Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Коршунова Р.В.,
судей Поляниной О.А., Рябихина О.Е.,
при секретаре Елисеевой Е.С.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Балаково Саратовской области, действующего в интересах Катищиной Т.Г. и Прониной Н.Н., к государственному казенному учреждению Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Балаковского района" и министерству социального развития Саратовской области о возложении обязанности по обеспечению санаторно-курортной путевкой, по апелляционной жалобе министерства социального развития Саратовской области на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 20 января 2014 года, которым на ответчиков возложена обязанность по обеспечению Катищиной Т.Г. и Прониной Н.Н. санаторно-курортными путевками за 2012 год в срок до 01 мая 2014 года.
Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, рассмотрев материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора города Балаково Саратовской области, действующий в интересах Катищиной Т.Г. и Прониной Н.Н., обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Балаковского района" (далее - УСПН) и министерству социального развития Саратовской области (далее - Минсоцразвития) о возложении обязанности по обеспечению Катищиной Т.Г. и Прониной Н.Н. санаторно-курортными путевками за 2012 год в срок до 01 марта 2014 года.
Требования мотивировал тем, что Катищина Т.Г. является вдовой инвалида Великой Отечественной войны, Пронина Н.Н. - инвалидом 2 группы. 21 марта 2012 года Катищина Т.Г. и 04 октября 2012 года Пронина Н.Н. обратились с заявлениями в УСПН о получении путевки на санаторно-курортное лечение, представив соответствующие справки о нуждаемости в санаторно-курортном лечении. Согласно информации УСПН до настоящего времени путевки истцам не предоставлены.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Минсоцразвития ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.Автор апелляционной жалобы считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, указывает, что непредставление истцам санаторно-курортных путевок в 2012 году вызвано объективными причинами, а именно недостаточностью финансирования из федерального бюджета на приобретение путевок. По мнению ответчика, действующее законодательство не содержит гарантий ежегодного предоставления путевок на санаторно-курортное лечение и ни одна из категорий граждан, получающих государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, не имеет приоритетного права на обеспечение санаторно-курортным лечением. С учетом равных прав граждан-получателей набора социальных услуг санаторно-курортное лечение предоставляется в порядке очередности, устанавливаемой с даты подачи заявления о выделении путевки.
От помощника прокурора города Балаково Саратовской области поступили возражения на апелляционную жалобу Минсоцразвития, в которых он критически оценивает ее доводы, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Истцы Катищина Т.Г. и Пронина Н.Н., представители ответчиков УСПН и Минсоцразвития в судебное заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы стороны извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие указанных лиц, их представителей.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Как следует из преамбулы к Федеральному закону от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 9 названного Федерального закона предусмотрена реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя, в том числе, санаторно-курортное лечение.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 10 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 12 ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 21 данного Закона меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется, в том числе при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение по последнему месту работы погибшего (умершего) путевками в санаторно-курортные организации. Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи инвалидам предусмотрены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Согласно п.п. 7, 8 ст. 6.1 указанного Закона в соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда; инвалиды.
Статьей 6.2 указанного Закона предусмотрено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, которым предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п. 3.1).
Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 года N 256 (п. 3.6).
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7).
Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения (п. 3.9).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 2104-р утверждено соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Саратовской области о передаче Правительству Саратовской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В целях реализации указанного соглашения постановлением Правительства Саратовской области от 28 января 2010 года N 29-П утверждены Правила оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно п. 4 названных Правил предоставление социальных услуг осуществляется министерством социального развития области через его подведомственные учреждения социальной поддержки населения в виде предоставления санаторно-курортных путевок и территориальные органы в виде выплаты компенсации при проезде за счет собственных средств к месту лечения и обратно.
В соответствии с п. 9 названных Правил учреждения социальной поддержки населения обобщают и направляют в министерство ежегодные заявки на предоставление путевок в соответствии с количеством граждан, вставших на учет, и профилем заболевания. Заявки оформляются ежегодно, до 1 декабря текущего года на следующий календарный год. Дополнительные заявки на предоставление путевок направляются в министерство ежеквартально в течение текущего года.
Как следует из материалов дела, установлено судом и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, Катищина Т.Г. является вдовой инвалида Великой Отечественной войны, Пронина Н.Н. - инвалидом 2 группы.
21 марта 2012 года Катищина Т.Г. и 04 октября 2012 года Пронина Н.Н. обратились в УСПН с заявлениями о предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение, предоставив соответствующиесправки для получения путевок, подтверждающие наличие у них медицинских показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения.Однако до рассмотрения спора судом первой инстанции истцы санаторно-курортными путевками не обеспечены.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что приведенными выше положениями закона установлены социальные гарантии по обеспечению инвалидов и вдов инвалидов Великой Отечественной войны путевками на санаторно-курортное лечение и Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на данные цели за счет средств федерального бюджета, в связи с чем истцам, нуждающимся в санаторно-курортном лечении, не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточность финансирования из федерального бюджета. При этом учет права граждан на получение указанной услуги введен законодателем не с целью организации очередности на получение социальной государственной услуги, а для обеспечения реализации права граждан на получение социальных услуг в сроки, предусмотренные законом, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на предоставление социальных услуг.
Кроме того, по общему правилу, сформулированному в ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и принятом в соответствии с данной статьей Порядке предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года, периодом предоставления гражданам социальной услуги в виде санаторно-курортного лечения является календарный год и в случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальной услуги, периодом предоставления ему социальной услуги является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. Положения п. 9 Правил оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденных постановлением Правительства Саратовской области от 28 января 2010 года N 29-П, указанным требованиям закона не противоречат, поскольку предусматривают обязанность учреждений социальной поддержки населения по ежеквартальному направлению заявок граждан на предоставление путевок в министерство социального развития области.
Учитывая, что истцы приобрели право на получение социальной услуги в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение, своевременно обратились в УСПН с заявлениями о предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение, представил необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении в 2012 году, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что данная социальная услуга должна была быть предоставлена им до 31 декабря 2012 года.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно возложил на УСПН и Минсоцразвития обязанность по обеспечению истцов санаторно-курортными путевками за 2012 год.
Срок выполнения ответчиками обязанности по предоставлению истцам санаторно-курортных путевок определен судом первой инстанции исходя из условий разумности, необходимости финансирования.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правомерными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями
ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 20 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства социального развития Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.