Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Черкуновой Л.В.,
судей - Сафоновой Л.А., Ефремовой Л.Н.,
при секретаре - Елютиной И.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Алексеевой Н.А. в лице представителя Зуева Ф.В. на решение Октябрьского районного суда г.Самары от 15 января 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Алексеевой Н.А. к Главному управлению организации торгов Самарской области, Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области о признании недействительным размещения заказа - отказать".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Алексеева Н.А. обратилась в суд с иском к Главному управлению организации торгов Самарской области, Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской о признании недействительным размещения заказа.
В обоснование требований указала, что на сайте zakupki.gov.ru размещен заказ N. Способ размещения заказа - открытый конкурс. Уполномоченным органом по размещению заказа является Главное управление организации торгов Самарской области. Заказчиком является Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области. Наименование заказа - выполнение проектно-изыскательских работ по мероприятиям "Проектирование, реконструкция, строительство полигонов размещения твердых бытовых отходов с зоной первичной сортировки вблизи городских округов Самарской области Чапаевск, Отрадный, Похвистнево, городского поселения Нефтегорск, сельского поселения Сергиевск, и для м.р. Кинельский"). Начальная (Максимальная) цена контракта - 16 839 090 руб. Стоимость проектно-изыскательских работ по объекту "Проектирование и строительство полигона размещения ТБО с зоной первичной сортировки вблизи г.о. Отрадный" составила 27 533,80 тыс. руб. Однако в г.о.Отрадный уже проведены проектно-изыскательские работы по проектированию и строительству полигона размещения ТБО. В 1998г. по поручению Управления капитального строительства г. Отрадный подготовлены задания на проектирование, материалы для геологии и гидрогеологические изыскания для проектирования совершенствованного, высоконагружаемого полигона складирования твердых бытовых и промышленных (III - IV класса) отходов г.Отрадного, расположенного на земельных участках по адресу: "адрес", Промзона-1, ориентировочной площадью 10га с кадастровыми N. В соответствии с проектом полигон ТБО состоит из трех очередей. На основании тендера заключен Договор N совместного участия по инвестированию строительства полигона для складирования твердых бытовых и промышленных отходов г.Отрадного от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым Администрация г.Отрадный (инвестор 1) вносит Акт выбора земельного участка, проектно-сметную документацию и Разрешение на строительство, а ОАО "Самараспецгражданстрой" (инвестор2) обязуется вести строительство полигона. Первая очередь полигона построена и введена в эксплуатацию в соответствии с графиком инвестирования (Акт от ДД.ММ.ГГГГ г.). В процессе строительства первой очереди доли в праве собственности на полигон ТБО распределились в следующем соотношении: ОАО "Самараспецгражданстрой" - 835/1000, Муниципальное образование г.о.Отрадный Самарской области - 165/1000, что подтверждается свидетельством о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. С 2009г. полигон ТБО не эксплуатировался. ДД.ММ.ГГГГ. ОАО "Самараспецгражданстрой" продало истцу долю в праве собственности на полигон ТБО и права по Договору N совместного участия от ДД.ММ.ГГГГ., свидетельство о государственной регистрации права получено ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время ведется работа по получению лицензии на эксплуатацию полигона ТБО. В апреле
2013 г. она обратилась в Администрацию г.о. Отрадный с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков под полигоном с указанными кадастровыми номерами и получила ответ, что указанные земельные участки исключены из кадастра недвижимости, на данной территории сформированы новые земельные участки для участия в реализации областной целевой программы "Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления и формирования кластера использования вторичных ресурсов на территории Самарской области" на 2010-2012 годы и на период до 2020 год. Таким образом, ей стало известно, что на месте, где сделаны изыскания, проектирование и строительство первой очереди, проводятся новые
изыскания, для чего будут привлечены бюджетные средства. Администрация г. Отрадный утвердила тарифы на вывоз и захоронение ТБО в г. Похвистнево. Фактически же Администрация г.Отрадный в лице МУП "Бытсервис" осуществляет несанкционированную свалку ТБО на полигон, о чем свидетельствуют исследования заполненности первой очереди полигона и фотоматериалы. Полагает, что
в нарушение п. 4 ч. 4 ст. 21, ст.22 ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", с учетом конкурсной документации, а именно технического задания к проекту государственного контракта по Лоту N (приложение N 1.2) объектом техзадания является "проектирование и строительство полигона размещения ТБО с зоной первичной сортировки вблизи г.о. Отрадный", вид строительства ? новое строительство, предельная стоимость строительства - 557 000 000 руб., предмет государственного контракта во взаимосвязи с предметом технического задания имеют отличия от заявленного предмета в извещении о проведении открытого конкурса. Согласно нормативам Госстроя строительство нового полигона на месте уже существующего возможно в случае полного заполнения полигона и его захоронения. Таким образом, считает, что действия заказчика по включению проектно-изыскательских работ по вышеуказанному объекту в заказ о проведении торгов в форме открытого конкурса является незаконным.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Алексеева Н.А. просила суд признать недействительным размещение заказа на выполнение проектно-изыскательских работ по мероприятиям "Проектирование, реконструкция, строительство полигонов размещения твердых бытовых отходов с зоной первичной сортировки вблизи г.о. Отрадный".
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Алексеева Н.А. просит отменить решение суда как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных ею требований в полном объеме.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Алексеевой Н.А. по доверенности Зуев Ф.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Правительства Самарской области - Главного управления организации торгов Сугробов М.Н., представитель Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области по доверенности Иванов А.С. просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ОАО "ИЦЭ Поволжья" в судебное заседание не явился, генеральный директор общества просил рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие их представителя.
Представители Администрации г.о.Отрадный, ООО "НИИПРИИ "Севанинжтехнология" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили, документов, подтверждающих уважительность причины неявки, не представили, об отложении дела не просили.
В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" N 94-ФЗ от 21.07.2005г. (далее - Закон 94-ФЗ) (действовавшего в период возникновения спорных правоотношений) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно ч. 2 ст. 4 Закона N 94-ФЗ в случае, если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, указанные уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для государственных и муниципальных заказчиков, определенных решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. При этом государственные или муниципальные контракты подписываются государственными или муниципальными заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и государственных или муниципальных заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.
Согласно ст. 5 Закона N 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
В соответствии со ст. 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).
При размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ "О принятии положения о Главном управлении организации торгов Самарской области" Главное управление является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим полномочия по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Самарской области и нужд бюджетных учреждений Самарской области в целях эффективного использования средств областного бюджета и внебюджетных источников финансирования.
Как следует из материалов дела, на основании заявки заказчика - Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Главным управлением организации торгов по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ в сети "Интернет" на сайте zakupki.gov.ru размещен заказ на выполнение проектно-изыскательских работ для министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, а именно: Лот N - Выполнение проектно-изыскательских работ по мероприятиям "Проектирование, новое строительство полигонов твердых бытовых отходов вблизи районных центров муниципальных районов Самарской области: Кинель-Черкассы, Большая Черниговка, Челно-Вершины, Шигоны. Хворостянка, Борское"; Лот N - Выполнение проектно-изыскательских работ по мероприятиям "Проектирование, реконструкция, строительство полигоне в размещения твердых бытовых отходов с зоной первичной сортировки вблизи городских округов Самарской области Чапаевск, Отрадный, Похвистнево, городского поселения Нефтегорск, сельского поселения Сергиевск и для м.р. Кинельский".
Судом установлено, что проектирование и строительство указанного полигона предусмотрено постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении областной целевой программы "Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления и формирование кластера использования вторичных ресурсов на территории Самарской области" на 2010 - 2012 годы и на период до 2020 года", которая разработана на основании поручения Губернатора Самарской области от 08.10.2008 г. в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года.
При разработке Областной программы учтена экономическая и технологическая неэффективность существующей системы обращения с твердыми коммунальными отходами во всех муниципальных образованиях области, не обеспечивающая исполнения требований природоохранного законодательства.
Комиссия по проведению конкурса приняла решение: по Лоту N признать победителем и присвоить первый номер заявке Общества с ограниченной ответственностью "НИИПРИИ "Севзапинжтехнология" с ценой государственного контракта 141 670 000 руб., что подтверждается протоколом оценки и сопоставления заявок N0142200001313008477-ПЭ от 21.10.2013г.
На основании постановления Администрации г.о. Отрадный от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден градостроительный план свободного от каких-либо объектов земельного участка по адресу: "адрес" который с запрашиваемым пакетом документов и заявкой на участие в областной целевой программе направлен ДД.ММ.ГГГГ. в Министерство строительства Самарской области для проектирования и строительства объекта.
Постановлением Администрации г.о.Отрадный от ДД.ММ.ГГГГ N внесены изменения в Градостроительный план земельного участка NК11 63307000-439, изменен кадастровый номер.
В соответствии с ч.3 ст.57 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещение заказа может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления только судом.
Таким образом, лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса. Таких доказательств истцом представлено не было.
Судом установлено, что Алексеева Н.А. не подавала заявку на участие в конкурсе, что подтверждается протоколом вскрытия конвертов N от ДД.ММ.ГГГГ г., следовательно, ее права на размещение заказа нельзя признать нарушенными.
Истец указывает, что проектируемый полигон будет находиться на месте существующего, право собственности на который зарегистрировано за истцом. Судом проверялись указанные доводы, но не наши своего подтверждения.
Судом установлено, что ранее под строительство полигона администрацией г.Отрадного выделялся участок с кадастровым N.
Впоследствии по инициативе администрации вышеуказанный земельный участок был расформирован с выделением из него участков с кадастровыми N.
На основании тендера был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ N о совместном
строительстве полигона для складирования твердых бытовых и промышленных
отходов г.о. Отрадный между администрацией г.о. Отрадный и ОАО "Самараспецгражданстрой".
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с указанным договором первая очередь полигона построена и введена в эксплуатацию (Акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГГГ г.).
Установлено также, что ДД.ММ.ГГГГ Алексеева Н.А. приобрела у ОАО "Самараспецгражданстрой" долю 835/1000 объекта "Усовершенствованный высоконагружаемый полигон складирования твердых бытовых отходов г.Отрадного. Пусковой комплекс", расположенный на территории земельного участка с кадастровым N. Сособственником в данном объекте доли 165/1000 является Муниципальное образование г.о.Отрадный Самарской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N.
Таким образом, принятая в эксплуатацию 1 очередь полигона, доля в праве на который принадлежит истцу, расположена на территории земельного участка с кадастровым N.
При этом в конкурсной документации отсутствуют указания на конкретный земельный участок, где будет размещен новый полигон, что обусловлено спецификой проведения проектно-изыскательских работ по проектированию полигона, в ходе которых будут учтены сложившиеся инженерная и транспортная инфраструктура района, современная технологическая схема обращения с отходами на территории Самарской области, указано лишь ориентировочное местонахождение объекта.
Из материалов дела усматривается, что предположительно полигон будет размещен на земельном участке, смежном с земельным участком, на котором расположен полигон, принадлежащий истцу.
Таким образом, доказательств того, что полигон будет находиться на месте существующего и принадлежащего Алексеевой Н.А. полигона, в материалах дела не имеется.
Отсутствуют и основания полагать, что с переходом к истцу права собственности на долю полигона, к ней перешли права по договору N от ДД.ММ.ГГГГ Каких-либо соглашений с Администрацией г.о. Отрадный о внесение изменений в указанный договор истцом заключено не было, права и обязанности по дальнейшему совместному строительству полигона на земельных участках с кадастровыми N к истцу не перешли.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ Алексеевой Н.А. не представлено доказательств тому, что спорный заказ затрагивает ее законные права и интересы.
Давая оценку исследованным доказательствам, исходя из требований закона, регулирующего правоотношения сторон, учитывая, что указанные постановления и действия Администрации г.о.Отрадный Алексеевой Н.А. не обжалованы, а размещение заказа проведено с соблюдением положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", суд обоснованно отказал в удовлетворении требований истца о признании недействительным размещения заказа в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы представителя Алексеевой Н.А. о нарушении Министерством при размещении заказа требований ч. 2 ст.22 Федерального закона N 94-ФЗ несостоятельны, поскольку техническое задание содержит требования к качеству, техническим характеристикам услуги по проектированию полигона, требования к результатам и безопасности услуги, а также иные показатели, связанные с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом требование указанной статьи о том, что поставляемый товар должен быть новым товаром, на что указывает истец, применяется в случае, если иное не предусмотрено конкурсной документацией, при поставке товара, а не при оказании услуг.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии Технического задания Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации от 02.11.1996, Перечню видов работ по инженерным изысканиям, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, не могут служить основанием к отмене правильного решения, поскольку указанные нормативные акты устанавливают требования к готовой проектной документации и будут учтены при выполнении мероприятия по проектированию.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии Технического задания ч. 4 ст. 47 ГрК РФ несостоятельны в связи с тем, что данная норма не содержит требования на привязку к конкретному земельному участку, а указывает на цель выполнения изыскательских работ, которые также будут учтены при выполнении мероприятия по проектированию.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, судом не допущено.
Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 15 января 2014 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Алексеевой Н.А. в лице представителя Зуева Ф.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.