Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Пудова А.В.,
судей: Дмитриевой Г.И., Штейнле А.Л.,
при секретаре Лялиной О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Сугака П.С. на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 26 ноября 2013 года, которым отказано в удовлетворении требований Сугака П.С.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой Г.И., объяснения истца Сугака П.С., его представителя Хахалина Е.Б., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сугак П.С. первоначально обратился в суд с заявлением об оспаривании действий и решений должностных лиц Администрации Смоленской области, Департамента Смоленской области по социальному развитию, указав, что проходил военную службу в Вооруженных силах СССР и России с ... 1970 г. по ... 1997 г., уволен с военной службы по льготному основанию - достижении предельного возраста пребывания на военной службе. После увольнения с военной службы он принял решение об избрании в качестве места своего постоянного жительства г. Орел, где был поставлен на учет для получения жилого помещения. 28.08.2008 г. он направил в органы местного самоуправления по месту учета заявление о выдаче ему и членам семьи государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения, однако до настоящего времени такой сертификат не выдан. Более того, постановлением администрации г. Орел от 21.04.2007 г. N 1270 он с членами семьи необоснованно снят с учета, как якобы обеспеченный жилым помещением по месту военной службы в п. Б. ... сельского поселения Вяземского района Смоленской области. Вместе с тем, после увольнения с военной службы он не избирал в качестве места своего постоянного жительства п. Б., поскольку данное жилье не является благоустроенным и не предназначено для постоянного проживания. Учитывая длительность решения его жилищного вопроса и явно неправомерные действия по снятию с учета нуждающихся в получении жилого помещения, он избрал обеспечение жилым помещением в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Смоленской области, для чего 04.02.2013 г. направил соответствующее заявление в Администрацию Смоленской области, однако 15.03.2013 г. получил отказ со ссылкой на то, что он не состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако распоряжением Администрации Относовского сельского поселения от 04.03.2013 г. он и члены его семьи приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, поэтому полагает, что имеет право на обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренным действующим законодательством, включая Федеральный закон "О статусе военнослужащих", путем предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Уточнив требования, Сугак П.С. просил признать его право, включая членов семьи, на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с п. 2.1. ст. 15 ФЗ О статусе военнослужащих" независимо от времени постановки на учет в качестве нуждающегося;
Обязать орган местного самоуправления в лице Относовского сельского поселения Вяземского района Смоленской области с даты постановки на учет - с 04.03.2013 г. поставить его и членов семьи в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих", включить в список таких лиц и направить сведения в Департамент Смоленской области по социальному развитию для рассмотрения в соответствии с требованиями законодательства.
В судебном заседании Сугак П.С. и его представитель Хахалин Е.Б. требования поддержали.
Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию Савенкова Е.Г. требования не признала, ссылалась на то, что со стороны Департамента нарушений прав и свобод истца не имеется, поскольку документы от него не поступали. В соответствии с Порядком предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно, обеспечение граждан жилым помещением осуществляется только в том случае, если до 01.01.2005 г. они были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления.
Представитель Администрации Относовского сельского поселения Вяземского района Смоленской области в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве исковые требования признал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель привлеченного по ходатайству истца к участию в деле в качестве третьего лица ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого и об удовлетворении исковых требований в апелляционной жалобе просит Сугак П.С., ссылаясь на незаконность и необоснованность решения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Сугак П.С. с ... 1970 г. по ... 1997 г. проходил военную службу в Вооруженных силах СССР и России, уволен с военной службы по льготному основанию - достижении предельного возраста пребывания на военной службе, на момент увольнения имел выслугу 27 лет в календарном и 34 года в льготном исчислении.
После увольнения с военной службы истец с 09.07.1998 г. состоял на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации г. Орла.
28.08.2008 г. истец подал заявление о выдаче ему государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории г. Орел.
Письмом от 18.02.2009 г. Администрацией г. Орла истцу сообщено, что оснований предоставить ему социальную выплату на приобретение жилья посредством ГЖС нет, т.к. он реализовал свое право на обеспечение жилой площадью по избранному месту жительства в п. Б. Вяземского района Смоленской области в 1998 г. В связи с чем, будет рассмотрен вопрос о снятии его с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Администрации г. Орла от 21.04.2009 г. N 1270 Сугак П.С. снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения.
На заявление истца от 08.02.2013 г. по вопросу получения единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Смоленской области письмом Департамента Смоленской области по социальному развитию от 14.02.2013 г. N 11-1109 было отказано в связи с тем, что Сугак П.С. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не состоит.
Впоследствии распоряжением Администрации Относовского сельского поселения Вяземского района Смоленской области от 04.03.2013 г. N 9-р истец с составом семьи три человека принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Пунктом 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (в ред. Федерального закона от 08.12.2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", действующей на день предъявления уточненного искового заявления).
В силу ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Смоленской области от 11.05.2011 г. N 17-з "О предоставлении отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставлении им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Смоленской области" установлено, что порядок предоставления указанной категории граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется нормативным правовым актом Администрации Смоленской области.
Постановлением Администрации Смоленской области от 05.09.2011 г. N 526 утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - Порядок).
В соответствии с п. 1.3 Порядка жилые помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма либо единовременная денежная выплата предоставляются гражданам, включенным органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения, в сводный список граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статье 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
В силу п. 2, 3, 4 Порядка формирования и ведения сводного списка отдельных категорий граждан, которые обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Федеральными законами "О статусе военнослужащих" и "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 05.09.2011 г. N 527 органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (сельских поселений, городских поселений, городских округов), осуществляющие ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, формируют список граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 и абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также статье 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
Органы местного самоуправления в срок до 20 сентября 2011 года направляют сформированные списки граждан в орган исполнительной власти Смоленской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня поступления списка граждан направляет гражданам, включенным органами местного самоуправления в указанный список, письменное уведомление о необходимости представления в уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня получения указанного уведомления заявления о выборе формы обеспечения жилыми помещениями по формам согласно приложениям N 2, 3 и 4 к настоящему Порядку и необходимых документов.
Разрешая заявленные истцом требования, суд исходил из тех обстоятельств, что условия для обеспечения лица, уволенного с военной службы, как принятие его до 1 января 2005 г. органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях у истца не имеется.
Однако, согласно Постановления КС РФ N 21-П от 15.10.2012 г. положения п. 2.1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" как препятствующие признанию за уволенными с военной службы гражданами, которые первоначально были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления до 1 января 2005 г., а затем переехали на постоянное место жительства из одного населенного пункта в другой и по этой причине были приняты на соответствующий учет по новому месту жительства после 1 января 2005 г., права на обеспечение жилыми помещениями по их выбору в одной из предусмотренных названными законоположениями форм на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые после принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях место жительства не меняли, признаны не соответствующими Конституции РФ.
Выводы суда об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований обоснованы в том числе и тем, что истец был обеспечен жилым помещением после увольнения с военной службы, о чем свидетельствует ордер на его имя от 04.03.1998 г. на квартиру ... в доме ... п. Б. Вяземского района Смоленской области.
Вместе с тем, как указывал Сугак П.С., в данном жилье он проживал до увольнения со службы. Жилье ему было предоставлено в закрытом военном городке и в связи с прохождением службы. Указанные обстоятельства подтверждаются и лицевым счетом на квартиру, из которого следует, что истец в ней проживает с 1995 г. (л.д.35). А ссылка суда на выданный истцу ордер на спорную квартиру 04.03.1998 г. не свидетельствует о том, что данное жилье ему было предоставлено после увольнения с военной службы.
На этом основании выводы суда в том, что истец был снят с учета на получение жилья как уволенный военнослужащий в связи с тем, что реализовал свое право на жилье, о чем, как указал суд, свидетельствует ордер на имя истца от 04.03.1998 г., не верны.
По избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства (г. Орел) истец являлся нуждающимся в получении жилья, в связи с чем, 28.08.2008 г. обоснованно просил обеспечить его государственным жилищным сертификатом для приобретения жилого помещения. Однако, это законное требование истца выполнено не было, а постановлением администрации г. Орла от 21.04.2009 г. N 1270 Сугак П.С. снят с учета как обеспеченный жилым помещением по прежнему месту жительства - п. Березняки Вяземского района Смоленской области.
Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждены Постановлением правительства РФ от 06.09.1998 г. N 1054.
Этими Правилами, как и п. 13 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", предусмотрена возможность постановки таких военнослужащих на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному ими постоянному месту жительства до увольнения с военной службы. При этом постановка на учет осуществляется вне зависимости от обеспеченности жильем для постоянного проживания по месту службы (за исключением жилых помещений, находящихся в собственности указанных лиц или забронированных ими в других регионах страны).
Отказ в выдаче таким военнослужащим государственных жилищных сертификатов только лишь на том основании, что они обеспечены жилыми помещениями (служебными или предоставляемыми для постоянного проживания) по месту службы, как и увольнение их с военной службы без предоставления сертификата, является неправомерным.
При изложенных обстоятельствах оснований для снятия истца с учета нуждающихся в жилье у администрации г. Орла не было, как не было оснований и суду считать, что истец реализовал свое право на обеспечение жилой площадью по избранному месту жительства в п. Б. Вяземского района в 1998 г. - после увольнения со службы. В 1998 г., как установлено, истцу лишь выдали ордер на жилье, в котором он фактически проживал во время военной службы - с 1995 г.
Поскольку право Сугака П.С. на обеспечение его жилплощадью после увольнения с военной службы реализовано не было, у него имелись основания для постановки на учет органом местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении. Поэтому вывод суда в том, что постановка истца 04.03.2013 г. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях с составом семьи три человека не дает ему право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в порядке установленным абзацем 1 п. 2.1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" является неверным.
В силу изложенных обстоятельств, требования истца - обязать орган местного самоуправления в лице Относовского сельского поселения Вяземского района Смоленской области поставить Сугака П.С. и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и включить в список в соответствии с п. 2.1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" и направить список в Департамент Смоленской области по социальному развитию.
Требования истца о признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с п. 2.1. ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" производны от требований постановки на такой учет и включении в список.
При изложенных обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований Сугака П. С. - обязать орган местного самоуправления в лице Относовского сельского поселения Вяземского района Смоленской области поставить Сугака П.С. и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и включить в список в соответствии с п. 2.1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" и направить список в Департамент Смоленской области по социальному развитию.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 26 ноября 2013 года отменить. Принять по делу новое решение. Обязать орган местного самоуправления в лице Относовского сельского поселения Вяземского района Смоленской области поставить Сугака П.С. и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и включить в список в соответствии с п. 2.1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" и направить список в Департамент Смоленской области по социальному развитию.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.