Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Кисилевской Т.В.,
судей коллегии Рахимкуловой Н.Р., Бреевой С.С.,
при секретаре Минаковой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации города Новый Уренгой на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 декабря 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации г. Новый Уренгой в предоставлении социальных выплат на приобретение жилья Мочалову А.А., Мочаловой А.В. и их несовершеннолетним детям: ФИО1 и ФИО2.
Обязать Администрацию г. Новый Уренгой предоставить Мочалову А.А., Мочаловой А.В. и их несовершеннолетним детям: ФИО1 и ФИО2 на состав семьи четыре человека социальную выплату в соответствии с постановлением Правительства ЯНАО от 27.12.2010 года N535 "Об утверждении порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Рахимкуловой Н.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мочалов А.А. и Мочалова А.В., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к Администрации города Новый Уренгой, Правительству ЯНАО о признании права на получение социальной выплаты. В обоснование заявленных требований указали, что проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м., приобретенной ДД.ММ.ГГГГ с привлечением заемных денежных средств ОАО "Запсибкомбанк".
15 ноября 2010 года Администрацией города Новый Уренгой их семья признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
8 февраля 2013 года Администрация города проинформировала их о включении их семьи в список семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году.
Решением Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ им отказано в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, на том основании, что общая площадь приобретенного ими жилого помещения из расчета на каждого члена молодой семьи меньше учетной нормы площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления.
В судебном заседании истец Мочалов А.А. и его представитель адвокат Рейзов Э.А. поддержали заявленные требования по изложенным в иске доводам.
Представитель ответчика Администрации города Новый Уренгой Середа О.В. в судебном заседании исковые требования не признала, указала, что приобретенное Мочаловыми жилое помещение не соответствует требованиям нормативных актов, а именно общая площадь жилого помещения менее 12 кв.м. (учетной нормы) на человека, что является основанием для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства.
Представитель ответчика Правительства ЯНАО в судебном заседании участия не принимал.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе представитель Администрации города Новый Уренгой Середа О.В. просила постановленное судом решение отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, привела доводы аналогичные изложенным в судебном заседании.
В возражениях на апелляционную жалобу Мочалов А.А. и Мочалова А.В. просили решение суда оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права граждан на жилище.
В силу пп. "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путём предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.
Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года N 675 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы. В ее состав включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
ПостановлениемПравительства РФ от 13 мая 2006 года N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 года.
Основной целью указанной подпрограммы являлось предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Признание молодых семей нуждающимися в предоставлении социальной выплаты, а также участниками подпрограммы и ведение их учета осуществляли органы местного самоуправления.
В целях реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, а также подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав окружной целевой программы "Жилище" на 2006 - 2010 годы, утвержденной постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 июля 2009 года N 382-А "Об окружной целевой программе "Жилище" на 2006 - 2010 годы", постановлением Администрации ЯНАО от 20 февраля 2009 года N 73-А было утверждено Положение о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям в ЯНАО.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, в состав которой также включена Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы.
Постановлением Правительства ЯНАО от 27 декабря 2010 года N 535-П был утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительства) жилья молодым семьям в ЯНАО, согласно пункту 3 которого, обязательства по предоставлению социальных выплат молодым семьям, принятые в рамках ранее действующих нормативных правовых актов ЯНАО сохраняются до полного их исполнения.
Как установлено судом 9 ноября 2010 года семья Мочаловых, в составе из трех человек: Мочалова А.В., Мочалов А.А. и несовершеннолетний ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, обратилась с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение молодых семей" окружной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Решениями Администрации города Новый Уренгой от 15 ноября 2010 года семья Мочаловых признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".
19 ноября 2010 года истцами был заключен договор купли-продажи с использованием кредитных средств банка, по которому в их собственность передано жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м.
16 мая 2011 года между Администрацией города и истцами было заключено соглашение об обязательстве молодой семьи после получения социальной выплаты в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" переоформить приобретенное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" собственность всех членов молодой семьи.
2 декабря 2011 года истцы обратились с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение молодых семей" окружной целевой программы "Жилище" на 2006-2010 годы их семьи в составе четырех человек, с учетом родившегося в ДД.ММ.ГГГГ ФИО2.
8 февраля 2013 года Администрация города направила в адрес истцов уведомление о включении их семьи в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году.
8 июля 2013 года между Администрацией города и истцами вновь было заключено соглашение об обязательстве молодой семьи после получения социальной выплаты в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" переоформить приобретенное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" собственность всех членов молодой семьи.
Решением Администрации города 23 сентября 2013 года истцам отказано в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в соответствии с абз. 2 п. 6.16 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в ЯНАО, на том основании, что общая площадь приобретенного ими жилого помещения меньше учетной нормы в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты.
Как следует из пункта 6.16 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительства) жилья молодым семьям в ЯНАО, утвержденному Постановлением Правительства ЯНАО от 27 декабря 2010 года N 535-П, приобретаемое жилое помещение должно находиться на территории автономного округа, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается (строится) жилое помещение.
Общая площадь приобретаемого либо строящегося жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту приобретения (строительства) жилья.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из суммарного размера общей площади приобретенного истцами жилого помещения, общей площадью "данные изъяты" кв.м. и общей площади, приходящейся на 1/3 доли в праве собственности на квартиру в городе Волжский Утес Самарской области, приобретенную истицей Мочаловой А.В. в порядке приватизации до регистрации брака.
Приведенный вывод суда не основан на законе, поскольку из действующего Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительства) жилья молодым семьям в ЯНАО прямо следует, что требования по соответствию учетной норме площади жилого помещения предъявляются непосредственно к приобретаемому (стоящемуся) жилью без учета площади иных жилых помещений, находящихся в собственности членов молодой семьи.
Вместе с тем, указанное не влияет на существо решения суда, и не свидетельствует о его незаконности.
Как правильно указал суд, ответчик, включая молодую семью истцов в качестве участника указанной подпрограммы в список семей-претендентов на получение социальной выплаты, взял на себя определенное публично-правовое обязательство по её социальной поддержке.
В течение длительного периода с 2010 по 2013 года ответчик своими решениями подтверждал наличие у истцов права на получение социальной выплаты, располагая при этом информацией о приобретенном ими жилом помещении и составе семьи, проводя в каждом случае экспертизу документов, представленных истцами. При этом со стороны последних не было допущено фактов предоставления недостоверной информации, либо иного злоупотребления правом.
Последующий отказ истцам в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты произведен в нарушение общеправового принципа правовой определенности, предполагающего стабильность правового регулирования, гражданского оборота и существующих правоотношений, а потому обоснованно признан судом незаконным.
Поскольку суд первой инстанции правильно установил юридически значимые для дела обстоятельства, существенных нарушений норм материального или процессуального права при разрешении спора допущено не было, оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий(подпись)
Судьи(подписи)
Копия верна:
Судья суда ЯНАО Н.Р. Рахимкулова
Секретарь суда ЯНАО Н.Н. Копейкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.