Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Коженовой Т.В., Шнытко С.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Кирюшенкова О.В. на решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 21 ноября 2013 года, которым ему отказано в удовлетворении иска.
Заслушав доклад судьи Коженовой Т.В., объяснения истца Кирюшенкова О.В. и его представителя Коротченко Р.А., представителя администрации МО "Сафоновский район" Смоленской области - Федькиной Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кирюшенков О.В. обратился в суд с иском к администрации МО "Сафоновский район" Смоленской области (далее - Администрация) о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения, ссылаясь на то, что он является собственником квартиры " ... ". Указанное жилое помещение признано непригодным для проживания в результате ведения горных работ и подлежащим сносу как ветхое. В данной квартире кроме него зарегистрирована его супруга - Кирюшенкова С.В. и несовершеннолетний сын - О. Решением Сафоновского районного суда Смоленской области от 09.03.2012 г. ему было отказано в получении субсидии для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета. Однако, поскольку занимаемое жилое помещение непригодно для проживания по критериям безопасности, он имеет право на предоставление во внеочередном порядке иного благоустроенного жилого помещения в соответствии с нормами ЖК РФ.
В судебном заседании истец Кирюшенков О.В. и его представитель Коротченко Р.А. исковые требования поддержали.
Представитель Администрации - Федькина Н.В. исковые требования не признала, указав, что Кирюшенков О.В. намеренно приобрел ветхое жилье, в " ... " приобрел земельный участок под квартирой на основании договора купли-продажи. В силу ст. 210 ГК РФ как собственник должен нести бремя содержания принадлежащего ему имущества. 19.03.2013г. Сафоновский районный суд отказал ему в предоставлении субсидии, решение вступило в законную силу. Оснований для внеочередного предоставления Кирюшенкову О.В. жилого помещения, предусмотренных Жилищным Кодексом РФ не имеется.
Третье лицо - Кирюшенкова С.В. с иском согласилась.
Решением Сафоновского районного суда Смоленской области от 02.10.2013 г. в удовлетворении исковых требований Кирюшенкову О.В. отказано.
В апелляционной жалобе истец Кирюшенков О.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное толкование и применение норм материального права. Указывает, что спорная квартира признана непригодной для проживания. Собственникам квартиры " ... " в указанном жилом доме предоставлена субсидия за счет средств федерального бюджета.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 г. N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).
Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ (п. 3).
В силу пп. "а", "б" п. 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 г. N 840 реализация программ местного развития и обеспечения занятости населения шахтерских городов и поселков включает в себя в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, а также содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Согласно п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 428 от 13.07.2005 г. (далее - Правила) межбюджетные трансферты направляются на финансирование мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат; социальные выплаты предоставляются на основании составленных, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина (п. 11 Правил).
Таким образом, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Статьей 12 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установлено, что социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения. Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.
Анализ вышеприведенных норм права дает основание полагать, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
Из материалов дела следует, что " ... " между администрацией шахтоуправления и И. (бабушка истца), А. (дядя истца) был заключен договор о бесплатной передаче в собственность граждан, занимаемых квартир (жилых домов) в государственном и муниципальном жилищном фонде, согласно которому последние получают безвозмездно квартиру " ... " по ... доле в праве собственности на указанную квартиру.
" ... " И. умерла.
А. и О. (мать истца) выдано свидетельство о праве на наследство по закону в равных долях на ... доли указанной квартиры, принадлежавшей умершей И., было выдано свидетельство о праве на наследство по закону в равных долях по ... каждому.
При этом, поскольку Р. не проживала и не была зарегистрирована в квартире " ... ", совместным решением ликвидационной комиссии ДОАО и администрации МО "Сафоновский район" в Список граждан, нуждающихся в содействии в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания, был включен только А.
" ... " между Р. и А. был заключен договор купли-продажи ... доли в праве собственности спорной квартиры, согласно которому последний произвел отчуждение ... доли в праве собственности спорной квартиры.
По договору дарения Р. подарила указанную квартиру истцу, за которым " ... " было зарегистрировано право собственности на данную квартиру.
Судом установлено, что в указанной квартире зарегистрированы: истец с " ... ", Кирюшенкова С.В. (супруга) с " ... ", О. (сын) с " ... ".
Решением Сафоновского районного суда Смоленской области от 13.04.2011 г., Администрация обязана предоставить А. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте " ... " за счет средств федерального бюджета, направляемых на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
Таким образом, на момент принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и формирования списка граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления и согласованных с Министерством энергетики РФ, истец с семьей в спорной квартире не проживали, членами семьи А. не являлись, соответственно право на получение социальной выплаты и включение в списки на переселение у них на момент ликвидации шахты не возникло.
Последующее приобретение в собственность, переезд и регистрация истца и членов его семьи в ветхом жилом помещении, учитывая требования вышеприведенных норм, основанием для предоставления социальной выплаты не является.
Решением Сафоновского районного суда Смоленской области от 19.03.2012 г., вступившим в законную силу, Кирюшенкову О.В., Кирюшенковой С.В. отказано в удовлетворении иска к Администрации о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Из материалов дела следует, что истец на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоит, спорное жилое помещение в установленном законом порядке непригодным для проживания не признано.
Проанализировав представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку, оснований для предоставления истцу вне очереди жилого помещения в соответствии с нормами Жилищного Кодекса РФ не имеется.
Довод жалобы о том, что спорная квартира признана непригодной для проживания, не состоятелен, поскольку указанное жилое помещение признано непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение указанной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение).
Суд обоснованно указал, что в соответствии с указанными нормами спорное жилое помещение непригодным для проживания не признавалось.
Истец в межведомственную комиссию с заявлением о признании жилого помещения не пригодным для проживания не обращался. Отсутствует акт и заключение межведомственной комиссии.
Кроме того, истец приобрел право собственности уже после признания дома непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах.
На основании п. 3 ст. 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Исходя из анализа указанных норм закона, материалов дела, можно сделать вывод, что при заключении договора дарения истиц, приобретая жилое помещение, признанное непригодным для проживания, должен был действовать с долей осмотрительности и разумности. Истец не мог не видеть ветхого, аварийного состояния дома.
Поскольку гражданин приобрел жилое помещение непригодное для проживания, используя положения свободы договора (ст. 421 ГК РФ), следовательно, у Администрации отсутствует обязанность по предоставлению такому собственнику другого жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания во внеочередном порядке. При указанных обстоятельствах, собственник должен избрать иной способ защиты нарушенного права.
Довод жалобы о том, что собственникам квартиры ... в указанном жилом доме предоставлена субсидия за счет средств федерального бюджета, правового значения не имеет.
Из объяснений истца, данных в судебном заседании, следует, что в " ... " истец отказался от предоставления субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не содержат каких-либо юридически значимых обстоятельств, свидетельствующих о возможности иного мнения по делу.
Юридически значимые обстоятельства судом были установлены правильно, представленным сторонами доказательствам в решении дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Дело рассмотрено судом в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и оснований для отмены решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 21 ноября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кирюшенкова ФИО56 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.