Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 04 декабря 2013 г. по делу N 33А-3537/2013
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н.,
судей: Давыдова Д.А. и Патланя В.А.,
при секретаре Полякове А.С.,
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Терентьевой Л.В. на решение Нальчикского гарнизонного военного суда от 27 августа 2013 года, которым частично удовлетворено заявление
"данные изъяты" Терентьевой Ларисы Владимировны
об оспаривании действий командующего войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России и командира войсковой части N, связанных с порядком увольнения с военной службы.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя заявителя Терентьевой Л.В. - Терентьева Ю.Н. в обоснование изложенных в жалобе доводов, объяснения представителей должностных лиц - Боровиковой Н.В. и Некрасова С.В., возражавших против удовлетворения жалобы, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры "данные изъяты" Чистопрудова В.А., предложившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Терентьева обратилась в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просила признать незаконными:
- действия командира войсковой части N, связанные с порядком представления к увольнению с военной службы;
- приказ командующего войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России от ДД.ММ.ГГГГ года N N об увольнении её с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Кроме того, заявитель просила суд обязать должностных лиц и отменить оспоренный ею приказ, восстановить на военной службе, а также возместить судебные расходы по делу.
Должностные лица требования Терентьевой не признали.
Решением Нальчикского гарнизонного военного суда от 27 августа 2013 года заявление Терентьевой удовлетворено частично.
Суд первой инстанции признал незаконными действия командира войсковой части N связанные с ненаправлением заявителя на медицинское освидетельствование до издания приказа об увольнении с военной службы.
В удовлетворении остальных требований Терентьевой гарнизонным военным судом отказано.
В апелляционной жалобе заявитель Терентьева просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование автор жалоб излагает обстоятельства дела, обращает внимание на то, что суд не привлёк к участию в деле в качестве третьего лица главу администрации "адрес", являющегося собственником служебного помещения, в котором она проживает, и будет выселена из него в силу предписаний статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статей 103 и 104 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Заявитель Терентьева, ссылаясь на пункт N Положения о "данные изъяты" и статью 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", утверждает, что она согласия на увольнение с военной службы до получения жилого помещения в избранном месте жительства не давала.
Далее автор жалобы пишет о том, что командование формально отнеслось к проведению беседы и не направило её на медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией, что свидетельствует о нарушении установленной Положением о "данные изъяты" процедуры увольнения с военной службы.
Проверив решение гарнизонного военного суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит судебное постановление законным и обоснованным.
Вывод суда первой инстанции о частичном удовлетворении заявления Терентьевой соответствует фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, основан на проверенных в судебном заседании доказательствах.
Данные доказательства достаточно полно и объективно приведены в судебном решении, не вызывают сомнений в своей достоверности, и им дана надлежащая оценка.
Из материалов дела усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ Терентьева проходила военную службу по контракту в войсковой части N, дислоцированной на территории "адрес".
Приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N N Терентьева освобождена в связи с организационно-штатными мероприятиями от занимаемой воинской должности "данные изъяты" воинской части и зачислена в распоряжение командира войсковой части N.
По месту военной службы Терентьева на состав семьи 2 человека обеспечена служебным жилым помещением по установленной норме.
Общая продолжительность военной службы Терентьевой составляла более "данные изъяты", и она, как достигшая в ДД.ММ.ГГГГ предельного возраста пребывания на военной службе, на основании поданного ею рапорта ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией войсковой части N признана нуждающейся в жилом помещении по избранному после увольнения с военной службы месту жительства в городе "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ Терентьева подала по команде рапорт, в котором просила уволить её с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Кроме того, в этом документе указывалось на отсутствие жилого помещения для постоянного проживания, а также содержалась просьба о направлении на медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией.
Также в рапорте Терентьева обращала внимание на то, что с увольнение с военной службы согласна после предоставления жилого помещения.
Поскольку Терентьева в рапорте предельно ясно сформулировала просьбу об увольнении с военной службы, то командир войсковой части N правомерно инициировал соответствующую процедуру.
Оснований полагать, что при оформлении листа беседы были нарушены права Терентьевой, не имеется.
Приказом командующего войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N N Терентьева уволена с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
На день разрешения дела судом Терентьева не была исключена из списков личного состав воинской части.
Что касается ненаправления до увольнения с военной службы заявителя на военно-врачебную комиссию, то указанные действия командира войсковой части N обоснованно признаны судом первой инстанции незаконными, но поскольку до разрешения дела гарнизонным военным судом заявитель прошла военно-врачебную комиссию (свидетельство о болезни направлено для утверждения в штатную военно-врачебную комиссию), то суд не возлагал на воинское должностное лицо обязанность по устранению допущенных в отношении Терентьевой нарушений закона.
Следовательно, процедуру увольнения Терентьевой нельзя признать незаконной по тем основаниям, которые приведены в апелляционной жалобе.
При разрешении требования о правомерности увольнения заявителя с военной службы без предоставления жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы месту жительства, надлежит исходить из следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
Статьей 36 этого Закона определено, что порядок прохождения военной службы определяется этим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Анализ содержания данной нормы закона показывает, что в ней установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий военнослужащих, согласно которым, в частности, они не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья.
При этом данная норма закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы.
Иное толкование абзаца 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто полностью обеспечен им, но выразил желание изменить место жительства в связи с увольнением.
Между тем из закона такое равенство не вытекает.
Порядок реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на обеспечение бесплатным жильем устанавливается отдельными положениями законодательства о статусе военнослужащих, а также нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" закреплено положение, согласно которому государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом в абзаце 2 пункта 1 этой же статьи конкретизировано, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности их предоставления в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Исходя из этого следует, что для каждого военнослужащего гарантирована возможность быть обеспеченным жильем по месту военной службы.
В соответствии с пунктом 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Данная норма гарантирует определенным в ней категориям военнослужащих обеспечение жилым помещением от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по месту военной службы.
С учетом изложенного следует признать, что абзац 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", являясь одной из гарантий жилищных прав военнослужащих, устанавливает запрет на увольнение по указанным в нем основаниям военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия до обеспечения жильем именно по месту военной службы, то есть в населенном пункте, где дислоцирована воинская часть.
Положениями этой же нормы закона предусмотрено, что при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии с этим пунктом вышеназванные военнослужащие и члены их семей обеспечиваются жилым помещением при перемене места жительства федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Документы о сдаче жилых помещений и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Таким образом, законодательство Российской Федерации не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, а затем в целях последующего увольнения и с учетом выраженного им желания - по избранному им месту постоянного жительства.
Однако такие военнослужащие, даже после признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства (в порядке подпункта "и" пункта 7 раздела II Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054), не могут претендовать на социальную гарантию, установленную в абзаце 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку они обеспечены жилым помещением по прежнему месту жительства - по месту военной службы.
Следовательно, препятствий для их увольнения не имеется.
В этом случае за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства за счет средств федерального органа исполнительной власти, в котором они проходили военную службу.
Возникновение в связи с увольнением специального основания для повторного признания нуждающимися в улучшении жилищных условий - выбор места жительства после увольнения порождает обязанность федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, обеспечить гражданина жильем в этом месте, не является, как указано выше, по смыслу абзаца 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", препятствием для увольнения, поскольку в нем содержится запрет на увольнение без предоставления жилья, а таким военнослужащим жилье предоставлено ранее, по месту прохождения военной службы.
Ссылка в жалобе на положения статей 103 и 104 Жилищного кодекса Российской Федерации и необходимость привлечения главы администрации района к участию в деле в качестве третьего лица является безосновательной, поскольку на день принятия оспариваемого судебного акта, должностное лицо действий, связанных с выселением Терентьевой из занимаемого служебного помещения, не совершило.
Следовательно, суд первой инстанции не нарушил предписания закона о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса (статьи 148 и 150 ГПК Российской Федерации).
Таким образом, приведённые в апелляционной жалобе заявителем доводы подлежат отклонению ввиду их несостоятельности.
Руководствуясь статьями 327, 3271, 328 и 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нальчикского гарнизонного военного суда от 27 августа 2013 года по заявлению Терентьевой Ларисы Владимировны оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий И.Н. Потапченко
Судьи: Д.А. Давыдов
В.А. Патлань
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.