Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Дроздовой В.Ф.,
судей Золотаревой Ю.Г., Папуловой С.А.,
при секретаре Федоровой С.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе областного государственного казённого учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области" на решение Ленинского районного суда ЕАО от 12.12.2013, которым постановлено:
Исковые требования Никулиной Н.А. к областному государственному казённому учреждению "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области" об оспаривании решения о прекращении предоставления компенсации расходов по оплате жилья, коммунальных услуг, предоставляемой педагогу, удовлетворить.
Признать решение областного государственного казённого учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области" от 11.10.2013 N 05 об отказе в представлении компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг Никулиной Н.А. незаконным.
Возложить обязанность на областное государственное казённое учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области" возобновить Никулиной Н.А. выплату компенсации расходов по оплате жилья, коммунальных услуг, предоставляемой педагогу.
Заслушав доклад судьи Золотаревой Ю.Г., пояснения представителя ответчика ОГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО" Галушина В.С., истицы Никулиной Н.А., представителя ответчика Министерства финансов РФ Гавриловой Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Никулина Н.А. обратилась в суд с иском к областному государственному казённому учреждению "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО" (далее ОКГУ "МФЦ") об оспаривании отказа в предоставлении льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Своё требование мотивировала тем, что с 10.10.2012 ей прекращена выплата компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг. Из объяснений ОГКУ "МФЦ" следует, что она утратила право на указанные льготы, поскольку ушла на пенсию из федерального образовательного учреждения. С данным решением она не согласна. Законом РФ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрены льготы по оплате жилой площади и коммунальных услуг для педагогических работников в сельской местности. Считает, что льготы, предоставленные ей федеральным законодательством, должны быть сохранены на уровне регионального законодательства ЕАО. Стаж её педагогической деятельности в сельской местности составляет 35 лет 1 месяц, в связи с этим она имеет право на льготы, предусмотренные законодательством об образовании. Просила признать действия ОКГУ "МФЦ" по отказу в предоставлении мер социальной поддержки неправомерными, обязать ответчика предоставлять ей льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а так же произвести перерасчёт с момента отказа в предоставлении данных выплат.
В судебном заседании Никулина Н.А. требования и доводы иска поддержала, просила признать решение ОГКУ "МФЦ" от 11.10.2013 N 05 о прекращении предоставления компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг незаконным, возложить на ответчика обязанность возобновить выплату компенсации. Пояснила, что она с 1978 года по 2003 год работала учителем в школах Ленинского района ЕАО, с февраля 2003 года работала в техникуме преподавателем. Она получает льготную педагогическую пенсию с декабря 2004 года, но продолжала работать и пользовалась льготой по оплате жилья и коммунальных услуг через техникум. С 01.01.2012 техникум стал областным образовательным учреждением, поэтому она получала указанную компенсацию в ОГКУ "МФЦ". Она уволена с работы в августе 2013 года. Полагает, что имеет право на получение данных льгот, поскольку их никто не отменял.
Представитель ответчика ОГКУ "МФЦ" Галушин B.C. иск не признал, пояснил, что отказ в предоставлении компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг истице законен, поскольку она ушла на пенсию из федерального образовательного учреждения, а в соответствии с Законом ЕАО от 01.03.2011 N 902-ОЗ "О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" компенсация предусмотрена пенсионерам из числа педагогических работников областных и муниципальных образовательных учреждений ЕАО.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик ОГКУ "МФЦ" просил решение суда отменить, принять по делу новое решение. Указал, что, не оспаривая право истицы на получение компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг со стороны государства, как пенсионерки из числа педагогических работников образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, имеющей стаж работы более 10 лет, учреждение не признаёт её право на получение вышеуказанной компенсации на основании действующего регионального законодательства от ОГКУ "МФЦ".
В возражениях на апелляционную жалобу истица Никулина Н.А. указала, что жалоба незаконна, поскольку льгота по оплате жилья и коммунальных услуг гарантирована ей Конституцией РФ и федеральным законодательством.
Определением судебной коллегии по гражданским делам суда ЕАО от 26 февраля 2014 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ и Еврейская автономная область в лице правительства ЕАО, суд перешёл к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
Представитель правительства ЕАО в судебное заседание не явился, о его времени и месте уведомлён надлежащим образом, в телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствии, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без участия представителя правительства ЕАО.
В апелляционной инстанции представитель ОГКУ "МФЦ" Галушин В.С. доводы и требования жалобы поддержал, пояснил, что компенсационные выплаты истице прекращены с сентября 2013, в связи с тем, что она прекратила трудовую деятельность в ОГОБУ СПО "Сельскохозяйственный техникум с. Ленинское". В силу того, что право на пенсию у истицы возникло в период работы в федеральном государственном образовательном учреждении, компенсация ей должна выплачиваться за счёт средств федерального бюджета.
Истица Никулина Н.А. с доводами и требованиями апелляционной жалобы не согласилась. Пояснила, что после выхода на пенсию с сентября 2013 года выплата компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг ей прекращена, что нарушает её права как пенсионера из числа педагогических работников, проработавших в сельской местности.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации Гаврилова Н.Н. высказала несогласие с апелляционной жалобой ОГКУ "МФЦ". Пояснила, что общие вопросы образования и социальной защиты граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04.05.1971 N 255. Названным Постановлением установлено, что за перешедшими не пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж их работы в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. В настоящее время статьёй 47 ФЗ "Об образовании в РФ" предусмотрено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопление и освещение. Изменение формы предоставления мер социальной поддержки с натуральной на компенсационную, а также изменение формы собственности образовательного учреждения не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодательством право педагогических работников на их получение. Наделение органов государственной власти субъектов РФ правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не влечёт право субъектов РФ снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством. Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрены денежные средства на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим в сельской местности. В этом же Федеральном законе указано распределение субвенций бюджетам субъектов РФ на 2013 год на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе Еврейской автономной области. Поэтому решение ОГКУ "МФЦ" о прекращении предоставления истице компенсации на возмещение расходов по оплате жилья и коммунальных услуг является неправомерным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, выслушав пояснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что истица Никулина Н.А. с 08.09.1978 работала учителем в школах Ленинского района ЕАО. 20.02.2003 она принята преподавателем в Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Биробиджанский сельскохозяйственный техникум". 02.09.2006 она уволена по собственному желанию и 31.08.2007 вновь принята на работу в данное образовательное учреждение. Приказом от 27.08.2013 N " ... " Никулина Н.А. уволена по ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с ликвидацией учебного заведения.
С 30.12.2004 истице назначена пенсия как педагогическому работнику, работавшему в сельской местности.
Из материалов дела следует, что Биробиджанский сельскохозяйственный техникум был создан 14.10.1930. Учредителем его являлось Министерство сельского хозяйства РСФСР. В соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 июня 2001 года N 740 техникум переименован в федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Биробиджанский сельскохозяйственный техникум". В дальнейшем распоряжением Правительства РФ от 29.12.2011 N 2413-р и постановлением правительства ЕАО N 719-пп от 29.12.2011 учреждение переименовано в областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования "Биробиджанский сельскохозяйственный техникум". На основании приказа N " ... " от 15.01.2013 и постановления правительства ЕАО от 26.10.2012 N 553-пп данное образовательное учреждение прекратило свою деятельность путём реорганизации в форме слияния.
Как усматривается из материалов дела, предметом настоящего спора является право истицы на получение мер социальной поддержки, как пенсионера из числа педагогических работников, работавших в сельской местности.
Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам регулируется положениями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившим в силу с 01.09.2013.
Согласно ч. 8 ст. 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (вступившего в силу 01.09.2013) педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливается Правительством Российской Федерации и обеспечивается за счет ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
До принятия указанного Федерального закона на момент выхода истицы на пенсию на территории Российской Федерации действовал закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 данного Закона, в редакции, действовавшей до 11.01.2011, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках.
Не привело к утрате названного права педагогических работников и изложение указанной нормы в последней редакции на основании Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ. Абзац 3 п.5 ст. 55 Закона РФ N 3266-1 от 10.07.1992 закреплял право педагогических работников, проживающих в сельской местности, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Данной статьёй предусматривалось, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом в ст.3 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (действовавшей до 01.09.2013), указывалось на то, что нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые во исполнение абзаца 3 пункта 5 ст.55 закона "Об образовании", не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона.
Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ сельской местности". Названным постановлением установлено, что за перешедшими на пенсию педагогическими работниками сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж их работы в образовательных учреждениях сельской местности составляет не мене 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 437, от 24 января 1985 года N 85. Приведенные положения сохранили свое действие и применялись после принятия Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании"
Во исполнение ч. 8 ст. 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 26.10.2013 N 963, которым утверждены правила предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) (далее Правила). Данными Правилами установлено, что вышеуказанным педагогическим работникам ежемесячная компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей осуществляется организацией со дня возникновения у работника права на ее получение одновременно с выплатой заработной платы за первую половину текущего месяца с отражением в отдельной ведомости.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с осуществлением ежемесячной компенсации, производится за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых главным распорядителем средств федерального бюджета, к ведению которых относятся организации.
Статьей 1 закона Еврейской автономной области N 902-ОЗ от 01.03.2011 (далее закон N 902-ОЗ) в редакции, действовавшей до 16.02.2014, установлено, что компенсация расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в денежной форме производится специалистам, к которым отнесены педагогические работники областных и муниципальных образовательных учреждений, а также пенсионеры из числа специалистов, проработавшие в сельской местности не менее 10 лет и на день перехода на пенсию пользовавшиеся льготами по оплате жилья и коммунальных услуг. Согласно ч.2 ст.3 данного Закона специалистам и пенсионерам из числа педагогических работников компенсируются в размере 100 процентов: расходы по найму жилого помещения в государственных и муниципальных жилищных фондах, плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плата за отопление, в домах, не имеющих центрального отопления - по оплате топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и компенсация транспортных услуг по его доставке; а также плата за освещение в размере 42 кВт.ч в месяц на жилое помещение.
Истица Никулина Н.А. уволена из техникума 28.08.2013 в связи с его ликвидацией. Компенсационные выплаты за жилое помещение, коммунальные услуги до увольнения из образовательного учреждения она получала как преподаватель областного государственного образовательного учреждения. При этом ей компенсировали расходы в полном объеме, исходя из положений закона N 902-ОЗ.
Решением ОГКУ "МФЦ" от 11.10.2013 ей отказано в компенсационных выплатах в связи с тем, что она утратила право на меры социальной поддержки, предусмотренные вышеуказанным законом.
Законом Еврейской автономной области N 452-ОЗ от 24.01.2014 в п.2 ст.1 закона N 902-ОЗ от 01.03.2011 внесены изменения, согласно которым компенсация расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в денежной форме предоставляется также пенсионерам из числа педагогических работников государственных образовательных учреждений, отработавших в Еврейской автономной области не менее 15 лет. Данная редакция Закона вступила в законную силу 16.02.2014. Следовательно, истица, будучи пенсионером из числа педагогических работников государственного образовательного учреждения, исходя из её трудового стажа, с указанной даты приобретает право на данные компенсационные выплаты.
В суде апелляционной инстанции истица пояснила, что с 13.01.2014 она работает педагогом в школе. После возобновления педагогической деятельности в муниципальном образовательном учреждении с вопросом о выплате компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг к ответчику ОГКУ "МФЦ" она не обращалась. Представитель ответчика ОГКУ "МФЦ" Галушин В.С. пояснил, что в случае обращения истицы с соответствующими документами компенсация ей будет произведена с 13.01.2014 как действующему педагогическому работнику муниципального образовательного учреждения области.
Таким образом, право истицы, как пенсионерки из числа педагогических работников сельской местности, на компенсационные выплаты было нарушено в период с 01.09.2013 по 12.01.2014. За указанный период, исходя из представленных истицей квитанций, ею не получены выплаты в сумме " ... " рублей " ... " копейки.
В связи с тем, что истица отработала более 10 лет в качестве педагогического работника в сельской местности, при выходе на пенсию у неё имеется право на получение компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, что не отрицается ответчиками.
Поскольку право на указанные меры социальной поддержки у неё, как пенсионерки, возникло в период работы в федеральном образовательном учреждении, исходя из анализа норм, регулирующих порядок предоставления социальных гарантий педагогическим работникам, работающим в сельской местности, судебная коллегия считает, что суммы компенсационных выплат за период с 01.09.2013 по 12.01.2014 подлежат взысканию с Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования и возлагая на ОГКУ "МФЦ" обязанность возобновить Никулиной Н.А. выплату компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, суд первой инстанции не учёл, что Законом ЕАО от 01.03.2011 N 902-ОЗ (в редакции от 18.07.2012, действующей до 16.02.2014) компенсация указанных расходов предусматривалась пенсионерам из числа педагогических работников областных и муниципальных образовательных учреждений, в то время как право на пенсию истица получила, осуществляя педагогическую деятельность в федеральном государственном образовательном учреждении.
Довод представителя Министерства финансов РФ Гавриловой Н.Н. о том, что выплата истице компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг должна осуществляться за счёт средств бюджета ЕАО противоречит ст. 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", согласно которой размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются Правительством РФ и обеспечиваются за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 предусмотрено предоставление субъектам РФ субсидий на компенсацию фактически понесённых бюджетами субъекта РФ и местными бюджетами затрат на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счёт средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, и проживают в сельской местности.
То обстоятельство, что Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено предоставление субвенций субъектам РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан не свидетельствует о предоставлении финансирования субъектам РФ на реализацию указанных социальных прав пенсионерам из числа педагогических работников федеральных образовательных учреждений. В то время как, исходя из ст. 84 Бюджетного кодекса РФ финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Отсутствие установленного законодательством порядка возмещения указанных расходов, как на федеральном, так и на региональном уровне в спорный период, то есть с 01.09.2013 по 12.01.2014, не является основанием для умаления прав истицы, как пенсионерки из числа педагогических работников сельской местности, на получение компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новое решение, которым взыскать с Министерства финансов РФ за счёт казны Российской Федерации в пользу Никулиной Н.А. " ... " рублей " ... " копейки в счёт компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 01.09.2013 по 12.01.2014. В удовлетворении иска к Еврейской автономной области в лице правительства ЕАО, ОГКУ "МФЦ" отказать.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда ЕАО от 12 декабря 2013 года отменить.
Вынести по делу новое решение следующего содержания:
"Исковые требования Никулиной Н.А. к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг удовлетворить.
Взыскать с Министерства финансов РФ за счёт средств казны Российской Федерации в счёт компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 01.09.2013 по 12.01.2014 в пользу Никулиной Н.А. " ... " рублей " ... " копейки.
В удовлетворении требований Никулиной Н.А. к Еврейской автономной области в лице правительства ЕАО, областному государственному казённому учреждению "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО" отказать".
Апелляционную жалобу областного государственного казённого учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области" считать удовлетворённой.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.