Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
Председательствующего Блиновской Е.О.,
судей: Мелехиной Т.И., Начарова Д.В.,
при секретаре Ячигиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению (ФИО)1 о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности,
заинтересованные лица управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (дал также управление Росреестра), (ФИО)11,
по апелляционной жалобе управления Росреестра на решение Нефтеюганского районного суда от 9 августа 2013 года, которым постановлено:
"заявление (ФИО)1 о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности удовлетворить.
Обязать управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре произвести государственную регистрацию перехода права собственности (ФИО)12 к (ФИО)1 на нежилое помещение, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, (адрес) состоящее из двух помещений, санузла и подсобного помещения, общей площадью 80,7 кв. м., нежилое помещение, расположенное по адресу: (адрес), состоящее из помещения и санузла, общей площадью 58,7 кв. м., нежилое помещение, расположенное по адресу: (адрес), состоящее из помещения и санузла, общей площадью 58,5 кв. м., нежилое помещение, расположенное по адресу: (адрес), состоящее из трех помещений и санузла, общей площадью 80,6 кв. м".
Заслушав доклад судьи Блиновской Е.О., объяснения представителя заинтересованного лица управления Росреестра по доверенности Исраиловой С.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
(ФИО)1 обратился в суд с заявлением о понуждении управления Росреестра произвести регистрацию права собственности на объекты недвижимого имущества N (номер) в многоквартирном (адрес).
Требования мотивировал тем, что (дата) между ним и (ФИО)5 заключены договоры участия в долевом строительстве в отношении указанных нежилых помещений, а (дата) (ФИО)5, посредством мирового соглашения обязался передать их в его собственность, однако условия соглашения не исполнил.
Его заявление о регистрации права собственности на спорные нежилые помещения решением Росреестра от (дата) оставлено без удовлетворения по мотивам отсутствия сведений о вводе нежилых помещений в эксплуатацию. Считает отказ незаконным, поскольку представленные им документы для регистрации права собственности являлись достаточными и соответствовали требованиям действующего законодательства.
Дело было рассмотрено в отсутствии заинтересованных лиц.
Не согласившись с решением, управление Росреестра подало апелляционную жалобу, в ходе рассмотрения которой судебная коллегия по определению от 24 декабря 2013 года перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, ввиду не извещения судом заинтересованного лица, управления Росреестра, о месте и времени рассмотрения дела.
В письменных пояснениях, в дополнение к доводам апелляционной жалобы об их не уведомлении о судебном заседании, управление Росреестра, указывая на обоснованность принятого им решения об отказе прав заявителя на недвижимое имущество по вышеуказанному адресу, указывает, что (ФИО)5 в регистрации права собственности на спорные помещения по его заявлениям, поданным (дата) было отказано, ввиду непредставления правоустанавливающих документов, подтверждающих факт ввода в эксплуатацию нежилых помещений за номерами (номер), вместе с жилым домом, притом, что право собственности на весь жилой (адрес), находящийся по адресу: (адрес) (адрес), было прекращено по заявлению самого (ФИО)5 от (дата) Дата прекращения права- (дата)
(ФИО)1 обратился за регистрацией права собственности на названные нежилые помещения (дата) г., основным представленным им документом являлось решение Нефтеюганского районного суда от (дата) о признании незаконным отказа в регистрации и возложении обязанности произвести государственную регистрации перехода права собственности.
Так как (ФИО)5 собственником не являлся, переход от него права собственности не подлежит регистрации в силу закона.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица управления Росреестра по доверенности Исраилова С.П. поддержала доводы, изложенные в письменных пояснениях, подчеркнув, что право собственности на весь жилой дом у (ФИО)5 было прекращено по его заявлению в (дата) году, поэтому при его обращении за регистрацией нежилых помещений были потребованы дополнительные документы, которые им не представлены. По тем же основаниям отказано в регистрации собственности (ФИО)1
Заявитель (ФИО)1 надлежащим образом, телеграммами, полученными 31.01.2014 г. как его супругой, так и его представителем по доверенности Новокрещеновой О.В. (через уполномоченное лицо) в суд не явился, об уважительных причинах для неявки не сообщил, отложить слушание дела не просил.
(ФИО)5 в судебное заседание не явился, уведомлялся телеграммой по последнему известному месту жительства (где зарегистрирован по настоящее время), и считается извещенным надлежащим образом по правилам ст. 119 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав представителя управления Росреестра Исраилову С.П., судебная коллегия оснований для удовлетворения заявления (ФИО)1 не усматривает, ввиду нижеследующего.
Как следует из материалов дела, (дата) между (ФИО)5 (застройщиком) и (ФИО)1 (дольщик) заключены договоры NN (номер) участия в строительстве многоквартирного дома, по условиям которого застройщик обязался своими силами и с привлечением других лиц построить дом и, после получения разрешения на ввод в эксплуатацию передать дольщику объекты долевого строительства - нежилые помещения за номерами (адрес), а дольщик обязался направить собственные или привлеченные денежные средства на строительство объекта в размере, определенном сторонами в договорах (л.д.20-35).
Из свидетельства о государственной регистрации права от (дата) следует, что за (ФИО)5 было зарегистрировано право собственности на многоквартирный жилой дом с цокольным этажом (л.д. 37).
Определением Нефтеюганского районного суда от 2 сентября 2011 года между сторонами утверждено мировое соглашение, по условиям которого (ФИО)5 обязался передать в собственность (ФИО)1 спорные жилые помещения (л.д.78).
(дата) (ФИО)1 обратился в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорные нежилые помещения, предоставив одновременно с заявлением определение Нефтеюганского районного суда от 2 сентября 2011 года.
(дата) в государственной регистрации было отказано по мотивам того, что договоры долевого участия в строительстве от (дата) не зарегистрированы в установленном законом порядке, в разрешении на ввод в эксплуатацию дома отсутствует указание на ввод в эксплуатацию спорных помещений, отсутствует соглашение собственников квартир в многоквартирном доме на передачу нежилых помещений и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию после реконструкции объекта, где предполагался вывод указанных нежилых помещений из общего имущества в многоквартирном доме.
Оспаривая данный отказ, (ФИО)1 исходит из того, что разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного (адрес) находится в распоряжении Росреестра, который ранее осуществил регистрацию договоров купли-продажи квартир в спорном многоквартирном доме и переход права собственности на них.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N (номер) от (дата), которым располагает Росреестр, сведений о вводе в эксплуатацию спорных нежилых помещений в указанном многоквартирном доме не содержит.
В представленных (ФИО)1 в материалы дела технических паспортах на нежилые помещения имеется ссылка на разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N (номер) от (дата). Доказательств того, что Росреестр располагает последним разрешением, не установлено.
Кроме того, из буквального толкования по правилам ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации представленных в материалы дела договоров участия в строительстве многоквартирного дома от (дата) N (номер) следует, что указанные договоры по своему содержанию являются договорами купли-продажи будущей вещи, т.е. спорных нежилых помещений, которые будут созданы в будущем, что не противоречит п.2 ст. 455 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому предметом договора купли-продажи может быть как товар, имеющийся в наличии у продавца в момент заключения договора, так и товар, который будет создан или приобретен продавцом в будущем.
В силу п. 5 ст. 454 Кодекса к отдельным видам договора купли-продажи применяются положения, предусмотренные параграфом 1 гл. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено правилами Кодекса об этих видах договоров.
В связи с тем, что параграф 7 гл. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержит положений, запрещающих заключение договоров купли-продажи в отношении недвижимого имущества, отсутствие у продавца в момент заключения договора права собственности на имущество само по себе не является основанием для признания такого договора недействительным. В то же время для государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю (ст. 131 и 551 того же кодекса) продавец должен обладать правом собственности на него.
Аналогичные положения содержатся и в абз.4 ч.2 ст.13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту Закон N 122-ФЗ), согласно которому государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.
(ФИО)8 право собственности на спорные нежилые помещения не зарегистрировал, что следует из сообщения об отказе в государственной регистрации, которое им оспорено не было. Соответственно, не может быть зарегистрирован переход права собственности на помещения к (ФИО)1
В соответствии со ст. 554 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.
При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Данных, определяющих расположение подлежащих передаче (ФИО)1 помещений в составе многоквартирного дома, в частности этаж, на котором они расположены, договоры участия в строительстве многоквартирного дома не содержат, поэтому оснований считать их заключенными не имеется.
В соответствии с частями 1,2 ст. 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности,
При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
(ФИО)5 от регистрации прав уклоняется. Утвержденное определением Нефтеюганского районного суда от (дата) мировое соглашение основанием для регистрации перехода права собственности на спорные помещения от (ФИО)5 к (ФИО)1 не является, так как, по тексту, предусматривает передачу права собственности от (ФИО)5, что само по себе не означает факт признания наличия такого. Решение по правилам п.3 ст. 551 Гражданского кодекса Российской Федерации судом не принималось. Документы, необходимые для проведения регистрации, не предоставлены.
В пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" судам разъяснено следующее: "За регистрацией перехода права собственности вправе обратиться покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам главы 25 ГПК РФ.
Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате и удовлетворяет требование покупателя, если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца".
(ФИО)1 доказательств того, что спорные помещения находятся в его владении, и им исполнена обязанность по оплате договоров, не представлено.
Отказ в регистрации управления Росреестра основан не на отсутствии продавца, а на отсутствии необходимых для регистрации перехода права собственности документов.
При таком положении оснований для признания отказа Росреестра незаконным не имеется.
Руководствуясь статьями 198, 199, 297 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нефтеюганского районного суда от 9 августа 2013 года отменить, принять по делу новое решение.
(ФИО)1 в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в государственной регистрации права собственности на нежилые помещения N (адрес), отказать.
Председательствующий Блиновская Е.О.
Судьи: Мелехина Т.И.
Начаров Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.