Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Мосиявич С.И.,
судей Ощепкова Н.Г. и Зотиной Е.Г.,
при секретаре Умниковой Е.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании, в апелляционном порядке, гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального предприятия "Салехардэнерго" муниципального образования город Салехард (МП "Салехардэнерго"),
на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от "27" ноября 2013 года, которым признано незаконным бездействие МП "Салехарэнерго" МО г. Салехард по не размещению на официальном сайте в январе - августе 2013 года информации предусмотренной пп.3 п.19 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" с возложением соответствующей обязанности.
Заслушав докладчика судью суда Ямало-Ненецкого автономного округа Ощепкова Н.Г., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Салехард, в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия МП "Салехардэнерго" МО г. Салехард выразившемся в непринятии мер по размещению на официальном сайте в январе-августе 2013 года информации, предусмотренной пп.3 п.19 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" с возложением соответствующей обязанности.
В обосновании заявления указано, что прокуратурой г. Салехард при проведении проверки требований федерального законодательства было выявлено, что МП "Салехардэнерго" МО г. Салехард допущено нарушение требований пп.3 п.19 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". В период январь - август 2013 года сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства РФ, на официальном сайте не размещались. При том, что решением Городской Думы МО г. Салехард N 92 от 30.11.2012 года действия названного федерального закона распространено на указанное юридическое лицо. По мнению прокурора, неисполнение МП "Салехардэнерго" МО г. Салехард публично - значимых функций по размещению сведений на официальном сайте нарушает интересы неопределенного круга лиц на доступ к предусмотренной законом информации и нарушает принципы гласности и прозрачности закупок.
В возражениях на заявление, МП "Салехарэнерго" МО г. Салехард указало, что согласно действующему законодательству такие сведения размещаются в случае закупок, сведения о которых составляют государственную тайну либо в отношении которых приняты решения Правительства Российской Федерации и таких закупок в январе - августе 2013 года не осуществлялось.
Суд постановил решение, которым заявление прокурора удовлетворил.
С решением суда не согласно МП "Салехарэнерго" МО г. Салехард.
В апелляционной жалобе генеральный директор Стратий Ю.Ф., просит решение суда отменить с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления. Анализируя законодательство, полагает, что законных оснований для удовлетворения заявления прокурора не имелось, поскольку обязанность по размещению информации на официальном сайте отсутствовала.
В возражениях на апелляционную жалобу, прокурор г. Салехард полагал решение суда законным и обоснованным, поскольку и информация о количестве заключенных договоров - "0", подлежит обязательному опубликованию на официальном сайте.
Представитель заинтересованного лица МП "Салехарэнерго" МО г. Салехард - Ехлаков М.П. действующий на основании доверенности, в суде апелляционной инстанции, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Прокурор Давыдова Л.А., в суде апелляционной инстанции, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица Ехлакова М.П., прокурора Давыдовой Л.А., проверив материалы дела, обсудивдоводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с п.4 ч.1, п.3 ч.2 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке является: неправильное применение норм материального права - неправильное истолкование закона.
При рассмотрении настоящего дела, судом первой инстанции были допущены такого характера нарушения, которые выразились в следующем.
Удовлетворяя заявление и признавая незаконным бездействие МП "Салехардэнерго" МО г. Салехард по не размещению информации предусмотренной пп.3 п.19 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в январе - августе 2013 года, суд первой инстанции по существу сделал вывод, что такие сведения подлежат размещению на официальном сайте независимо от наличия или отсутствия договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации.
Между тем с таким выводом суда первой инстанции, Судебная коллегия согласиться не может.
Пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" определено, что настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг: муниципальными унитарными предприятиями, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Согласно части 8 статьи 8 Федерального закона, муниципальные унитарные предприятия, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, применяют положения настоящего Федерального закона с 1 января 2014 года, если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования.
Решением Городской Думы МО город Салехард от 30.11.2012 N 92 "О применении Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на территории муниципального образования город Салехард" предусмотрено, что положения названного Федерального закона муниципальными унитарными предприятиями применяются с 01 января 2013 года.
Как установлено судом и не оспаривается заинтересованным лицом, положения названного Федерального закона распространяются на муниципальное предприятие "Салехардэнерго" муниципального образования город Салехард.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона установлено, что в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.
В соответствии с пунктом 3 части 19 статьи 4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе: сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи.
Анализ данных правовых норм названного Федерального закона, указывает на то, что информация, подлежащая размещению в единой информационной системе должна содержать сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации.
Таким образом, размещаемая информация должна содержать определенные количественные показатели.
В связи с чем, в случае отсутствия в отчетном периоде фактической закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации, на заказчика не может быть возложена обязанность по размещению информации об отсутствии таких закупок в отчетном периоде.
Иные выводы суда, основанные на этих же положениях закона, основаны на ошибочном толковании указанных правовых норм.
При этом необходимо обратить внимание, что статьи указанного Федерального закона содержат части, а не пункты и пункты, а не подпункты как ошибочно посчитал суд первой инстанции и прокурор в заявлении.
Кроме этого судом не учтены следующие существенные обстоятельства.
Как видно из представленных прокурором распечаток с официального сайта единой информационной системы, любое заинтересованное лицо вправе задать в параметрах поиска на официальном сайте графы содержащие ссылки на: договоры, заключенные заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации (л.д. 10, 13, 15).
При этом в случае фактического наличия у МП "Салехардэнерго" МО г. Салехард в отчетном периоде заключенных договоров такой категории, сведения об их опубликовании с указанием количественных показателей на официальном сайте представляются. В противном случае, в виду их фактического отсутствия в отчетном периоде, сведения о них не заполняются, и запрашивающее лицо имеет возможность сделать однозначных вывод об отсутствии такой категории договоров у конкретного юридического лица в отчетном периоде.
Поскольку, как уже было отмечено выше, закон не возлагает обязанности на заказчика по заполнению граф информационной системы с указанием на нулевые показатели, а сведения о фактически произведенной закупки в параметрах поиска предусмотрены, оснований считать, что были нарушены принципы гласности и прозрачности закупок, не имеется.
Аргументы в возражениях прокурора на апелляционную жалобу, о том, что подлежит размещению информация о количестве заключенных договоров - "0", не учитывают, что исходя из положений ч.1 ст. 1, ст. 4 указанного Федерального закона, информационное обеспечение в целях развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, направлено на доведение до сведения неограниченного круга лиц информации о фактически произведенной закупки, а не об ее отсутствии.
При этом вопреки доводам прокурора, в силу пункта 3 части 19 статьи 4 Федерального закона, подлежит опубликованию неразрывно связанные между собой не только определенные количественные показатели договоров но и их общая стоимость.
На отсутствие обязанности заказчика по размещению в единой информационной системе информации о нулевых показателях (либо соответствующее словесное указание) при не осуществлении закупки и не заключении договоров, сведения о которых составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 Федерального закона, указывают следующие нормативно - правовые акты.
Так, в пунктах 45 и 46 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 N 908 "Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке" предусмотрено, что на официальном сайте размещается документ, содержащий сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, то есть о фактически заключенных договорах и их ценовом выражении.
ФАС России в письме от 24.12.2012 N ИА/44025/12 разъясняя вопросы применения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" указывала, что при закупке, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, размещается информация, предусмотренная данным Федеральным законом, в том числе сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации.
Таким образом, речь идет о конкретной информации: о количестве и общей стоимости фактически заключенных по результатам закупки договоров, то есть предусматривающей не "нулевые", а определенные количественные показатели.
Как следует из материалов дела и установлено судом, МП "Салехарэнерго" МО г. Салехард, в период январь-август 2013 года, закупку, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 Федерального закона, не производило.
Представленные прокурором распечатки с официального сайта Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц, подтверждают и позволяют сделать однозначный вывод, что закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации, МП "Салехардэнерго" МО г. Салехард не осуществлялись.
Поскольку такая закупка в указанный период МП "Салехардэнерго" МО г. Салехард не осуществлялась, какие - либо количественные сведения о заключенных договорах указанной категории и их стоимости официальный сайт не содержит, что согласуется с приведенными положениями закона.
Выводы суда, что и при отсутствии закупки предусмотренной пунктом 3 части 19 статьи 4 Федерального закона, заказчик обязан размещать информацию (нулевую) на официальном сайте, основаны на неправильном толковании норм Федерального закона и незаконного бездействия МП "Салехардэнерго" МО г. Салехард допущено не было.
Таким образом, применительно к части 4 статьи 258 ГПК РФ, в удовлетворении заявления прокурора о признании незаконным бездействия МП "Салехардэнерго" МО г. Салехард выразившемся в не размещении на официальном сайте сведений о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 Федерального закона с возложением соответствующей обязанности, необходимо отказать.
При вынесении решения судом первой инстанции не были приняты во внимание указанные обстоятельства, приведенные положения законодательства применены неправильно, в связи с чем, решение суда, нельзя признать законным.
Согласно п.2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новое решение.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия признает решение суда первой инстанции подлежащим отмене полностью.
С учетом установленных обстоятельств, Судебная коллегия, находит возможным, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления прокурора, отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 ноября 2013 года - отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления прокурора г. Салехард о признании незаконным бездействия МП "Салехардэнерго" МО г. Салехард, выразившемся в непринятии мер по размещению на официальном сайте www.zakupki.gov.ruв январе - августе 2013 года информации предусмотренной пунктом 3 части 19 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" с возложением соответствующей обязанности по размещению указанной информации на официальном сайте - отказать.
Председательствующий подпись
Судьи подпись подпись
Копия верна: Судья суда ЯНАО Н.Г. Ощепков
Копия верна: Секретарь суда Н.Н. Копейкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.