Апелляционное определение СК по административным делам Сахалинского областного суда от 20 марта 2014 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Неволиной Е.В.,
судей Богомоловой Ю.А. и Крылова Н.А.,
при секретаре Капруновой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зайченко А.В. о признании незаконными действий Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по "адрес", связанных с отменой регистрационных действий по замене номерных агрегатов транспортного средства, возложении обязанности восстановить регистрационные действия в отношении транспортного средства
по апелляционной жалобе Управления Министерства внутренних дел России по "адрес" на решение Южно-Сахалинского городского суда от 17 декабря 2013 года, которым заявление Зайченко А.В. удовлетворено.
Признаны незаконными действия Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по "адрес", связанные с отменой регистрационных действий по замене номерных агрегатов транспортного средства " "данные изъяты"", государственный регистрационный знак "данные изъяты", ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, выраженное в письме-уведомлении N от ДД.ММ.ГГГГ.
На Управление Министерства внутренних дел России по "адрес" в лице Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по "адрес" возложена обязанность восстановить регистрационные действия по внесению изменений в конструкцию транспортного средства (замене агрегатов) в отношении автомобиля " "данные изъяты"", государственный регистрационный знак "данные изъяты", ДД.ММ.ГГГГ года выпуска.
Заслушав доклад судьи Неволиной Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ представитель Зайченко А.В. - Шатов М.Г. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по "адрес" (далее - ГИБДД УМВД России по "адрес"), связанных с отменой регистрационных действий по замене номерных агрегатов - кузова и двигателя транспортного средства " "данные изъяты"", государственный регистрационный знак "данные изъяты", ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, возложении обязанности восстановить регистрационные действия в отношении транспортного средства.
В обоснование заявления указал, что письмом УГИБДД УМВД России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N отменены регистрационные действия от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по замене номерных агрегатов - кузова и двигателя на принадлежащем Зайченко А.В. транспортном средстве " "данные изъяты"", государственный регистрационный знак "данные изъяты", ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, на основании заключения служебной проверки, в связи с неуплатой утилизационного сбора за транспортное средство, с которого были взяты указанные агрегаты. Считает, что результаты служебной проверки в отношении транспортного средства Зайченко А.В. являются незаконными, поскольку создают препятствия осуществления его прав, как собственника автомобиля. Кроме того указывает, что утилизационный сбор подлежит уплате при ввозе в Российскую Федерацию после ДД.ММ.ГГГГ полнокомплектных транспортных средств, а не в отношении агрегатов.
Заявитель Зайченко А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассматривать заявление без его участия.
В судебном заседании представитель Зайченко А.В. - Шатов М.Г., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал.
Представитель УМВД России по "адрес" Богданов С.В., действующий на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласился.
Судом принято приведенное выше решение, которое обжалует представитель УМВД России по "адрес" Богданов С.В. В жалобе просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы приводит доводы аналогичные изложенным в заключении служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, послужившей основанием для отмены регистрационных действий в отношении автомобиля Зайченко А.В. Считает, что не допускается государственная регистрация изменения регистрационных данных, если выяснится, что номерные агрегаты взяты с транспортных средств, в отношении которых не уплачен утилизационный сбор, за исключением номерных агрегатов, паспорта на которые выданы до 1 сентября 2012 года. При замене агрегатов на транспортное средство собственник должен представить паспорт транспортного средства для подтверждения использования агрегата и определении даты выдачи паспорта.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
На заседании судебной коллегии представитель УМВД России по "адрес" Абрамова С.В., действующая на основании доверенности, поддержала доводы апелляционной жалобы.
Зайченко А.В. возражал против доводов апелляционной жалобы, пояснив, что после решения суда первой инстанции, УМВД России по "адрес" внесли изменения в паспорт транспортного средства, восстановив аннулированную регистрацию.
Проверив материалы дела в порядке пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
В соответствии с положениями статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" утилизационный сбор уплачивается в целях обеспечения экологической безопасности за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации.
Виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым, третьим и седьмым пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 года N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств" утверждены Правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора (далее - Правила). В соответствии с положениями раздела I Правил, ими установлен порядок взимания утилизационного сбора за колесные транспортные средства, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" требуется уплата утилизационного сбора, а также порядок исчисления, уплаты и возврата уплаченных сумм утилизационного сбора.
Уплата утилизационного сбора осуществляется лицами, признанными плательщиками в соответствии со статьей 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрация, в том числе временная, и изменение регистрационных данных колесных транспортных средств не осуществляются, если федеральным законом установлено требование по уплате утилизационных сборов в отношении колесных транспортных средств, или необходимо принятие организацией - изготовителем колесных транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, или утилизационный сбор в отношении колесных транспортных средств не уплачивается в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", в случае, если при изменении регистрационных данных колесных транспортных средств, связанных с заменой номерных агрегатов, представлены номерные агрегаты с транспортных средств, за которые ранее не осуществлено взимание утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств или по которым организацией - изготовителем транспортных средств не принято обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением номерных агрегатов, использовавшихся в комплекте колесных транспортных средств, паспорта на которые выданы до 1 сентября 2012 года.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Зайченко А.В. приобрел у Пен И.Г. автомобиль " "данные изъяты"", ДД.ММ.ГГГГ года выпуска.
Из декларации на товар N, имеющейся в материалах дела ( "данные изъяты") следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес общества с ограниченной ответственностью " ФИО15" был ввезен товар - двигатель, модель N, бывший в эксплуатации для легкового автомобиля " "данные изъяты"" в сборе с передней ходовой частью, с элементами подвески, колесами - "данные изъяты" штука. Выпуск данного товара был разрешен Сахалинской таможней, о чем имеется отметка на декларации.
Как видно из декларации на товар N, имеющейся в материалах дела ( "данные изъяты"), ДД.ММ.ГГГГ в адрес общества с ограниченной ответственностью " ФИО16" был ввезен товар - кузов, модель N бывший в эксплуатации для легкового автомобиля " "данные изъяты"", цвет серебристый, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, без двигателя, ходовой части. В комплекте: капот, крылья, двери, обшивка кузова, сиденья, рулевая рейка. Выпуск данного товара был разрешен Сахалинской таможней, о чем имеется отметка на декларации.
На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ прежний владелец автомобиля Пен И.Г. приобрел у общества с ограниченной ответственностью " ФИО15" двигатель N, бывший в эксплуатации для легкового автомобиля " "данные изъяты"" в сборе с ходовой частью с элементами подвески, колесами ( "данные изъяты").
В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ Пен И.Г. приобрел у общества с ограниченной ответственностью " ФИО16" кузов N бывший в эксплуатации для легкового автомобиля " "данные изъяты"", серебристого цвета, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, без двигателя, ввезенный на территорию Российской Федерации по таможенной декларации N ( "данные изъяты").
Прежним владельцем автомобиля Пен И.Г. ДД.ММ.ГГГГ была произведена замена номерного агрегата - двигателя автомобиля N на двигатель N и номерного агрегата - кузова автомобиля N на кузов N.
Внесенные конструктивные изменения прошли процедуру регистрации в установленном законом порядке в ГИБДД УМВ России по "адрес", что нашло отражение в правоустанавливающих документах.
ДД.ММ.ГГГГ автомобиль был снят с регистрационного учета прежним владельцем Пен Ир Гван для продажи.
ДД.ММ.ГГГГ уведомлением заместителя начальника УМВД России по "адрес" Зайченко А.В. был извещен об отмене регистрационных действий по замене номерных агрегатов на принадлежащем ему автомобиле " "данные изъяты"", государственный регистрационный знак "данные изъяты".
Из содержания уведомления следует, что основанием для аннулирования регистрации транспортного средства явилось отсутствие сведений об уплате утилизационного сбора на транспортные средства, с которых предоставлены замененные номерные агрегаты - кузов и двигатель.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что утилизационный сбор уплачивается только за колесные транспортные средства, ввозимые в Российскую Федерацию (произведенные, изготовленные в Российской Федерации). Ввоз номерных агрегатов транспортных средств не порождает обязанности по его уплате, запрет на изменение регистрационных данных действует только в отношении тех номерных агрегатов, которые использовались в комплекте колесных транспортных средств, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных, изготовленных в Российской Федерации, паспорта на которые выданы после 01 сентября 2012 года и за которые не был уплачен утилизационный сбор.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности отмены регистрационных действий по замене номерных агрегатов - двигателя и кузова автомобиля " "данные изъяты"", государственный регистрационный знак "данные изъяты", и возложил соответствующую обязанность по устранению допущенного нарушения прав заявителя.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, как основанном на правильной оценке совокупности исследованных в судебном заседании доказательств и установленных по делу обстоятельствах, поскольку уплата утилизационного сбора в отношении номерных агрегатов колесных транспортных средств, ввозимых на территорию Российской Федерации не в комплекте колесного транспортного средства, не предусмотрена законом.
Доводы апелляционной жалобы представителя УМВД России по "адрес" Богданова С.В. основаны на неправильном толковании норм материального права, сводятся к неверной оценке установленных по делу обстоятельств и отмену обжалуемого решения не влекут.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 327.1, статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 17 декабря 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Управления Министерства внутренних дел России по "адрес" Богданова С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Неволина
Судьи Ю.А. Богомолова
Н.А. Крылов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.