Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Поляниной О.А., Пантелеева В.М.,
при секретаре Низове И.В.,
с участием прокурора Плетнева Б.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Советского района Саратовской области, действующего в интересах Щербинина М.С., к государственному автономному учреждению Саратовской области "Центр социальной защиты населения Советского района" и министерству социального развития Саратовской области о возложении обязанности по обеспечению санаторно-курортной путевкой, по апелляционной жалобе министерства социального развития Саратовской области на решение Советского районного суда Саратовской области от 14 января 2014 года, которым на ответчиков возложена обязанность по обеспечению Щербинина М.С. санаторно-курортной путевкой за 2012 год.
Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав прокурора, полагавшего, что для отмены или изменения постановленного решения нет правовых оснований, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Советского района Саратовской области, действующий в интересах Щербинина М.С., обратился в суд с иском к государственному автономному учреждению Саратовской области "Центр социальной защиты населения Советского района" (далее - ЦСЗН) и министерству социального развития Саратовской области (далее - Минсоцразвития) о возложении обязанности по обеспечению Щербинина М.С. санаторно-курортной путевкой.
Требования мотивировал тем, что Щербинин М.С. является инвалидом 3 группы, 06 февраля 2012 года поставлен на учет ЦСЗН в качестве нуждающегося в путевке на санаторно-курортное лечение. Согласно информации ЦСЗН до настоящего времени путевка Щербинину М.С. не предоставлена.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Минсоцразвития просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права. Автор апелляционной жалобы считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, указывает, что непредставление Щербинину М.С. санаторно-курортной путевки в 2012 году вызвано объективными причинами, а именно недостаточностью финансирования из федерального бюджета на приобретение путевок. По мнению апеллятора, действующее законодательство не содержит гарантий ежегодного предоставления путевок на санаторно-курортное лечение и ни одна из категорий граждан, получающих государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, не имеет приоритетного права на обеспечение санаторно-курортным лечением. С учетом равных прав граждан-получателей набора социальных услуг санаторно-курортное лечение предоставляется в порядке очередности, устанавливаемой с даты подачи заявления о выделении путевки.
От помощника прокурора Советского района Саратовской области поступили возражения на апелляционную жалобу Минсоцразвития, в которых он критически оценивает ее доводы, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Истец Щербинин М.С., ответчики ЦСЗН, Минсоцразвития в судебное заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы стороны извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Как следует из преамбулы к Федеральному закону от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 9 названного Федерального закона предусмотрена реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя, в том числе, санаторно-курортное лечение.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи инвалидам предусмотрены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Статьей 6.2 указанного Закона, в состав предоставляемого инвалидам набора социальных услуг включено, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Согласно ст. 6.3 Закона учёт права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, которым предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путём предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путёвок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п. 3.1).
Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путёвки по форме N 070/у-04, утверждённой Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 года N 256 (п. 3.6).
При наличии справки для получения путёвки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путёвки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путёвками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7).
Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путёвки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения (п. 3.9).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 2104-р утверждено соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Саратовской области о передаче Правительству Саратовской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В целях реализации указанного соглашения постановлением Правительства Саратовской области от 28 января 2010 года N 29-П утверждены Правила оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно п. 4 названных Правил предоставление социальных услуг осуществляется министерством социального развития области через его подведомственные учреждения социальной поддержки населения в виде предоставления санаторно-курортных путёвок и территориальные органы в виде выплаты компенсации при проезде за счет собственных средств к месту лечения и обратно.
В соответствии с п. 9 названных Правил учреждения социальной поддержки населения обобщают и направляют в министерство ежегодные заявки на предоставление путёвок в соответствии с количеством граждан, вставших на учёт, и профилем заболевания. Заявки оформляются ежегодно, до 1 декабря текущего года на следующий календарный год. Дополнительные заявки на предоставление путёвок направляются в министерство ежеквартально в течение текущего года.
Как следует из материалов дела, установлено судом и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, Щербинин М.С. является инвалидом третьей группы.
06 февраля 2012 года Щербинин М.С. поставлен ЦСЗН на учет в качестве нуждающегося в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
Однако до рассмотрения спора судом первой инстанции Щербинин М.С. санаторно-курортной путевкой не обеспечен.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что приведенными выше положениями закона установлены социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение и Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на данные цели за счет средств федерального бюджета, в связи с чем Щербинину М.С., являющемуся инвалидом и нуждающемуся в санаторно-курортном лечении, не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточность финансирования из федерального бюджета. При этом учет права граждан на получение указанной услуги введен законодателем не с целью организации очередности на получение социальной государственной услуги, а для обеспечения реализации права граждан на получение социальных услуг в сроки, предусмотренные законом, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на предоставление социальных услуг.
Кроме того, по общему правилу, сформулированному в ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и принятом в соответствии с данной статьей Порядке предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года, периодом предоставления гражданам социальной услуги в виде санаторно-курортного лечения является календарный год и в случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальной услуги, периодом предоставления ему социальной услуги является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. Положения п. 9 Правил оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденных постановлением Правительства Саратовской области от 28 января 2010 года N 29-П, указанным требованиям закона не противоречат, поскольку предусматривают обязанность учреждений социальной поддержки населения по ежеквартальному направлению заявок граждан на предоставление путевок в министерство социального развития области.
Учитывая, что Щербинин М.С. приобрел право на получение социальной услуги в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение, своевременно 06 февраля 2012 обратился к директору ЦСЗН с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что данная социальная услуга должна была быть предоставлена Щербинину М.С. до 31 декабря 2012 года.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно возложил на ЦСЗН и Минсоцразвития обязанность по обеспечению Щербинина М.С. санаторно-курортной путевкой за 2012 год.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правомерными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями
ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда Саратовской области от 14 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства социального развития Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.