установленном законом порядке нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма Зорина Н.А. и члены ее семьи не признаны.
Разрешая дело, суд первой инстанции руководствуясь положениями абзаца 2 пункта 49 Постановления Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 года "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" согласно которым на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-строительных работ, пришел к правильному выводу об отсутствии бездействия со стороны администрации по вопросу отселения истца и Зориной Н.А. и ее семьи из жилого помещения, признанного непригодным для проживания, при этом суд обоснованно исходил из того, что жилой дом N по "адрес" включен в список муниципальных жилых домов, подпадающих под статус аварийного и непригодного для проживания и проживающие в нем граждане подлежат отселению в срок до 2015 года в рамках целевой программы г.о. Сызрань "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания на территории г.о. Сызрань" на 2009-2015 годы", утвержденной Постановлением администрации от 28 апреля 2009 года N 1125.
Судебная коллегия не может согласится с доводами апелляционной жалобы о том, что признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции является достаточным основанием для предоставления жилого помещения по договору социального найма вне очереди по следующим основаниям.
По смыслу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции предусмотрена возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Согласно статье 49 (часть 2) Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Статья 52 (часть 1) Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, регламентировано статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой же статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, исходя из указанных норм в их взаимосвязи предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, по общему правилу является нахождение того или иного малоимущего лица на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Для обеспечения истца и членов ее семьи жилыми помещениями во внеочередном порядке по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, им следует встать на жилищный учет, для чего необходимо в установленном законом порядке обратиться в администрацию и предоставить документы, подтверждающие право истцов состоять на жилищном учете.
Между тем данных о том, что Зорина Н.А. и члены ее семьи в установленном законом порядке обращались в администрацию по вопросу постановки их на учет нуждающихся в жилых помещениях, и предоставили необходимые для этого документы, не имеется. Таким образом, Зорина Н.А. и члены ее семьи после признания занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания не были признаны нуждающимися в жилых помещениях и не состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у Зориной Н.А., у ее детей Шульц М.С., Морозова А.В. и у внучки ФИО17 не состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, права на предоставление жилых помещений по договору социального найма во внеочередном порядке является правильным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправильно истолковал материальный закон, являются ошибочными. Судом первой инстанции при рассмотрении данного дела правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены и истолкованы нормы материального права, приведенным истцом в суде первой инстанции, в обоснование своих требований, доводам, судом дана правильная правовая оценка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что законных оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 30 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зориной Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.