Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Желонкиной Г.А., Совкича А.П.,
с участием прокурора Плетнева Б.Б.,
при секретаре Елисеевой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах Никитина В.В. к государственному автономному учреждению Саратовской области "Центр социальной защиты населения Ртищевского района", министерству социального развития Саратовской области об обязании выдать направление на получение технического средства реабилитации и обеспечить техническим средством реабилитации, по апелляционной жалобе министерства социального развития Саратовской области на решение Ртищевского районного суда Саратовской области от 05.02.2014 года, которым исковые требования удовлетворены. Государственное автономное учреждение Саратовской области "Центр социальной защиты населения Ртищевского района" обязано выдать Никитину В.В. направление на получение технического средства реабилитации - кресла-коляски с ручным приводом базовой комнатной на следующий рабочий день с момента получения разнарядки на обеспечение техническими средствами реабилитации инвалидов по государственному контракту из министерства социального развития Саратовской области. Министерство социального развития Саратовской области обязано в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить Никитина В.В., инвалида второй группы техническим средством реабилитации - креслом-коляской с ручным приводом базовой комнатной.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., объяснения представителя министерства социального развития Саратовской области Леоновой Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя государственного автономного учреждения Саратовской области "Центр социальной защиты населения Ртищевского района" Лазаревой М.И., поддержавшей жалобу, заключение прокурора Плетнева Б.Б., полагавшего решение суда законным, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ртищевский межрайонный прокурор Саратовской области обратился в суд в защиту интересов Никитина В.В. с иском к государственному автономному учреждению Саратовской области "Центр социальной защиты населения Ртищевского района" (далее ГАУ СО "ЦСЗН Ртищевского района"), министерству социального развития Саратовской области об обязании выдать направление на получение технических средств реабилитации и обеспечить техническими средствами реабилитации.
В обоснование требований прокурор указал, что Никитин В.В. является инвалидом 2 группы, инвалидность установлена на срок до 01.07.2014 года. В связи с имеющимся заболеванием, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида Никитину В.В. рекомендовано техническое средство реабилитации "данные изъяты". 27.06.2013 года Никитин В.В. обратился в ГАУ СО "ЦСЗН Ртищевского района" с заявлением о предоставлении технического средства реабилитации. Однако до настоящего времени направление на получение технического средства реабилитации не выдано, техническим средством реабилитации Никитин В.В. не обеспечен.
Прокурор, с учетом уточнения требований, просил обязать ГАУ СО "ЦСЗН Ртищевского района" выдать направление на получение технического средства реабилитации кресла-коляски на следующий рабочий день с момента получения разнарядки на обеспечение техническим средством реабилитации инвалидов по государственному контракту от министерства социального развития Саратовской области. Министерство социального развития Саратовской области обязать обеспечить Никитина В.В. креслом-коляской с ручным приводом базовой комнатной в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе министерство социального развития Саратовской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушение норм материального права. В обоснование жалобы ссылается на обстоятельства, на которые ссылалось в суде первой инстанции в обоснование своих возражений. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права. Указывает, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в виде межбюджетных трансфертов, с последующим заключением государственных (муниципальных) контрактов. Причиной непредоставления Никитину ТСР является неполное финансирование из федерального бюджета.
В возражения на апелляционную жалобу Ртищевская межрайпрокуратура просит апелляционную жалобу отклонить.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель министерства социального развития Саратовской области Леонова Н.В. жалобу поддержала по доводам, изложенным в ней.
Представитель государственного автономного учреждения Саратовской области "Центр социальной защиты населения Ртищевского района" Лазарева М.И., жалобу министерства социального развития Саратовской области поддержала.
Иные участники процесса, их представители, извещенные о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
Конституция Российской Федерации, гарантирует каждому также социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрена система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно статье 10 названного Федерального закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В пункте 7 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р предусмотрены специальные средства кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные.
Согласно положениям статьи 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В соответствии с пунктами 2 - 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи соответствующего заявления.
Согласно пункту 15.1 названных Правил, в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2104-р утверждено соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Саратовской области о передаче Правительству Саратовской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В целях реализации указанного соглашения постановлением правительства Саратовской области от 28.01.2010 N 29-П утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями и услугами, а также отдельных граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
Согласно пунктам 2 и 3 названных Правил, предоставление социальных услуг осуществляется министерством социального развития области через его подведомственные учреждения социальной поддержки населения в виде обеспечения инвалидов и ветеранов техническими средствами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Никитин В.В. на основании справки N N от "дата" является инвалидом 2 группы. Инвалидность установлена на срок до 01.07.2014 года. Индивидуальной программой реабилитации определена необходимость в обеспечении Никитина В.В. техническими средствами реабилитации (ТСР), в том числе "данные изъяты".
27.06.2013 года Никитин В.В. обратился в ГАУ СО УСПН Ртищевского района, правопреемником которого является ГАУ Саратовский области "Центр социальной защиты населения Ртищевского района", с заявлением о предоставлении технических средств реабилитации, в том числе, "данные изъяты". Заявление Никитина В.В. об обеспечении его средством реабилитации было рассмотрено ГАУ Саратовской области "ЦСЗН Ртищевского района" и он уведомлен о постановке на учет по обеспечению техническим средством. В министерство социального развития Саратовской области направлена заявка на указанные технические средства реабилитации.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно исходил из того, что истец как инвалид, имеет право на получение технических средств реабилитации, входящих в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р, предоставление которых производится за счет средств федерального бюджета.
Вместе с тем суд первой инстанции сделал вывод о том, что действия ГАУ СО "ЦСЗН Ртищевского района" по выдаче направления на получение технических средств реабилитации напрямую зависят от получения из министерства социального развития Саратовской области разнарядки на обеспечение техническими средствами реабилитации инвалидов по государственному контракту постановив обязать государственное автономное учреждение Саратовской области "Центр социальной защиты населения Ртищевского района" выдать Никитину В.В. направление на получение технического средства реабилитации - "данные изъяты" на следующий рабочий день с момента получения разнарядки на обеспечение техническими средствами реабилитации инвалидов по государственному контракту из министерства социального развития Саратовской области.
С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может.
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются, в частности, специальные средства для самообслуживания, которые предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом министерства социального развития Саратовской области от 22.10.2011 N 1025 в целях реализации Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Саратовской области о передаче Правительству Саратовской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг, при наличии медицинских показаний, по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2104-р, утвержден временный порядок взаимодействия министерства социального развития Саратовской области, территориальных органов
Министерства и государственных учреждений социальной поддержки населения при предоставлении инвалидам технических средств реабилитации.
Согласно утвержденному Порядку для постановки на учет на получение технического средства инвалид, либо его представитель подает в управление социальной поддержки населения заявление о предоставлении технического средства с приложением необходимых документов, которое регистрируется в журнале учета заявлений граждан нуждающихся в получении технического средства, информация заносится в базу данных. Затем формируется заявка, которая направляется в министерство социального развития Саратовской области.
Министерство социального развития Саратовской области, в свою очередь, на основании заключенных государственных контрактов направляет в управление социальной поддержки населения разнарядки. На основании разнарядки Министерства инвалиду высылается уведомление и направление на получение технического средства в организациях, отобранных Министерством по итогам конкурса, проведенном в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказания услуг для государственных нужд.
Срок рассмотрения поданного инвалидом заявления в соответствии с пунктом 2.1 Порядка составляет 15 дней с момента поступления. О результатах рассмотрения инвалид должен быть уведомлен в письменной форме.
Судом первой инстанции установлено, что поданное истцом 27.06.2013 года заявление было рассмотрено, Никитин В.В. поставлен на учет по обеспечению техническим средством, о чем уведомлен в установленном порядке. Действующее законодательство не предусматривает конкретных сроков, в течение которых инвалид должен быть обеспечен техническим средством, поскольку установлена определенная процедура от момента поступления заявления на обеспечение техническим средством реабилитации до момента его получения.
Таким образом, действующими нормативными документами определены две формы порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (далее ТСР): путем оформления направления уполномоченным органом для последующего получения инвалидом ТСР у поставщика; и самостоятельное приобретение инвалидом ТСР с последующей выплатой компенсации уполномоченным органом фактически понесенных расходов на основании документов, подтверждающих эти расходы.
Никитин В.В. выбрал первую форму порядка - путем оформления направления уполномоченным органом для последующего получения технического средства реабилитации у поставщика, которым оно выдается по предъявлению направления либо в г. Саратове, либо по месту жительства инвалида, т.е. с соблюдением определенного порядка обеспечения ТСР.
В силу положений статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пункта 5 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, территориальный орган обязан в течение 15 дней с даты поступления заявления о предоставлении технических средств реабилитации в письменной форме уведомить инвалида о постановке на учет по обеспечению техническими средствами (изделием) и выслать (выдать) в адрес инвалида направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в организацию, отобранную в порядке, установленном законодательством РФ для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказания услуг для государственных нужд.
С заявлением о предоставлении необходимых технических средств реабилитации Никитин В.В. обратился 27.06.2013 года. Однако на день разрешения иска ответчиком не выполнено обязательство по обеспечению Никитина В.В. мерами социальной поддержки (ТСР), выразившееся в невыдаче в течение 15 дней с даты поступления заявления о предоставлении технических средств реабилитации направления на получение либо изготовление технического средства (изделия) в организацию, отобранную в порядке, установленном законодательством РФ для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказания услуг для государственных нужд.
Судебная коллегия полагает, что решение суда принятое под условием, а именно выдать Никитину В.В. направление на следующий рабочий день с момента получения разнарядки на обеспечение техническими средствами реабилитации инвалидов по государственному контракту из министерства социального развития Саратовской области, также как и возложение обязанности по обеспечению Никитина В.В. техническим средством реабилитации в течение месяца со дня вступления решения в законную силу нельзя признать законным.
Вышеуказанными нормативными актами предусмотрена обязанность по рассмотрению заявления инвалида на обеспечение ТСР в течение 15 дней, при удовлетворении которого выдается направление и инвалид обеспечивается необходимым техническим средством реабилитации.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда и обязать министерство социального развития Саратовской области через территориальный орган - ГАУ Саратовской области "ЦСЗН Ртищевского района" выдать Никитину В.В. направление на получение технического средства реабилитации - "данные изъяты" и обеспечить Никитина В.В. техническим средством реабилитации - "данные изъяты".
Довод апелляционной жалобы на неполное финансирование из федерального бюджета средств для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации является необоснованным, поскольку недостаточность финансирования при наличии у гражданина права на обеспечение ТСР не является основанием для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ссылалось министерство социального развития Саратовской области в суде первой инстанции в обоснование своих возражений. Указанные доводы были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правовая оценка в соответствии со статьей 67 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ртищевского районного суда Саратовской области от 05.02.2014 года изменить. Обязать министерство социального развития Саратовской области через территориальный орган - государственное автономное учреждение Саратовской области "Центр социальной защиты населения Ртищевского района" выдать Никитину В.В. направление на получение технического средства реабилитации - кресла-коляски с ручным приводом базовой комнатной и обеспечить Никитина В.В. техническим средством реабилитации - креслом-коляской с ручным приводом базовой комнатной.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.