Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бартенева Ю.И.,
судей Поляниной О.А., Паршиной С.В.,
при секретаре Елисеевой Е.С.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вольского межрайонного прокурора в интересах Антоновой Г.Е. к министерству здравоохранения Саратовской области о возложении обязанности по предоставлению лекарственного препарата, по апелляционной жалобе министерства здравоохранения Саратовской области на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 20 февраля 2014 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., представителя министерства здравоохранения Саратовской области Емельянова И.А., поддержавшего апелляционную жалобу, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора, полагавшего, что для отмены или изменения постановленного решения нет правовых оснований, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вольский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Антоновой Г.Е. с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просил возложить на ответчика обязанность по предоставлению Антоновой Г.Е. лекарственного препарата "Венофер".
В обоснование требований указал, что согласно информации муниципального учреждения здравоохранения "Вольская центральная районная больница" (далее - МУЗ "Вольская ЦРБ") Антонова Г.Е. состоит на учете с диагнозом "сахарный диабет 1 типа, тяжелое течение, в стадии декомпенсации обменных процессов". Врачом отделения гемодиализа ФГУЗ СМЦ МФБА России города Балаково рекомендован прием следующих препаратов: Эритропоэтин 2000 ЕД п/к 4 раза в неделю, Железо III алентное сахарозный комплекс 5 мл в/в 2 раза в неделю, Фраксипарин 0,6 мл по 0,6 мл через день, Валсартан 80 мг по 1 таблетке в день, Фолиевая кислота 1 мг по 2 таблетке 2 раза в день, Триметазидин 20 мг по 1 таблетке 2 раза в день, Альфакльцидол 0,25 мг по 1 таблетке в день, Рабепразол 20 мг по 1 таблетке на ночь, Инсулин лантус 20 ЕД/сут, Инсулин новорапид 36 ЕД/сут.
МУЗ "Вольская ЦРБ" 19 сентября 2012 года и 08 апреля 2013 года направлены в министерство здравоохранения Саратовской области заявки на лекарственный препарат "Венофер".
По рецептам врача-терапевта поликлиники N 3 города Вольска МУЗ "Вольская ЦРБ" от 18 апреля 2013 года, 23 мая 2013 года, 20 июня 2013 года, 17 июля 2013 года, 20 августа 2013 года, 24 сентября 2013 года, 22 октября 2013 года, выписанным на препарат "Венофер", Антонова Г.Е., необходимым лекарственным средством не обеспечена, в связи с его отсутствием в аптечном учреждении.
Рассмотрев возникший спор, судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с данным решением, министерство здравоохранения Саратовской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы ее автор указал, что министерством здравоохранения Саратовской области в 2013 году проведены закупки лекарственного препарата "Железа III гидроксид сахарозный комплекс (МНН)" с торговым наименованием "Ликферр", препарат с торговым наименованием "Венофер" не закупался. Автор апелляционной жалобы ссылается на отсутствие оснований для возложения ответственности на министерство, в связи с отсутствием в материалах дела решения врачебной комиссии о назначении Антоновой Г.Е. лекарственного препарата "Венофер". Указывает на наличие сведений об отказе Антоновой Г.Е. от получения лекарственного препарата с торговым наименованием "Ликферр", а также от консультации врача-аллерголога для подтверждения аллергической реакции пациента на данный препарат.
В заседание судебной коллегии Антонова Г.Е., представители государственного учреждения здравоохранения Саратовской области "Вольская центральная районная больница" не явились, лица, участвующие в деле, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не поступило. При указанных обстоятельствах, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) определено, что инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (п. 8 ст. 6.1 Федерального закона N 178-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08 декабря 2010 года N 345-ФЗ) в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
При этом перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки в соответствии с пунктом 1.1 части 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ в редакции Федеральных законов от 25 ноября 2006 года N 195-ФЗ, от 08 декабря 2010 года N 345-ФЗ).
Из анализа ст. 6.6 указанного Федерального закона следует, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках взаимодействия по предоставлению гражданам социальных услуг могут заключать соглашения о включении граждан, в том числе и не относящихся к категориям, указанным в ст. 6.1 настоящего Закона, но проживающих на территории соответствующего субъекта, в число получателей набора социальных услуг, а также об оказании за счет средств собственного бюджета дополнительных социальных услуг лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 года N 665 в соответствии со статьей 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ в целях обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, необходимыми лекарственными препаратами утвержден Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Данным Перечнем предусмотрен лекарственный препарат "Железа [III] гидроксид сахарозный комплекс"
Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890, предусмотрено предоставление всех лекарственных средств инвалидам I группы, категория заболевания "диабет".
Согласно Стандарту специализированной медицинской помощи при инсулинзависимом сахарном диабете, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 1552н от 24 декабря 2012 года определены необходимые медицинские мероприятия для диагностики заболевания, состояния; а также перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации. При этом Примечанием к данному Стандарту определено, что назначение и применение лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (ч. 5 ст. 37 Федерального закона N 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В соответствии со ст. 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1074, предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Постановлением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2012 года N 817-П утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, в соответствии с которой оказание государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, включающего обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, является полномочием Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и финансируется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. В соответствии с осуществлением переданных полномочий Российской Федерации по организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов возложено на министерство здравоохранения Саратовской области (п. 81).
Порядок льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в Саратовской области утвержден постановлением Правительства Саратовской области от 04 апреля 2006 года N 106-П (в редакции постановления Правительства Саратовской области от 19 июля 2011 года N 374-П). Согласно Порядку бесплатными лекарственными средствами обеспечиваются группы граждан и категории лиц по заболеваниям, имеющие право на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении, в соответствии с законодательством (п. 2). Выписка рецептов на льготные лекарственные препараты осуществляется лечащим врачом лечебно-профилактического учреждения в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - постановление) (п. 3). При наличии у больного жизненных показаний, индивидуальной непереносимости врачебной комиссией лечебно-профилактического учреждения могут быть назначены необходимые лекарственные препараты, не предусмотренные указанным постановлением (п. 3).
Таким образом, получение лекарственных препаратов гражданами осуществляется на основании выписанных рецептов. Иного порядка бесплатного получения лекарственных средств для льготных категорий граждан не предусмотрено.
Как следует из материалов дела и не оспаривается министерством здравоохранения Саратовской области, Антонова Г.Е. является инвалидом 1 группы бессрочно, состоит на учете в МУЗ "Вольская ЦРБ" с диагнозом: "сахарный диабет 1 типа, тяжелое течение, в стадии декомпенсации обменных процессов. Хронический пиелонефрит. Диабетическое нефропатия, 5 стадия хронической болезни почек, ХПН 3 степени, нефрогенная анемия, диабетическая пролиферативная ретинопатия. Вторичная гипертония. Диабетическая антиопатия нижних конечностей, диабетическая энцефалопатия".
Врачом отделения гемодиализа ФГУЗ СМЦ МФБА России города Балаково Антоновой Г.Е. рекомендованы препараты: Эритропоэтин 2000 ЕД п/к 4 раза в неделю, Железо III алентное сахарозный комплекс 5 мл в/в 2 раза в неделю, Фраксипарин 0,6 мл по 0,6 мл через день, Валсартан 80 мг по 1 таблетке в день, Фолиевая кислота 1 мг по 2 таблетке 2 раза в день, Триметазидин 20 мг по 1 таблетке 2 раза в день, Альфакльцидол 0,25 мг по 1 таблетке в день, Рабепразол 20 мг по 1 таблетке на ночь, Инсулин лантус 20 ЕД/сут., Инсулин новорапид 36 ЕД/сут.
Антоновой Г.Е. отказано в выдаче лекарственного препарата "Венофер" по рецептам врача-терапевта поликлиники N 3 города Вольска МУЗ "Вольская ЦРБ" от 18 апреля 2013 года, 23 мая 2013 года, 20 июня 2013 года, 17 июля 2013 года, 20 августа 2013 года, 24 сентября 2013 года, 22 октября 2013 года, в связи с отсутствием его в аптечном учреждении.
Заявка на приобретение указанного лекарственного препарата на период с января по сентябрь 2013 года направлена МУЗ "Вольская ЦРБ" в министерство здравоохранения Саратовской области 19 сентября 2012 года, заявка на период с октября по декабрь 2013 года - 08 апреля 2013 года.
Принимая решение о возложении на министерство здравоохранения обязанности по обеспечению Антоновой Г.Е. лекарственным препаратом "Венофер" по рецептам врача-терапевта поликлиники N 3 города Вольска МУЗ "Вольская ЦРБ" от 18 апреля 2013 года, 23 мая 2013 года, 20 июня 2013 года, 17 июля 2013 года, 20 августа 2013 года, 24 сентября 2013 года, 22 октября 2013 года, районный суд исходил из нуждаемости Антоновой Г.Е. в данном лекарственном препарате.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 5 ст. 37, ч.1 ст. 48 Закона N 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей.
Согласно сообщению государственного учреждения здравоохранения Саратовской области "Вольская центральная районная больница" от 17 февраля 2014 года в мае 2012 года от Антоновой Г.Е. стало известно, что у нее имеется аллергическая реакция на лекарственный препарат "Ликфер", 26 мая 2012 года из отделения гемодиализа СМЦ города Балаково получены первичные сведения о наличии у Антоновой Г.Е. аллергической реакции на лекарственный препарат "Ликфер", после чего врачом-терапевтом поликлиники N 3 МУЗ "Вольская ЦРБ" по решению врачебной комиссии Антоновой Г.Е. выписывались рецепты на получение лекарственного препарата "Венофер". Доказательств, опровергающих нуждаемость пациента в обеспечении данным лекарственным препаратом, министерством здравоохранения Саратовской области ни районному суду, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о возложении на министерство здравоохранения Саратовской области обязанности по обеспечению Антоновой Г.Е. лекарственным препаратом "Венофер" по выписанным рецептам врача-терапевта поликлиники N 3 МУЗ "Вольская ЦРБ".
Доводы жалобы не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку сводятся к переоценке обстоятельств дела, иному толкованию закона. При разрешении требований суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли бы привести к принятию неправильного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 20 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства здравоохранения Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.