Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Елкановой И.А.,
судей Песковой Ж.А., Паршиной С.В.,
при секретаре Хисяметдиновой В.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску министерства сельского хозяйства Саратовской области к Князевой Е.П. о взыскании денежных средств, встречному иску Князевой Е.П. к министерству сельского хозяйства Саратовской области, администрации Вольновского муниципального образования Саратовского района Саратовской области о признании незаконным бездействия, признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, по апелляционной жалобе Князевой Е.П. на решение Саратовского районного суда Саратовской области от 30.01.2014 года, которым исковые требования министерства сельского хозяйства Саратовской области удовлетворены, в удовлетворении встречных исковых требованиях Князевой Е.П. отказано.
Заслушав доклад судьи Песковой Ж.А., объяснения Н - представителя Князевой Е.П., поддержавшей доводы жалобы, представителя министерства сельского хозяйства Саратовской области и Счетной палаты Саратовской области Ц., возражавшей против доводов жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
министерство сельского хозяйства Саратовской области обратилось в суд с указанным выше иском, просило взыскать с Князевой Е.П. социальную выплату в размере 723113 рублей на приобретение жилья в сельской местности в бюджеты Российской Федерации и Саратовской области в лице министерства сельского хозяйства Саратовской области, как главного распорядителя бюджетных средств.
В обоснование заявленных требований указало, что ответчику из средств федерального и областного бюджета была предоставлена социальная выплата на приобретение жилья в сельской местности из средств областного бюджета в размере 382217 рублей, из средств федерального бюджета в размере 340896 рублей на семью из двух человек. Однако в нарушение требований целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" ответчик не представила доказательства о нуждаемости своей семьи в улучшении жилищных условий, в связи с чем предоставленные социальные выплаты получены ответчиком неправомерно.
Князева Е.П. обратилась со встречным иском, просила признать незаконным бездействие администрации Вольновского муниципального образования, выразившееся в непостановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и невнесении соответствующих сведений в реестр, признать за ней право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с составом семьи 2 человека.
В обоснование своих требований ответчик указала, что является нуждающейся в улучшении жилищных условий, обращалась в администрацию Вольновского муниципального образования Саратовского района Саратовской области с соответствующим заявлением, о чем свидетельствует полученное ею извещение от 30.07.2010 года N 435. Полагает, что допущенные органом местного самоуправления нарушения (направление извещения без внесения информации в реестр) не должны лишать её права на получение субсидии.
Решением Саратовского районного суда Саратовской области от 30.01.2014 года исковые требования министерства сельского хозяйства Саратовской области удовлетворены. В удовлетворении встречных исковых требованиях Князевой Е.П. отказано.
Князева Е.П. не согласилась с постановленным решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных министерством сельского хозяйства Саратовской области требований. В обоснование доводов жалобы ответчик ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что представила все документы, необходимые для получения социальной выплаты, предусмотренные Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам. Также указала, что её семья обладала правом на признание нуждающейся в жилом помещении, поскольку по фактическому месту проживания жилая площадь приходилась на каждого члена её семьи менее учетной нормы. Полагает, что основания применения для статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствуют, поскольку все условия трехстороннего договора, заключенного между ней, министерством сельского хозяйства Саратовской области и ее работодателем, были выполнены.
В возражениях на апелляционную жалобу министерство сельского хозяйства Саратовской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На заседание судебной коллегии Князева Е.П., Князев Е.В., представители администрации Саратовского района Саратовской области, администрации Вольновского муниципального образования Саратовского района Саратовской области, извещённые о месте и времени слушания дела, не явились. В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Судом первой инстанции установлено, что министерство сельского хозяйства Саратовской области в соответствии с Положением о министерстве сельского хозяйства Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 17.11.2006 года N 354-П, является органом исполнительной власти области, осуществляющим управление в агропромышленном комплексе Саратовской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 года N 858 утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", министерство сельского хозяйства Российской Федерации является государственным заказчиком - координатором Программы.
Ранее, до внесения в указанное постановление Правительства изменений, данная программа именовалась федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2010 года" и федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2012 года".
Указанными Программами предусмотрено оказание государственной поддержки жилищного строительства в сельской местности в форме субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Подпункт "а" пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов (приложение N 16 к указанной Программе), предусматривает, что предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением - приложением N 1 к Правилам.
Типовое положение, как указывается в его пункте 1, устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно-социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты).
Согласно подпункту "а" пункта 26 названного положения (в редакции 31.01.2009 года, действовавшей на момент спорных правоотношений) право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеет молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, хотя бы один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 28 настоящего Типового положения (далее - дата подачи заявления) не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
работа одного из членов молодой семьи или изъявление желания работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности;
постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты.
В силу пункта 31 Типового положения в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты уполномоченный орган (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты. Существенными условиями указанного договора являются:
а) обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства;
б) право уполномоченного органа (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого специалиста (члена молодой семьи - если другой член молодой семьи не работает в сельской местности) в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства.
В соответствии с пунктом 28 Типового положения молодые семьи и молодые специалисты представляют в органы местного самоуправления заявления по форме, предусмотренной приложением N 2 к настоящему Типовому положению, с приложением:
а) копий документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;
б) копии документа об образовании молодого специалиста либо справки из образовательного учреждения о его обучении на последнем курсе этого образовательного учреждения;
в) копий свидетельств о браке (для лиц, состоящих в браке);
г) копий свидетельств о рождении или об усыновлении ребенка (детей);
д) копии трудового договора с работодателем;
е) выписки из домовой книги или копии финансового лицевого счета (для лиц, постоянно проживающих в сельской местности) либо справки органа местного самоуправления об отсутствии у заявителя жилья для постоянного проживания в этой сельской местности;
ж) документов, подтверждающих признание заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий или не имеющим жилья в сельской местности, в которой он работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
з) копий документов, подтверждающих наличие у заявителя собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 5 раздела II Типового положения гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Судом первой инстанции установлено, что при отсутствии решения органа местного самоуправления о признании семьи ответчика нуждающейся в улучшении жилищных условий, 21.04.2011 года Князевой Е.П. на основании заявления от 20.08.2010 года выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, из средств федерального и областного бюджетов представлена социальная выплата на приобретение жилья в сельской местности, в том числе из средств областного бюджета в размере 382217 рублей, из средств федерального бюджета в размере 340896 рубля.
В ходе проведенной проверки в 2012-2013 году Счетной палатой Саратовской области было установлено отсутствие правовых оснований для предоставления ответчику указанной выплаты.
Удовлетворяя исковые требования министерства сельского хозяйства Саратовской области, суд первой инстанции исходил из того, что требования жилищного законодательства в процессе принятия решения о включении семьи Князевой Е.П. в список участников целевой программы соблюдены не были. Семья ответчика в составе её супруга и дочери нуждающейся в улучшении жилищных условий не признавалась, решение органа местного самоуправления об этом отсутствует, в связи с чем Князева Е.П. неосновательно получила социальную выплату на улучшение жилищных условий.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и его оценкой исследованных доказательств. При разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
На основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Из материалов дела видно, что 20.08.2010 года Князева Е.П. обращалась в администрацию Вольновского муниципального образования Саратовского района Саратовской области с просьбой поставить её на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Ей выдана справка о нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма на состав семьи 1 человек - Князева Е.П. В связи с тем, что справку на супруга ответчик не представила, учётное дело не было сформировано, в постановке на учет Князевой Е.П. было отказано.
Князева Е.П., принимая условия Программы, не могла не осознавать особый характер правоотношений, в которые вступает и целевое назначение выделяемых ей денежных средств. При этом, вступая на добровольной основе в эти отношения, обязана была исходить из того, что предполагается не только приобретение им определенных прав и преимуществ, но и возложение на него определенных обязанностей по предоставлению, в том числе, доказательств, подтверждающих признание ее семьи в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах, с учетом перечисленных выше положений закона в их системной взаимосвязи, правовых оснований для выплату ответчику указанных денежных средств не имелось, в связи с чем на Князеву Е.П. правомерна возложена обязанность по их возврату.
Отказывая в удовлетворении встречных исковых требований Князевой Е.П., суд первой инстанции правомерно исходил из того, что юридическое значение для дела может иметь бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в непринятии решения о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий семьи Князевой Е.П., состоящей только из одной Князевой Е.П.
Как правомерно указал суд первой инстанции, ответчик получила социальную выплату на улучшение жилищных условий семьи, состоящей из 3-х человек (Князева Е.П., её супруг К. и дочь К.). С заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий семьи в таком составе ответчик в орган местного самоуправления не обращалась, а потому бездействие администрации Вольновского муниципального образования Саратовского района Саратовской области не является противоправным. Без обращения заинтересованных лиц администрация Вольновского муниципального образования Саратовского района Саратовской области не была обязана принимать какое-либо решение в отношении семьи Князевой Е.П., а потому не имеется оснований и для признания за Князевой Е.П. права состоять на учёте в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с составом семьи 2 человека.
Довод жалобы о том, что семья Князевой Е.П. обладала правом на признание её семьи нуждающейся в жилом помещении, не является предметом данного разбирательства, поскольку решение органа местного самоуправления о признании либо отказе в признании семьи ответчика составом 2 человека нуждающейся в улучшении жилищных условий не принималось, в связи с чем отсутствует предмет спора.
Ссылка ответчика на выполнение условия трехстороннего договора, заключенного между ней, министерством сельского хозяйства Саратовской области и ее работодателем Князевой Е.П., не может повлиять на правильность принятого судом первой инстанции решения, поскольку правом на получение социальных выплат могут воспользоваться только те участники Программы, которые выполнили все условия, предусмотренные Типовым положением (приложение N 1 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов).
Доказательства выполнения ответчиком указанных условий отсутствуют.
Иные доводы жалобы правового значения не имеют, сводятся к переоценке представленных доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичные обстоятельства были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии со статьёй 67 Гражданского кодекса Российской Федерации. Оснований к переоценке указанных доказательств не имеется.
Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
С учётом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Саратовского районного суда Саратовской области от 30.01.2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Князевой Е.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.