Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Калюжной В.А.,
судей Кучминой А.А., Литвиновой М.В.,
при секретаре Дарьиной Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гриб С.А. к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом города Саратова о признании действий об исключении семьи из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы незаконным и возложении обязанности включить в список участников подпрограммы по апелляционной жалобе Гриб С.А. на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 06 февраля 2013 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Кучминой А.А., объяснения представителя комитета по управлению имуществом города Саратова Дмитриевой М.Ю., возражавшей против доводов жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гриб С.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом города Саратова о признании действий об исключении семьи из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы незаконным и возложении обязанности включить в список участников подпрограммы.
Требования мотивированы тем, что 05 мая 2011 года её семья с составом семьи 3 человека была признана в качестве нуждающейся в жилом помещении и участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Постановлением комитета по управлению имуществом города Саратова от 29 мая 2013 года N 08-12/13867 семья Гриб С.А. исключена из списков участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", так как супруг Гриб А.И., "дата" года рождения, достиг возраста 36 полных лет.
Действия комитета по управлению имуществом города Саратова истец считает незаконными и ущемляющими права семьи, которая состоит в списке на получение социальной выплаты на 2012 года под N 585. В связи с недостаточным финансированием очередь до 35 лет не наступила, однако все необходимые документы были поданы, и семья выполнила все условия подпрограммы до исполнения супругу 35 лет.
Возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, не предусмотрена. Правилами предусмотрена возможность внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, при этом основанием для внесения таких изменений достижение предельного возраста не является. Кроме того, семья отвечала всем требованиям, которые предъявляются к молодым семьям, изъявившим желание быть участницей программы, однако в силу недостаточного финансирования социальная выплата не получена, что не должно каким-либо образом ущемлять права семьи на получение социальной выплаты, так как в противном случае нарушаются конституционные принципы равенства всех перед законом и возможности реализации гарантированных государством прав.
Решением Фрунзенского районного суда города Саратова от 06 февраля 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Гриб С.А., повторяя доводы искового заявления, просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить. Автор жалобы полагает, что судом неправильно применены нормы материального права.
В судебном заседании представитель комитета по управлению имуществом города Саратова Дмитриева М.Ю. просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, полагая решение суда законным и обоснованным.
Гриб С.А. в заседание суда апелляционной инстанции не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены судебного постановления не имеется.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы.
Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее Правила).
Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - социальная выплата, строительство индивидуального жилого дома), а также использования таких выплат (п. 1).
В соответствии с названными Правилами правом формирования списков участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, списков претендентов на получение социальных выплат, выдачи свидетельств на получение социальных выплат наделен орган местного самоуправления. Списки молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, после их формирования направляется в орган исполнительной власти субъекта РФ (п. п. 4, 17, 20, 21).
В силу положений п. п. 22-24 Правил орган исполнительной власти субъекта РФ, на основании поступивших от органов местного самоуправления списков, формирует сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта РФ государственному заказчику подпрограммы в установленные сроки (п. 22).
После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта РФ на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов РФ орган исполнительной власти субъекта РФ на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта РФ и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 23).
Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение 10 дней с даты утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта РФ местным бюджетом, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта РФ по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 24).
В соответствии с п.п. "а" п. 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином РФ, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином РФ, и одного и более детей, соответствующая, в том числе, следующему условию: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Согласно пп. "а" п. 18 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является в том числе, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил.
Из материалов дела следует, что согласно извещению комитета по управлению имуществом города Саратова от 26 мая 2011 года N 14-10/7597 семья Гриб С.А. в составе трех человек признана нуждающейся в жилом помещении (л.д. 9).
В уведомлении от 26 мая 2011 года N 14-10/7598 семья Гриб С.А. признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (л.д. 10).
"дата" супруг истца - Гриб А.И. достиг возраста 36 лет.
29 мая 2013 года комитет по управлению имуществом города Саратова уведомил Гриб С.А. о принятии решения об исключении её семьи из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", поскольку на сегодняшний день список претендентов на получение социальной выплаты в текущем году министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области не утвержден, а возраст супруга Гриб А.И. составляет полных 36 лет (л.д. 11).
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение комитета по управлению имуществом города Саратова является обоснованным, поскольку молодая семья сохраняет статус участника подпрограммы до достижения одним из членов семьи возраста 36 лет.
Судебная коллегия, проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела, и представленные в их подтверждение доказательства, соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворения исковых требований, поскольку данные выводы не противоречат нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что право на получение социальной выплаты возникает не с момента признания молодой семьи участницей подпрограммы, а с момента ее включения в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Факт признания молодой семьи участницей подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме, вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы. Таким образом, молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии; в случае утраты статуса молодой семьи, она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья".
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что нормы материального права, подлежащие применению при разрешении возникшего спора, истолкованы и применены судом первой инстанции правильно.
Доводы апелляционной жалобы являются аналогичными приводимым в судебном заседании, основаны на неправильном толковании правовых норм, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом по правилам ст.12, 56 и 67 ГПК РФ, не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, а потому правового значения для разрешения настоящего дела не имеют и не могут быть признаны основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено, в связи с чем судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 06 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гриб С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.