Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 19 марта 2014 г. по делу N 33А-533/2014
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н.,
судей: Патланя В.А. и Тогубицкого В.А.,
при секретаре Клименко О.С.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя руководителя ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю" (далее - управление) - ФИО8 на решение Ставропольского гарнизонного военного суда от 4 декабря 2013 г., которым частично удовлетворено заявление "данные изъяты" Остащенко Евгения Олеговича об оспаривании бездействие командира войсковой части N и руководителя управления, связанное с невыплатой заявителю денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Тогубицкого В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Остащенко обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие командира войсковой части N и руководителя управления, связанное с невыплатой ему в период с ДД.ММ.ГГГГ денежной компенсации за наем жилого помещения, и обязать руководителя управления произвести оспариваемую выплату за указанный период.
Решением гарнизонного военного суда заявление удовлетворено частично.
Суд признал незаконным бездействие указанных должностных лиц, связанное с невыплатой заявителю денежной компенсации за наем жилого помещения, и обязал командира воинской части издать приказ о выплате заявителю денежной компенсации за период с июля по ДД.ММ.ГГГГ., а руководителя управления - произвести ее выплату за указанный период.
В удовлетворении заявления Остащенко о выплате ему компенсации ДД.ММ.ГГГГ судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель руководителя управления просит решение суда отменить. Автор жалобы приводит собственный анализ законодательства, регулирующего порядок производства спорной выплаты, и утверждает, что для ее получения военнослужащий должен быть признан нуждающимся в получении служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы. В связи с этим он обращает внимание на то, что решением ФГКУ "Югрегионжилье" Остащенко принят на учет нуждающихся в получении служебного жилого помещения со ДД.ММ.ГГГГ., и полагает ошибочным вывод суда о возможности получения заявителем компенсации за период, предшествующий принятию его на данный учет. Кроме того, представитель должностного лица указывает на то, что приказы командования о выплате компенсации за указанный период в управление не поступали.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наём (поднаём) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен в Положении о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909.Пунктами 2 и 3 этого Положения предусмотрено, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров.
В соответствии с пп. 11 и 14 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 16 июня 2005 г. N 235, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, по месту их военной службы. Выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего.
Из системного анализа вышеперечисленных нормоположений следует, что обязательными условиями для выплаты военнослужащему денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения являются не только его нуждаемость в получении служебного жилья по месту прохождения военной службы и осуществление найма (поднайма) жилого помещения, но и признание такого военнослужащего в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении.
Согласно уведомлению начальника отделения (заселения) по Ставропольскому краю ФГКУ "Югрегионжилье" от 2 ДД.ММ.ГГГГ N ЮЖ/ОСТ N Остащенко признан нуждающимся в получении служебного жилого помещения лишь ДД.ММ.ГГГГ
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления о выплате Остащенко денежной компенсации за период, предшествующий принятию его на указанный учет.
В связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права решение суда в части удовлетворения заявления Остащенко о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене. При этом судебная коллегия признаёт необходимым принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст. 327.1, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ставропольского гарнизонного военного суда от 4 декабря 2013 г. в части признания незаконным бездействия руководителя ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю" и командира войсковой части N, связанного с невыплатой Остащенко Евгению Олеговичу денежной компенсации за наем жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ, возложения на командира воинской части обязанности издать приказ о выплате заявителю денежной компенсации за указанный период, а на руководителя ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю" - произвести ее выплату, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права отменить.
Принять по делу в этой части новое решение. В удовлетворении заявления Остащенко Евгения Олеговича о выплате ему за период с ДД.ММ.ГГГГ денежной компенсации за наем жилого помещения отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя руководителя ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.